Первый поход в тайгу

Юрий Замыцкий
03.10.11.     Продолжаю  повествование. Я хочу рассказать Вам  ещё несколько историй о жень-шене. Жень-шень занесён в Красную книгу, поиск его в тайге запрещён. Хотя сотни и тысячи людей бродят по тайге в надежде хоть что-то заработать.
       В чём ценность ж-ш? Согласно Восточной философии, в мире сушествуют  три препарата растительного и животного происхождения, которые обладают наибольшим воздействием на  укрепление иммунитета, повышение жизненных сил, увеличение продолжительности жизни. Это кордицепс ( гриб, который растёт только в Тибете, в горах, на высоте 3-4 тысячи метров), жень-шень, о котором Вы знаете, и пантокрин ( вытяжка из молодых  рогов оленя). Китайцы и другие восточные народы относятся к ним, как к священным, считают их подарками богов.
   Такое отношение передалось и нашим настоящим ценителям природы, и мы с таким же трепетом и благоговением  относились к каждому найденному корешку.   В советские времена выдавалась лицензия на ж-ш., ходили в тайгу бригады и добытый корень сдавался в госпромхозы. В дальнейшем большая часть его продавалась в Японию и Китай в обмен на модные синтетические тряпки. А там его использовали по назначению. Недаром в Японии свыше  1 миллиона жителей старше 90 лет, а в Китае ещё выше продолжительность жизни.
    Это, так сказать, краткая предыстория.
     Расскажу о своём первом походе за ж-ш. 1982 год. У меня оставалось дней 10 отпуска. Я прилетел из Саратова, и на другой же день пошёл в тайгу. Там уже несколько дней  корневали мои друзья. В те времена  дорога в тайгу была намного лучше, не такая разбитая, как сейчас, когда днём и ночью  огромные лесовозы вывозят из тайги и законный и ворованный  лес. Эту дорогу я прошёл, почти пробежал за  5 часов. Такое было нетерпение. Когда  пришёл в барак, в первый раз увидел корешки. Они в тот день нашли несколько крупных корешков, некоторые из них напоминают фигуру человека, (такие ценятся больше всего), другие похожи  на морковку или на корень хрена, могут напоминать краба, или имеют другие различные формы. Крупными считались в те времена корни весом более 20 гр. Сейчас даже корешок весом более 10 гр. встречается не часто.
     На следующий день утром мы пошли корневать. Нас было человек 10. Бригада Виктора Александровича, с жёнами и детьми в возрасте 10-12 лет. Мы шли цепью на расстоянии 10-15 м. друг от друга. Старались  придерживаться  данной дистанции. Шли по склону сопки. Ведущий- Виктор Александрович задавал нам направление. Тамара, его жена, шла по самому верху сопки, слышим- она кричит «панцуй». Спрашивают – «шима панцуй», она отвечает – «сипия», что означает – на 4 листа. После этого мы все собрались около этого корешка, поздравили Тамару. Она собрала ягодки Ж-Ш ,раздала нам и мы рассадили их недалеко, под камешек, присыпали немного, чтобы птички не склевали, мышки не погрызли. Самый опытный –В .А., начал выкапывать  корешок. Это довольно сложная процедура: Нужно расшатать потихоньку землю вокруг корешка колом или рогом оленя, затем осторожно, чтобы не повредить , высвобождать тело корня и каждый волосок, а их может быть много. Комары донимают, а ещё хуже мошка-гнус, которая облепляет покрытое потом лицо, а ты не можешь даже отмахнуться, потому что руки все в земле и отмахиваешься только локтями. Пока один копает, мы ходим вокруг, и ищем корешки. Выкопали, пошли дальше. Нашли ещё несколько корешков. Полдень. Я иду в самом низу и вдруг вижу- что-то краснеется. Подбежал. Он. Кричу-«панцуй».  Спрашивают- какой, кричу – не знаю, идите скорей сюда. Меня все поздравили, оказывается, можно ходить несколько дней, пока что- нибудь найдёшь. Пошли дальше. Нашли  ещё несколько корешков. Вечереет.  В.А. копает очередной корешок, а мы бродим вокруг. Я хожу между тракторным волоком и ключом (ручей), и решил идти к основной группе. Перелезаю через поваленное дерево, и чёрт меня дёрнул обернуться.  Смотрю, на площадке от вывороченных корней дерева что-то краснеется. Подхожу, смотрю – один, второй, третий …-10 штук. Я давай кричать-« панцуй, панцуй …». Они со всех ног ко мне. В.А. на них матом. Ах вы такие- сякие, человек первый день на корнёвке и столько нашёл, а вы каждый год ходите и не можете найти.
   Вот такой у меня был первый день корнёвки. В дальнейшем  я обычно находил больше всех, и меня взяли в бригаду, а сначала мне отдавали мои корешки и я раздавал их друзьям и знакомым больным людям. А находил я много потому, что был огромный азарт, уверенность и относился я к женьшеню с таким же поклонением и восторгом, как и китайцы.
     Было ещё много интересных историй, но , я думаю, вы уже поняли всю эту атмосферу.
В следующий раз я расскажу о встречах с различными животными в тайге.
До следующей встречи, ваш  верный друг     Ю.Замыцкий.