Сочинить нельзя копировать

Олег Риф
*Творческой личностью может быть только тот, кто удовлетворяет в поиске нового духовные потребности. Удовлетворение материальных потребностей при этом не больше, чем бонус.

А в случае если материальное становится целью, то творчества и не возникает, поскольку инстинктивно-гормональные функции уже удовлетворены в результате выполнения коммерческого заказа. Творчество не средство, но цель.


*Поэт либо есть, либо его нет. Это музыкант или художник может быть получше или похуже. Музыке можно обучить. Живописи же – вопрос, но тоже решаемый. В конце концов, нарисовал художник нечто на холсте:

– Ну, как тебе?.. Да ни фига ты, батенька, в живописи и не смыслишь!

Картина защищает художника. Независимо от его способностей. Слова тут не работают. Музыка, качественно исполненная и записанная, также защищает исполнителя. Лишь Поэзии, по моему твёрдому убеждению, обучить нельзя. Слишком тонкая материя.

Ибо: фальш в живописи – тот или иной штрих, цвет, линия, композиция...
Фальш в музыке – явный диссонанс, отсутствие баланса аранжировки, гармонии и пр.
Фальш в поэзии – нонсенс! Сами почувствуете. Ведь вас не обманешь? Если только вы Поэт.


*Стоит любому человеку столкнуться с чем-то незнакомым и непохожим на всё ему известное, он сразу принимается искать аналогии. Всё новое озадачивает.


*Абсолютно убеждён, что мы современники отнюдь не Смутного времени, Эры Тотального Нивелира и всякой дурацкой глобалистики. На мой взгляд, золото всегда на дне. А на поверхности обычно плавает известно что.

Признание же и прочие цацки сильных мира сего – лишь фетиши Тщеславия. Была бы жива наша Муза... Творите, друзья. Весь Космос – ваш.


*Понятие «креатив» есть коммерческий суррогат творчества и одноразовый продукт потребления.


*Простое объяснение тому, почему мы не поём на голоса так, как это делает любая западная группа: у нас нет культуры церковного пения, в отличие от католиков и лютеран, которые поют хором с детства.


*Ремесленник от пассионарного сочинителя отличается так же, как проститутка от  ветреной особы: в то время как первая требует денег за услуги, не получая при этом особого удовольствия (за исключением некоторых непрофессиональных случаев), дела другой обстоят с точностью до наоборот. Деньги её интересуют в гораздо меньшей степени, чем получаемое удовольствие. К тому же деньги ведь надо отрабатывать.


*Увлечься гитарой – значит провалиться в ящик Пандоры: освоить этот инструмент полностью не хватит одной человеческой жизни. Именно поэтому в мире столько уникальных по манере и технике гитаристов, каждый из которых всего лишь открыл этот инструмент по-своему.


*Любая попытка оценить хорошего исполнителя всегда тенденциозна, ибо на вкус и цвет существует великое многообразие. В том-то и состоит прелесть выбора.


*Любителям не стоит завидовать профессионалам, ведь они относятся к любимому делу не как к ремеслу, приносящему заработок, а скорее как к хобби. Но при наличии серьёзных амбиций приходится и им рано или поздно задумываться о необходимости превращения своего хобби в образ жизни.


*Браво, Шаляпин! Браво, Фёдор Иванович: «Голос есть не механические приёмы звукоизвлечения, а многомерная составляющая развития личности».


*О критике и авторитетах. Картина сама должна себя защищать – художник уже сделал работу. Ф. Меркьюри говорил: «Ты настолько хорош, насколько хорошо твоё последнее...» (далее следует подставить требуемое). Когда в Австралии Бобу Дилану некий господин заявил, что его новые песни гораздо хуже старых, Дилан ответил ему: «Я-то хотя бы песни пишу. А вот ты, чем ты занимаешься?..»
 
Критика должна быть конструктивной, тогда она развивает творчество. «Что-то я не припомню ни одного талантливого критика. Зато сколько на свете талантливых музыкантов!» (непрямая цитата из П. Маккартни).


*О соревновании в искусстве. Любое состязание есть работа на результат. Стремление к успеху любого рода неизбежно уводит в сторону от творчества. Человек начинает искать компромиссы в ущерб новаторству.


*Дэвид Боуи на вопрос, неужели он до сих пор чувствует на сцене то же самое, что и в юности, ответил: «...кровь приливает к тем же местам, но никто уже не получает от этой эрекции удовольствия».
 
Интенсивная гастрольная деятельность при всех плюсах сценического прогресса и подъёма творческого энтузиазма ведёт к стагнации. У артиста просто отсутствует время и не остаётся энергии для сочинения нового материала.
 
К тому же процесс донесения доброго и вечного до ушей слушателя связан со значительными административными и финансовыми затратами. Всё это отвлекает и утомляет. Но если с утра снова потянулся за гитарой – значит, ты ещё не умер.


*Мы живём в мире иллюзий, а потому жизнь наша будет такой, какую мы себе сочиним.


*Москва давно подменила содержание формой. Прикид и понты теперь гораздо важнее музыки и стихов. Питер – более живой город. Ибо знает цену жизни, страдания и смерти. Если одним словом охарактеризовать мои субъективные впечатления от столиц, получится просто: Москва – отчуждение, Питер – вдохновение.


*В книге Томаса Вулфа «Домой возврата нет» автор говорит о популярности как о «признании дураков». Всё, что быстро становится популярным, нравится большинству. К сожалению, умные, читающие и мыслящие люди его не составляют.
 
Не честнее ли художнику оставаться бессребреником и пребывать в безвестности, но при своей внутренней свободе, нежели за деньги угождать большинству. На что похоже последнее? Правильно.


*Не стоит опускаться до уровня толпы, надо в ней искать человеков и вытягивать их оттуда.


*Когда гитарист слушает гитариста, – это как медик разбирает диагноз, написанный другим медиком. Если почерк хороший, он может покивать головой. Если нет – давайте я вам напишу.


*Забота о собственном имидже отодвигает творчество на второй план. Форма часто призвана поддерживать лишь видимость содержания.


*Рок-н-ролл жив, пока живы его ненавистники.


*Простая истина заключается в том, что пока в наш масс-медийный век рожа артиста не замельтешит в окнах дураков (на экранах ТВ) или в интернете, ходить на него не будут! Формирование целевой аудитории осуществляется не в клубах, а в головах. А туда легче всего влезть через экран.


*Пока масскультура навязывает свои штампы и коммерческие правила, оригинальность нашего творчества не больше, чем претензия на таковую. Не стоит оценивать оригинальность с точки зрения масскультуры.


*Человек, который способен понять и оценить язык музыки и музыку слов, просто не может быть негодяем.


*Хуже музыкантов только художники. Вот уж кого терпеть невыносимо. Если у первых в голове тараканы, то у тех – ещё и клопы!


*Принцип современной поп-музыки: неважно кто нас слушает и их число, лишь бы много было покупателей.


*Некоторые гитаристы напоминают швейную машинку: души нет, зато как шьёт!


*Девиз рок-музыканта: «Тише на репе (репетиции) – чище на сцене».


*Работа певца есть масса рефренов, помноженная на плотность куплетов.


*Главное для басистов – в бочку попадать, а не в стакан. В стакан – главное не попАдать!


*Блюз придумали негры, чтобы белым мальчикам было стыдно его играть.


*На днях узнал о существовании поэта-аутиста. Творчество его никому не известно.


*Приснилось, что я играю в стиле СИМБИК: СИМБиоз Индивидуального и Коллективного… Вот подкорка выдаёт, это надо же…


*Как только творец задумывается о результате, тут же творчество и заканчивается. «Смысл в созидании, но не в созидаемом» (Ф. Судо). Если это, конечно, не ремесло.


*Вспомнилась история с Б. Шоу, выступление которого на сцене однажды было прервано выкриками какого-то хулигана. В то время как весь зал аплодировал. Шоу нисколько не смутился, пригласил того на сцену и, приобняв за плечи, сказал:
 
– Совершенно с вами согласен, молодой человек: моё творчество – полнейшая ерунда!

Затем обвёл свободной рукой публику и продолжил:

– Но посмотрите – что мы, два слабых индивидуума, можем поделать со всеми этими людьми!

Гениальность всегда несёт с собой юмор. Это её и отличает.
 

*Современная культура снискала лавры в номинации «Тара и упаковка». Пора подумать о качестве содержимого.


*В разговоре об одном издании – русско-английском разговорнике, корректура  текста которого была просто ужасающей, я предположил, что корректор-женщина, по всей видимости, во время работы спала.
 
– Спала с издателем?.. – уточнил собеседник.


*В эпоху информационного шума людям одного круга легче общаться, не повышая тона. Творчество в тишине при полном зале всегда означает созвучие душ. В поиске нового мы выходим за рамки багета, а вокруг него – Вселенная Творчества. Здесь нам никто не навязывает установок. Хотя, возможно, мы создаём свои. Да будет наше мировосприятие таким, каким мы его себе сочиним.


*Сверхновые – такие, как Леннон и Меркьюри, например, – вспыхивают и погибают, даря нам всем свет, восторг и надежду, что в Человеке больше божественного, нежели можно подумать...


*Подумалось: а что если подземные переходы, в которых странные музыканты играют неведомую музыку – это порталы откровений, с возможностью перехода в иной музыкальный мир?


*Беда с современным российским кино в том, что с одной стороны нам подсовывают проплаченный Западом продукт, который и собирает там призы. Цель-то показать нас грязными дикарями. Кому нужна Россия как конкурент?
 
А с другой стороны – массовый зритель просит «пазитифф»! Что значит – долой страдание, давай сюда развлечение. А уж этого «добра» – у СМИ и ТВ (хозяева те же) завались. Для чего всё и делается – «пазитифф» заменяет даже и поверхностное познание своей истории и культуры, ведь книг уже почти никто не читает.
 
Вот и получается, что свято место пусто не бывает: продолжается процесс вымывания ценностей и аутентичности нации. Советский Союз развалили, по признанию самих "штатников", 3 вещи: голые задницы, джинсы и кока-кола.
 
Пастуху нужно стадо. Гормонально-рефлекторный электорат. Вспоминается притча о мудреце, который обнаружил таки правду и ужаснулся. Правда ему:
 
– Что, не думал, что я такая страшная?

Мудрец молча кивнул. А Правда:

– А ты пойди и соври.

Даёшь позитив?..


*О рокерах 90-х. Их вклад в искусство, если речь не о шоу-бизнесе, только в том и состоял, что чувствовали и делали всё эти парни по-своему. Многие были прожигателями жизни, которая тогда казалась сплошной суетой, и результат трудов без видимой перспективы был им не особенно интересен. Мы жили самим процессом. Зато всё было абсолютно бескорыстно.
 
Теперь же есть возможность легко доносить материал до самой широкой аудитории, вот только сказать сытым и благоустроенным молодым музыкантам, похоже, нечего. Да и ставят воротилы истеблишмента уже на других лошадей. И часто, увы, не на тех, если речь опять же идёт не о шоу-бизнесе.

Парни 90-х расшибались в буквальном и переносном смыслах, но своим искусством не торговали. Постепенно бунтари становились философами и созерцателями. На расстоянии многое видится мелким. Как, впрочем, и великое видится на расстоянии. Хау. Я сказал.


*Моя умница Маргарита вдруг спросила:

– Как ты думаешь, почему уже никогда школьное образование не будет таким качественным, как в СССР?

– Нет необходимого финансирования?

– Нет.

– Нет уже таких учителей?..

– Не поэтому. Нет уже таких детей.

Не знаю, прочитала ли она где-то или самой эта мысль пришла, но, поразмыслив, я согласился. Годы без идеологии переформатировали сознание целых поколений. Мир никогда уже не будет прежним.


*О фильме "Экипаж" 2016 г.

Вкратце от себя:
1. Главный герой начисто лишён нечистых помыслов (никакого вагиносёрфинга, как в старом фильме). Он ЛЮБИТ.
2. Главный герой, будто напоминание юному поколению, пришёл из славного прошлого – последним Романтиком, чтобы спасти истеричных современников, неспособных к жизни и неготовых к смерти. При этом он совершенно не вписывается в циничные реалии и отовсюду гоним.
3. "Легенда 17" – не только и не просто номер...
Спасибо, Данила Козловский. Верю!
А спецэффекты и прочие глупости жанра не имеют значения. Фильм не об этом.


*Живой музыки стало мало, это печалит. Индустрия нащупала беспроигрышные попсовые клише, и шлёпает аранжировки на компах.

Конечно, талант, как и особый тембр и харизму, никто не отменяет. На это и делают ставку промоутеры. Техногенные средства именно талант и нивелируют в итоге. Даже редкие находки и те начинают походить друг на друга.


*Странное наблюдение: практически ни в одном сборнике рок-музыки из рубрики "Рок в дорогу" или World hits вы не найдёте ни одной композиции Led Zeppelin. За исключением разве что (о, нет – только не это!) Stairway To Heaven). Что ж, до вершины мало кто добирается.


*Никогда не хотел умереть на сцене. Потому что всегда хотел жить на сцене.


*В эпоху тотальной толерантизации всю "чёрную" музыку (блюз, рэп, госпел, спиричуэлс и т. д.) следовало бы объединить в один жанр – цветомузыка.


*Мне было 16, когда меня привели к Шевчуку на прослушивание в ДК Нефтяников в Уфе (1982 г.) Спел ему "Я тоже был весёлым и беспечным". Юре было 24, он казался нам чуть ли ни дедом.
 
Шевчук внимательно выслушал (а я очень гордился тогда собственной аранжировкой этой песни для гитары – это была одна из моих первых попыток сыграть за весь ансамбль, за что позже меня всю жизнь укоряли все кому не лень!), и спрашивает:

– Твоя песня?

– Нет, – говорю. – Группы "Воскресение".
 
Надо было видеть, как Шевчук скривился. По всему чувствовалась антипатия к раскрученному столичному андеграунду.

Тогда ДДТ пели песни про алкоголиков в полуакустике, Шевчук неудачно пытался записаться на "Мелодии", а вскоре наши дорожки и вовсе разошлись. Он перебрался в Питер, а я в – Свердловск.


*О Битлз как о Явлении и Проекте.

"Give peace a chance..." "All you need is love..." Они были созданы в то самое время, когда по праву сильного Штаты обдирали до костей Вьетнам. И много чего ещё нехорошего творилось в мире.

Были созданы как духовная анестезия для поколения детей совсем недавней II Мировой войны. Как громоотвод пассионарности несогласных.

Гениальная музыка, талантливо использованная в качестве инструмента беспощадной и бесчеловечной политики Толстяков.

"Imagine..." Да вы шутите. В век цинизма?.. "Strawberry fields forever!.."


*В наши медийные времена раскрутить можно что угодно. Хоть говно.
И все будут цокать языком – ах, что за шоколад. Было бы бабло.


*Идея становится материальной силой, когда она овладевает кассами! (почти по В. И. Ленину).


*Если бы Гребенщиков был панком, одна из его самых известных песен называлась бы "Этот поезд в говне".
Это всё, что достаточно и, может быть, не нужно знать о социальном протесте.


*Телевизионные конкурсы суррогатов ныне выдают за конкурсы творцов.


*Памяти Барабанщика Олежки Серкова, гр. Черная лестница.

Свердловск, Дворец спорта, лето 1986 г. Приехала с гастролями гр. Москва, помпезные столичные мейнстримеры.

Серков, а ему тогда было всего 15 лет, с трибуны смотрел затаив дыхание: "Как он это делает? (драмер в смысле).

Закончился концерт. Олег убежал от нас и просочился через служебный вход. Мы возвращаемся в общагу на Большакова. Он догоняет. Мы:

- Ну, как, показал тебе барабанщик свой прием?..

Тот молча кивает. Мы:

- Ну, и как?

Серков, отмахнувшись: - А, говно...

Уникальный был Талант. Думаю, в райских кущах он при деле...


Рисунок Анастасии Сухаревой (Комаровой).