Пассажирка

Ольга Сергеева -Саркисова
  Перед отходом поезда они неожиданно встретились у вагона, когда проводник проверял билеты  и пошли на свои места. А пока шли каждый на своё место разговорились и познакомились, представились друг другу - Иосиф Маркович , рад знакомству!- представился пожилой мужчина. Люди они были открытые и радостные, и быстро нашли общий язык.
 - Да я вас знаю, визуально, конечно…. вы рядом со мной где-то живёте и часто по набережной гуляете. Меня Володя зовут, очень рад знакомству! Они нашли своё купе, вошли, …а там женщина сидит на нижней полке в обнимку с чемоданом и с негодованием на них смотрит.
"Что же мы такое натворили? Почему такой недоброжелательный взгляд?" - подумали они. И по всему её поведению прочитали, что она хочет им сказать пару слов совсем не комплементарного плана:- «Нечего вам тут делать, пошли вон отсюда. Я тут хозяйка!» Это читалось и без переводчика. Язык телодвижений-великая школа!

 -А вот и прекрасная "Незнакомка", как у Блока... Приятная компания у нас образовывается, - произнёс Иосиф Маркович
-Здравствуйте, будем знакомы- сказал он, желая расположить даму и настроить на другой лад, менее агрессивный.
Дама фыркнула и демонстративно отвернулась, что-то недовольно прошипела про себя, как змея, сверкнув глазами… В её облике читалось – «Вот ещё, буду я с вами знакомиться! Знать вас не хочу! Забулдыги какие-то!» Они ей не нравились, это было видно .
 - Володенька, вы тут рептилий не встречали? Или мне послышалось шипение?
-Да, что-то я тоже слышал … видимо это они тут водятся…серпентарий недалеко…- поддержал разговор Володя и улыбнулся.
Дама застыла  в одной позе,не разнимая рук, как парализованная и не расставаясь со своим чемоданом. Он хитро и с интересом взглянул на даму. Она ещё крепче прижала к себе чемодан под его взглядом, так как он ей показался подозрительным,очень подозрительным.« Да ещё очками маскируется…. Вон толстые стёкла какие! А сам всё на чемодан мой смотрит…»

-Давайте я помогу вам чемодан пристроить вверх или вниз, куда вы пожелаете? Вам ведь тяжело его держать! –любезно предложил  Иосиф Маркович.
– Не дам!  Это мой!- выкрикнула женщина., и почти замахнулась чемоданом на него. Без вас обойдусь.!
-Ну, разумеется ваш! Кто его у вас отбирает? 
- Вы! Нечего руки распускать на чужое!Хапуги!
- Да что вы! Боже сохрани! Мне чужого не надо!
-Но вам тяжело держать его на руках, что там у вас? Золото, что-ли?...
-А вам какое дело? Что надо! Не ваше дело!- огрызнулась дама.
- Да, и правда, не наше это дело, Володенька. Мужчины решили оставить даму в покое в обнимку с чемоданом, сменили тактику и стали разговаривать, не обращая на неё никакого внимания.
Володя знал Иосифа Марковича давно - жили рядом, его многие в городе знали - известный он был человек в определённых кругах.
- Я вас давно не встречал на прогулках, как здоровье ваше?
- Да какое теперь здоровье, Володенька, всё по тюрьмам и лагерям растерял. Всё дела, дела…
Дама, как только услышала про тюрьмы и лагеря, то вскочила на вторую полку в мгновение ока, словно Баба Яга на метле, обняла руками чемодан ещё крепче и застыла, а сама прислушивается, уши оттопырила, ловит каждое слово... боится чего –либо пропустить. В глазах её ужас поселился…Ещё она очень смахивала на краба, держащего в клешнях коробку. Мужчины про себя ухмыльнулись. «Эта мужчин не любит! Видно за километр, мужененавистница, наверное, да ещё и старая дева, кто на такую кинется? Обижена судьбой по полной программе. Ну и …. с ней!» - решили они.
- Может чайку попьём? Так и время быстрее пройдёт в беседе с чаем-предложил Володя.
- Отчего не попить? Володя принёс два стакана чая и они начали пить его с удовольствием в прикуску с сахаром, бутербродами, которые захватили с собой из дома, и  продолжали разговаривать.
- В зоне мы о таком чае только мечтать могли- говорит  Иосиф Маркович,там чай как помои был,…а это крепкий, чифирь просто! Люблю крепкий  чай, видимо, в тюрьмах соскучился по ним…
-Долго там были? Сколько лет? - спросил Володя.
-Да, почти восемнадцать лет пришлось по тюрьмам и лагерям в общей сложности… Непросто всё… Дважды в камере смертников сидел,  моё дело было о подкопе на Красной площади под Кремль, обвиняли…разбирались и приписали, что готовил взрыв Кремля, чуть не расстреляли,…но видно судьбе было угодно меня в живых оставить…дважды… Вот моему другу ,директору школы, повезло меньше- его обвинили, что хотел устроить диверсию на ЖД в Казани, -враг народа,… а он там никогда и не был в жизни, из него под пытками показания выбивали, а он не признался, но… его всё равно  расстреляли.
- Ох, чай какой вкусный! Спасибо, Володенька! Я теперь каждую минуту на воле благословляю, всему радуюсь…вот и чаю тоже рад!
Тут подъехали к станции.
 –Что там за станция, посмотри ,Володенька ?
-  Это Потьма.Мордовия… леса, природа… красота!
-   Правда? Потьма? Знакомые места,…знакомые…природа есть и красота, а сколько там лагерей! Я ведь в этих местах сидел много лет… Самые страшные были эти лагеря…  Как вспомню- так вздрогну. Надсмотрщики злые, как овчарки, да и собаки не добрее, на всех кидались, голод, болезни, вши, еле выжили…кругом сплошные «враги народа», рецидивисты и прочая родная братия. Да, сложные времена были.
- Я и не знал, что здесь такое было…Картинка иная у меня перед глазами всегда встаёт, когда к этому месту подъезжаю….- сказал Володя. Когда здесь проезжаю на поезде, то домом одним всегда любуюсь, вон тот, посмотрите...  Особенно  по ночам и зимой   красиво рассматривать,- снежок,  огонёк из окон тёплый светит, уютом пахнет,  печка дымится… Мне представлялось, что тут дружная семья живёт, за столом сидят, чай пьют, спать детей укладывают ,а раньше  дворяне жили, усадьба вроде была…не думал, что лагеря…… обманчив вид бывает, да и особенно об этом не пишут….
-Да, Володенька, люди многие ошибаются…
Дама за всё время даже не пошевелилась, как замороженная застыла, только голову тянет, боится слова не разобрать…  Слушает  о чём они разговаривают. Колёса стучат громко и она не всё слышит из их разговора, хоть и старается очень не пропустить ни слова.
А Володя думал: « Сколько доброты, оптимизма,позитива в этом замечательном человеке, хоть и жизнь такая сложная была- не озлобился. Столько лет в тюрьме и лагерях провести! Семью потерял, любимую жену, просил её отказаться от него, чтобы её не трогали, не арестовали. От неё осталась на память вторая часть фамилии, он добавил к своей- Веров. И стал Машбиц- Веров.Он её очень любил. Да тут можно было озвереть и на весь мир кидаться со злобой, а он нет- всегда  и всем доброго здоровьица желает,-знает ему цену.  Заговорили о фамилиях. Он сказал, что его еврейская фамилия в переводе с иврита значит- «Человек, оправляющий драгоценные камни». Вот так, я  « драгоценные камни»- студентов, молодёжь и шлифую, оправляю как драгоценности всю жизнь. Это моя миссия.
-Да вы сами настоящий клад для всех, и для молодёжи особенно,- говорит Володя. Какой опыт жизненный у вас, сколько интересного, есть чему поучиться молодёжи. А лекции какие у вас интересные о Блоке и Маяковском, и книги, я их читал и сочинения по ним писал в школе, спасибо вам, пятёрки получал....
Женщина услышала ключевые слова- «клад" и "драгоценные камни», как сорвалась с места и выбежала со своим чемоданом из купе.
Мужчины облегчённо вздохнули. Но вскоре раздался стук в дверь. В дверях стояли милиционеры ЖД с проводницей, за ними из-за спины выглядывала их бывшая соседка, как  старуха Шапокляк.
- Проверка документов!- сказал старший по званию. Кто такие, куда едите, цель поездки?
-  Я профессор литературы, доктор наук, еду  в командировку на симпозиум в Москву в Академию наук, моя фамилия- Машбиц- Веров Иосиф Маркович…А что случилось? А вот Володя, мой сосед  едет на конференцию в МГУ.
- Понятно, извините! А тут такое про вас дамочка рассказывает... Вы, гражданочка, больше сказки не рассказывайте нигде и никогда. Порядочных людей за бандитов выставляете…
Эта дама просила освободить купе от грабителей, рецидивистов с зоны, якобы покушающихся на её чемодан , да ещё и в террористов вас превратила, про подкопы какие-то рассказывала, что Кремль идёте взрывать… Чего только не услышишь порой от невежественных людей, по себе видно судят… Он извинился и вышел.
-  Её бы в 37 год направить... вот где она бы развернулась, столько фантазий!- сказал  Иосиф Маркович. Плохо, когда у человека отсутствует чувство юмора и чувство реальности.
Даму как « корова языком слизала»,  а они ещё долго смеялись по этому поводу.
26.11.2016

* Машбиц - Веров И.М-  доктор филологических наук, профессор, Работал в Педагогическом институте. г. Куйбышева, литературный критик, автор книг о В. Маяковском и А. Блоке, с которыми был знаком лично. Первый аспирант В. Брюсова. Прожил долгую, сложную жизнь с 5.июля1900г – 17 декабря 1989гг, 18 лет сидел по тюрьмам и лагерям по ложному доносу и обвинению. Дважды сидел в камере смертников. Работал с Н.К Крупской по созданию первых учебников по русскому и литературе. Стоял у истоков организации Союза писателей, вместе с А.М. Горьким готовил проведение первого съезда писателей  России.
 * Владимир Михайлович Хатилин-  доктор технических наук, профессор технического университета, академик.