2. Тебе о Тебе!

Раев Анатолий Михайлович
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

   1. Однажды я гостил у бабушки по отцовской линии, вместе с родителями. Это была вымершая деревня с населением в пять семей. Находилась она в тайге. Когда-то процветала. Здесь добывали золото. Сейчас зачахла.
   Я сидел на валуне. Прогретый терпимо, камень был гладок, с небольшим возвышением у одного края, будто специально для сиденья. Я бросал камешки в воду, стараясь попасть в шныряющую рыбёшку небольшой речушки. Но как ни старался - это мне не удавалось. Однако, я не злился, я даже был доволен.
   Бабушка несколько раз уходила в дом, потом возвращалась. Она поставила чугунок с картошкой и стала полоскать какое-то бельишко. В конце концов, мне надоело моё занятие и я стал осматриваться в надежде найти новое развлечение. Ничего стоящего не попалось и я углубился в изучение рельефа.
   Деревня, кругом поляны, горы, на склонах деревья, речушка. А вот отчего на всём видимом протяжении ручья много камней, да таких гладких и разного размера?
   - Баба, - меня настолько это заинтересовало, что и не стал мямлить, - баба, а почему здесь так много камней?
   Бабушка, помогая спине рукой, выпрямилась.
   - Золотишко тут было.
   - Золото? - поразился я. Ни отец, ни мать как-то об этом не говорили.
   - Оно.
   - А сейчас его можно найти? - загорелся я.
   - А кто его знает, да на что оно тебе? - бабушка опять полоскала.
   - Так просто, - действительно, зачем?
   - Скверный металл, - она вновь выпрямилась и кажется затаила какую-то мысль.
   - Золото, что ль?
   - Да, оно.
   - А нам говорили, благородный металл.
   Но бабушка вдруг помрачнела.
   - Не верь этому. В нём благородства ровно столько, сколько в дьяволе порядочности.
   - Баба, да оно же дорогое и красивое.
   - Дьявольский металл, - упорствовала бабушка. - Эта красота столько душ сгубила - не сосчитать.
   И так не к стати она просветлела.
   - А ты постой тут. Я сейчас.
   Легко пружиня походку, она кинулась в дом. Тем же темпом и вернулась, держа в руке старинной расшивки мешочек.
   - Твово деда, Царствия ему Небесного.
   Она долго распутывала узел, применяя и зубы, а когда развязала, то на ладошку ссыпала что-то блестящее.
   "Золото", - догадался я.
   - Оно, оно, - угадала мои мысли бабушка и руку мою, потянувшуюся за ним отстранила. - Не бери никогда и ничего сверх меры, - и правда, я решил захватить горсточку. - Ты его разглядеть хочешь - возьми чуть-чуть. Этот металл имеет довольно поганое свойство: чем больше его возлюбишь, тем явственнее твоя погибель.
   От удивления я широко раскрыл глаза.
   - Помрёшь?
   - Это полбеды было бы. Не успел бы в конец испоганить душу.
   Я держал крупинку, я восхищался цветом этой крупинки.
   - Ну хватит, давай сюда.
   Я повиновался, отдал.
   - Сторонись его, - произнесла она и всю горсть распылила по руслу ручья.
   - Спасибо тебе, - мягким, доброжелательным голосом поблагодарила она остолбеневшего меня. - Я забыла про него. Если бы не ты!.. - она ужаснулась. - Не дай Бог на похороны приехали бы да нашли! Нельзя делать зла на этом свете - Господь за всё спросит, - она встала лицом на восток и три раза поклонилась, перекрестившись.
   - Фу-у, - с облегчением выпустила воздух она, - камень с души сняла, - она подошла и нежно обняла меня.
   Вот тогда впервые случилось со мною, что называется, раздвоение личности. Мне стало ясно - да не темнота она вовсе: она глупа, да дура она! Я обозлился. Но с тем, я почувствовал притягательную силу этого человека. Я видел, как она не притворяясь радовалась своему действу. Со мною началось непонятное - я, злясь, стремился в её объятия. Мне несказанно хорошо сделалось, хотя, глаза бы мои не смотрели на родственницу.
   Я давно стоял в одиночестве, а нахлынувшее противоречие не покидало. И в какой-то момент перевес оказался на стороне неблагоразумия. Я потерял серёдку, благодаря которой сохранялось равновесие чувств.
   - Ой и дура, - возмутился я и невольно потащился к месту, где успокоилась совесть бабушки.
   Ручей не всё успел спрятать. На дне, в закутке я чётко разглядел несколько крупинок золота. Оно, увеличенное слоем кристально чистой воды, затуманило воображение. На миг мне показалось - нет в мире разума. Я кинулся в ручей. Ил, поднятый мною, загадил слезу гор, но я шарил, шарил, шарил и шарил рукою по дну. Но нет: камешек, ещё попался, ещё. Следующий - нет, этот великоват и вот что-то... Оно!
   Да, это была крупинка. Ах, как обрадовался! А ещё нельзя ли найти? Нашёл. И третья попалась в мои руки.
   Зубом на зуб не попадая, вылазил я с речушки. Кулачок мой посинел не только от воды. Я силился его разжать, но замкнулся он. Что же делать, куда идти? Однако, прежде надо насытиться скотской страстью. И кулачок разжимается. И, о Боже ты мой!..
   - Брось сейчас же, - слышу строгий голос бабушки.
   Я вздрагиваю и бессознательно подаю руку вперёд. "Тюк, тюк, тюк", - прошлось по воде. А я оглядываюсь и вижу бабушку, но она там, вдалеке, в огороде. И стоит-то ко мне спиной, и занята-то непонятно чем, и дел-то до меня ей никаких нет. Ну не обидно ли?
   Вот написал и думаю: к чему? Нужно ли это вам, моим читателям? Впрочем, можете эту главу пропустить, не читая.

   2.