Царевна Несмеяна

Олег Костман
Несмеяна обладает удивительной способностью – притягивать к себе разные неприятности и несчастья, как магнит – железо. Однако если бы кто-нибудь взял на себя труд разобраться в сущности этих неприятностей и несчастий, то обнаружил бы (возможно, с удивлением), что многие из этих бед выстроены в воображении Несмеяны, как говорится, совершенно на пустом месте, а в основе других – ничтожные поводы, которые нередко возникают и у всех прочих людей, только те не обращают на них никакого внимания. А вот Несмеяна раздувает эти мелочи до размера вселенских катастроф.
Но я не хочу сказать, что Несмеяна преднамеренно старается ввести окружающих людей в заблуждение. Ее проблема в том, что она именно так воспринимает мир.
По ее мировосприятию, у нее всё не так, как «у людей». И на работе начальство ее старания в грош не ставит, и муж-то у нее (если он, конечно, есть) – недотепа из недотеп, и дети (опять же если они есть) совсем не такие, какими должны быть…
С детских лет она лелеет в себе ощущение, что хуже, чем ей, никому просто быть не может. Потому что буквально все окружающие ее люди (и не окружающие, очевидно, тоже) только и думают, как бы понесправедливее с ней поступить. Она ждет всяческих козней и каверз от родителей, от одноклассников, от учителей, от соседей, а потом и от сослуживцев. Зацикленная на этих ожиданиях, она и в самом деле чаще других людей дожидается разных нежелательных вещей. На самом деле эти негативные проявления, как уже было сказано, не столь уж глобальные и ужасные, но в глазах Несмеяны они еще сильнее укрепляют ее во мнении, что против нее выступает весь мир, что никто ни в чем не будет ей помогать, словом, что ей никогда не удастся нормально жить «как все». А будущее всегда представляется ей еще более худшим, чем настоящее.
Хотя Несмеяна, как и любой из нас, нередко встречается с добрым отношением к себе, она просто неспособна увидеть это доброе отношение. А если не увидеть его совсем уж невозможно, то она очень быстро подобные факты забывает, потому что они идут поперек ее мировосприятия.
Приступая к любому делу, Несмеяна готовится к тому, что оно закончится наихудшим для нее вариантом финала. Такой финал случается далеко не всегда, но то, что он когда-то случился, Несмеяна запомнит на всю жизнь. А когда исход дела складывается в ее интересах, она опять же очень быстро об этом забывает.
На почве такого мироощущения у нее развиваются разные малоприятные черты характера: завистливость (у других-то всё всегда хорошо, только у нее одной плохо), сильный эгоизм (для нее-то никто ничего хорошего никогда не сделает, почему же она должна делать что-то хорошее для других?), скупость (не бережливость, не экономность, а именно скупость: ведь жизнь меняется только в худшую сторону, кто знает, как завтра дела повернутся, всегда надо иметь как можно бОльшие запасы на «черный день»), мелочность (ведь каждый стремится взять у нее больше, чем должен получить, тут надо думать о каждой копейке – и свою мелочную выгоду Несмеяна никогда не упустит, но, гоняясь за этой копеечной выгодой, она часто упускает гораздо больше), жадность (как выпадут карты завтра, неизвестно, поэтому надо сегодня постараться урвать всё что можно по максимуму).
Понятно, что с таким характером она практически не может завести ни близких подруг, ни вызвать к себе длительный интерес мужчины. Общение с ней почти никому не бывает интересным, в неформальные компании ее привлекают редко – только когда вообще уже нельзя обойти ее вниманием.
Одевается Несмеяна подчеркнуто однотонно и неброско: никаких ярких красок в одежде, никаких смелых фасонов. Ее цель – как можно более незаметно проскользнуть серой мышкой в людском потоке: ведь чем меньше на нее обращают внимание, тем меньше и вероятность того, что на ее голову обрушится новая каверза.
Интеллектуальные и эстетические запросы Несмеяны, даже если она получила нормальное образование, очень примитивны. Легко внушаемая и легковерная, неспособная критично воспринимать происходящее, адекватно оценивать ситуацию и хотя бы в незначительной степени противостоять чужой воле, Несмеяна готова принимать за чистую монету любой нелепый вымысел, вроде, например, возможности воскрешения людей или существования тайного всемирного правительства. Понятно, что тем самым она превращает себя в желанный для различных манипуляторов объект обработки. И если такими манипуляторами оказываются мошенники, что происходит весьма часто, Несмеяна, понятно, несет те или иные материальные потери. И каждый получаемый ею подобный щелчок усиливает в ней убежденность, что весь мир занят лишь тем, что ищет способы, как ее обидеть, унизить или поиздеваться над ней.
В сексе типичная Несмеяна ведет себя весьма зажато и скованно. Постоянно обуреваемая различными неприятными размышлениями, она даже в постели с мужчиной не в состоянии отрешиться от этих мыслей, расслабиться, раскрепоститься и целиком отдаться радостям секса. К тому же она постоянно опасается возможности «залететь», даже когда применяет надежные контрацептивы, и эти давящие на нее опасения тоже не способствуют проявлению полноценных сексуальных реакций. В результате очень многие Несмеяны не получают от секса никакого удовольствия и поэтому даже в молодости стараются максимально ограничить количество встреч, пусть и с единственным мужчиной. А становясь старше, Несмеяны очень часто вообще отказываются от секса – гораздо раньше, чем это предопределено природой человека.
Но замуж Несмеяна, разумеется, хочет. И когда ей это удается, она сразу же мертвой хваткой всеми руками, ногами и зубами впивается в мужа. Хоть он, конечно, и «недотепа», но теперь она, по крайней мере, может продемонстрировать всем, что решила проблему создания семьи не хуже, чем ее «обидчики» и «злопыхатели».
Однако мужу Несмеяны не позавидуешь. Мало того, что необходимость целыми днями выслушивать нытьё жены по поводу ее невыносимой жизни и того, какие отвратительные люди собрались вокруг – удовольствие ниже среднего. Муж Несмеяны к тому же поставлен перед необходимостью многое менять в своем образе жизни. Например, если он, не дай Бог, увлекается охотой или рыбалкой, можно почти с абсолютной уверенностью утверждать, что на этих увлечениях ему теперь придется поставить большой жирный крест. На несколько дней покинуть дом – еще чего захотел! Ведь там, вне дома, аки хищные звери, рыщут стаи жаждущих секса бесстыдных женщин, которые ждут-не дождутся, когда у них появится возможность покуситься на семейное благополучие Несмеяны. По той же причине даже его посиделки в выходной с приятелями часто принимаются Несмеяной в штыки. Она-то знает, что приятели – это только для отвода глаз, а на самом деле муж собирается отправиться к доступным женщинам, которые в сексе, конечно же, поискусней, чем она.
Но и это, опять-таки, еще не всё. Несмеяна испытывает подспудный страх почти перед любым действием, которое ей предстоит совершить. Ведь она искренне считает, что всё что угодно может обернуться для нее очередными обманами, неудачами и бедами. Даже банальное внесение в кассу ЖЭУ месячной квартплаты для иных Несмеян становится почти что актом гражданского мужества. А тут совсем рядом появляется человек, на которого все эти действия можно свалить. И нам, в общем-то, даже не надо разбираться, понимает муж эту особенность своей супруги или не понимает (могу сказать, что чаще всего не понимает), в любом случае у него начинает формироваться стойкое убеждение, что Несмеяна воспользовалась супружеством только для того, чтобы капитально усесться ему на шею и ножки свесить. И понятно, что такое убеждение укреплению семейного союза отнюдь не способствует.
А если всего этого для мужа мало, последней каплей становится то, что уже очень скоро после свадьбы он становится обделенным сексом – и чем дальше, тем больше обделенным (об этом смотри выше). Теперь развал семьи – дело просто неизбежное.
Потерпев фиаско в супружеской жизни, Несмеяна, конечно, может предпринять вторую попытку, а за ней третью, четвертую (если только у нее это получится)… Результат каждый раз будет одним и тем же. И каждый раз Несмеяна будет терзаться от того, что ей опять достался «неправильный» муж, хотя дело вовсе не в мужьях, а в ее собственном характере и мировосприятии.
И теперь уже совсем нетрудно предсказать дальнейшую эволюцию ее личности.
Последним пристанищем, в котором Несмеяна может обрести хоть какое-то душевное равновесие, становится религия. Логика развития ее характера почти неизбежно приводит Несмеяну к вере. Но она становится не просто верующей, а фанатично верующей, независимо от того, как зовут бога, которому она поклоняется. И на этом этапе практически всё в ее жизни приходит в подчинение догматам и ритуалам ее веры. Значение этих действий и помыслов становится для нее столь велико, что, например, жертвуя со щедростью, достойной лучшего применения, своей церкви деньги, Несмеяна отходит от своей всегдашней мелочности и скупости. Ну в самом деле, зачем ей теперь оставаться скупой и мелочной, если из выстроенного ее воображением мира уходят последние крохи интереса к реальной жизни. Она полностью замыкается в своих новых религиозных переживаниях, отворачивается от последних знакомых, с которыми еще поддерживала какие-то отношения, работа, которая раньше была ей вполне по силам, сейчас становится невмоготу. Если Несмеяна уже достигла пенсионного возраста, получаемой пенсии ей как-то хватает на поддержание своего существования, ведь ее потребности теперь совсем невелики. А если она моложе, остается надеяться только на милость родственников, пока она и им окончательно не надоела, а там (беру самый крайний случай) переходить на сбор подаяний. Также совсем не исключено, что ей скоро предстоит пополнить собой список людей, состоящих на учете у психиатра.
И, завершая это печальное эссе, хочу сказать, что существуют не только женщины-Несмеяны. Встречаются и Несмеяны-мужчины – намного реже, чем женщины, но встречаются. Их удел еще более печальный. Несмеяна-женщина способна хотя бы на короткое время вызывать к себе интерес мужчины. А Несмеяна-мужчина почти стопроцентно обречен на пожизненное одиночество. Несмеяна-женщина иногда может сделать свою жизнь чуть-чуть светлее, отдаваясь кулинарному творчеству или, например, шитью. Несмеяна-мужчина такой возможности лишен. Наконец, женщина, плачущаяся на свою судьбу, способна найти сочувствующую душу. А мужчину, плачущегося на свою судьбу, слушать не станет никто. И, как женщина-Несмеяна находит для себя универсальное утешительное лекарство в виде экзальтированной фанатичной религиозности, так и мужчина-Несмеяна находит препарат аналогичного действия. Только для него универсальным утешителем становится алкоголь – естественно, со всеми нежелательными последствиями его неумеренного потребления.

(Продолжение - http://www.proza.ru/2016/12/21/1736)