Константин Сомов Дама в голубом

Геннадий Мартынов
    Этот портрет я хорошо помню с давних времён.  Он долго находился  у двери, ведущей в отдел древнерусского искусства, то есть к иконам. И место это было какое-то проходное. Но с одним важным преимуществом по отношению к другим многочисленным картинам галереи.  Мимо портрета невозможно было пройти. И при этом не упереться в него глазами тоже было просто невозможно.  В эту самую «Даму в голубом». А это так важно для любого художника. Ведь он же рассчитывает на выставке на максимальное внимание посетителей к своему творению.

   Хотя, по правде сказать, и в любом другом месте она всё равно привлекла бы к себе внимание. Уж очень необычный портрет. И особенно лицо этой дамы. И прежде всего её глаза. Посмотрите и вы. Эти глаза мне напомнили известный стих Заболоцкого. Вспомним.

     Ее глаза - как два тумана,
     Полуулыбка, полуплач,
     Ее глаза - как два обмана,
     Покрытых мглою неудач.

    Но только в глазах Дамы в голубом нет никакого тумана, как нет и никакой улыбки. Напротив, в них все до невозможного открыто, откровенно и искренне. Они обращены вам прямо в душу без всякого обмана. А вот то, что они покрыты мглою неудач и даже несчастий – это несомненно.

    А еще я вспоминаю  князя Мышкина, вернее то, что он сказал  по поводу глаз другой дамы, Анастасии Филипповны, которые он увидел тоже на портрете. Он увидел в них какое-то «чрезвычайное измерение». Он страдание увидел в этих глазах. Вот то же самое можно увидеть и в портрете «Дамы в голубом». Да, печалью и страданием проникнут этот взгляд.  Печаль исходит из этих глаз и проникает в вашу душу, и настраивает её на соответствующую  волну. И вы замираете в неподвижности, находясь во власти этого взгляда.

    Но и здесь  есть различие с глазами Анастасии Филипповны. Потому как князь  увидел и сказал, что в этих глазах есть ещё и нечто другое. Всей своей чувствительною душой редкой для человеческой природы он увидел в них ещё и гордость необыкновенную. Одно только он  не знал до поры до времени, добра ли эта необыкновенной красоты женщина. И тем не менее, он, можно сказать, по одному этому портрету, по одним только этим глазам предсказал её судьбу. Судьбу печальную и трагическую. Потому как красота - это ещё не гарант счастливой судьбы. Бывает так, что красота становится и мучительным испытанием и приговором,  вынесенным судьбой. И мы знаем, как закончила дни свои  героиня романа Достоевского. А этот факт так противоречит известному изречению, которое так любят цитировать теперь у нас, мало что в нем понимая. «Красота спасёт мир». В этом случае красота не спасла, а погубила Настасью Филипповну.

    Во взгляде Дамы в голубом нет никакой гордости. Есть явственно читаемая покорность судьбе. Даже и обречённость. Нет в нем гордого вызова всему миру, как у героини Достоевского. А есть в них безысходная и плохо скрытая тоска. Предчувствие гибели. Какая уж тут гордость. И понятно почему. Через четыре года этой дамы не станет. Она тяжело больна. Туберкулёз. Болезнь в те времена практически неизлечимая. Болезнь коварная, протекающая с нарастающим упорством. Болезнь снедающая медленно не только тело,  но и душу тоже.

                *****

      Все мы смертны. Чувство безысходного конца нависает над человеком, наделенного сознанием и душой столько, сколько Бог ему отпустил времени. Всю его жизнь. Но человек в добром здравии и при счастливо складывающихся обстоятельств жизни, беззаботно отодвигает эту мрачную тень над собой, чтобы над ним было только чистое безоблачное небо.  Он так счастливо сохраняет в здоровом теле оптимистический здоровый дух, который он надеется сохранять бесконечно.

    Но этот дух так трудно сохранить в своём сознании особенно тогда, когда болезнь отчетливо дает тебе знать, что есть пределы твоему существованию, и пределы эти и не так уж далеки. Вот это я и вижу в глазах у Дамы в голубом.
 
   Дама была очень красива. Она послужила моделью и для других художников. Впрочем, она и сама была художницей. Посмотрите на неё же на другом портрете  художника Малявина. На  том портрете грусти и печали в её глазах  ещё и больше. И не просто печали, а тоски предсмертной. Оба портрета писались приблизительно в одно и то же время. Найдите это портрет в Интернете, и вы поймёте то, о чем я говорю.  Только посмотрите обязательно для полноты понимания. И вы проникнитесь ещё и большим чувством сострадания к Даме в голубом
               
                *****

     У этой дамы было конечно имя. Её образ – не фантазия, хотя он и помещен в  фантазийный мир художника – мириcкусника.  А Сомов был одним из родоначальников объединения «Мир искусств», оставившего не мелкий след в истории нашей живописи.  Но об этом чуть позже.

    Её звали Елизавета Михайловна  Мартынова. И тот факт, что эта  Дама носила мою фамилию, рождает во мне чуть ли не родственные чувства к ней. Художник Сомов знал её уж как хорошо. Они учились вместе живописи в Академии художеств в Петербурге. Говорят, она была одним из увлечений художника. Хотя… Это как сказать. Потому как он имел ту самую неправильную ориентацию, о которой так много говорят в наши времена. 
   
     Он написал много и разных  портретов своих современников. В основном своих друзей, близких ему по духу и убеждениям.  Но вот портрет Лизы Мартыновой - это самый известный во всем его творчестве.   Он был выставлен впервые на выставке в 1900 году.  С перерывами Сомов писал её портрет в течении трех лет.

     К тому времени он был уже членам творческого сообщества «Мир искусств» И одним из его самых заметных представителей. И это сообщество стало его миром, его стихией. Можно посмотреть первоначальный список художников, входящих в этот круг. Хотя некоторые, по-моему, как-то очень странно попали в него. Такие, как например, Левитан, Нестеров, Ап. Васнецов. Потому  он и распался через несколько лет. А Сомов  не изменял живописным принципам  этого сообщества до конца дней своих. И это хорошо.

    Я, к примеру,  всей моей природой тяготею больше к реалистической живописи. И художники передвижники мне куда ближе всех плодов живописных изысканий, начавшихся в истории  русской живописи с конца 19 века. Например художники авангардисты, которые вообще отрицали всё,  что было создано в живописи до них, никак не вызывают в моей душе восхищения. 

    Но я и не отрицаю и в мыслях, и в душе тоже, их попытки отразить мир так, как они хотели. Творчество должно быть свободным. Иначе его вовсе не может быть. И скажу больше, что творчество самого художника Сомова мне очень нравится. Для меня его стиль - это ещё одна яркая и прекрасная грань магического кристалла нашей отечественной живописи. Богатой и многими  другими замечательными гранями.
 
                *****
 Быть Константину Сомову художником  было написано на его роду. Да и как могло быть иначе. Его папа был главным хранителем картинной галереи живописи нашего самого большого музея – Эрмитажа. Этот музей был для него с детства, как дом родной. А стены его квартиры были увешаны картинами и рисунками старых мастеров из большой  коллекции, собранной его отцом. И мама его была хорошим музыкантом. Брат закончил историко – философский факультет Университета. А сестра была певицей и тоже художником. Словом, вся семейная атмосфера и взрастила этот талант.  Все разговоры в этой семье, особенно с приходящими в неё гостями, были посвящены только искусству.
 
  Он учился  живописи в очень престижной гимназии Карла Мая, а потом в Академии художеств. Пять лет учился. И учителя у него были знаменитые. Куинджи и особенно Репин. Но, как ни странно, время проведённое в Академии, он считал, «совершенно потерянным и бесплодным для своего искусства». Я думаю юный Костя Сомов был не прав. Из-за  юношеского максимализма он еще не понимал и не знал, что знания никогда лишними не бывают. А ещё, может это и главное, за эти годы он научился превосходно держать кисть в руке. Прав был великий Дали, сказавший однажды:

   «Для начала научитесь рисовать и писать, как старые мастера, a уж потом работайте как сочтете нужным.»

     Вот он и стал работать после так, как счел нужным. И у него очень не плохо это получилось.  «Дама в голубом» - превосходное свидетельство и подтверждение этой мысли.

 А  почему же он счел  нужным отринуть искусство передвижников? И даже ушёл от самого Репина и покинул Академию. Видимо, он сказал себе: «Надоело. Всё, хватит. Хватит нам этого реализма, да ещё и критического».

     Наступили другие времена. Захотелось чего-то очень высокого и далёкого. Захотелось прекрасного далёкого. И не впереди, а, как ни странно,  позади. Потому как прекрасное далёко – это был для него  век восемнадцатый. Век екатерининский. Такая фантомная ностальгия появилась у него и его товарищей по искусству в конца 19 века.

    Говорят, что действительность, живая жизнь, такая, какой она была в те времена, пугала их и не давала ничего для вдохновения. И поэтому они уходили в мир прошлого. В мир придуманный ими. 
   
     В  мире живописи назрело время для новых средств выражения. И выражением этих новых средств стало художественное объединение «Мир искусств» А первоначально это была такая дружеская кампания мальчиков – гимназистов. Они сами себя называли «Обществом самообразования». Это были всем известные ныне Бенуа, Философов, Розенберг (Бакст) ну и сам Костя Сомов. В последствии к этой группе присоединился Дягилев. Он же и основал журнал, под тем же названием «Мир искусств».

    Вы знаете, в этом названии я вижу не только просто художественный манифест. Я вижу в нем потаенный смысл и даже вызов. То есть, я его понимаю так. Есть мир искусств, как нечто отдельное от всего прочего живого мира. Есть нечто что-то такое искусственное, изобретённое только в воображение художника, артиста. Это мир той самой слоновой башни недоступный и неприступный для всех кроме самих творцов, которые живут в своем особенном, созданным ими мире. А это мир грёз и сладких сновидений.
 
   Мне нравится этот мир. Как нравится вообще сказка. Особенно если она написана талантливым художником. А Сомов был талантливый художник. Я с наслаждением погружаюсь в живописные видения, созданные им. При созерцании его волшебных сюжетов, я испытываю приблизительно те же ощущения, что и при звуках музыки, рождённой в ту же эпоху. Хотя, конечно, эта красивая сказка не имеет никакого отношения к жестоким реалиям начала 20 века. 

   Прекрасный, упоительный, волшебный и весь такой до невозможного искусственный мир. И ничего плохого в этом нет. Напротив. Я замираю в сладостном восторге,  созерцая чудные картины Сомова, да и других художников – мирискусников. Но при этом я никак не могу не задаться одним недоуменным вопросом. Почему это направление появилось, можно сказать, в пике жестокого исторического перелома в нашей стране. То есть в то самое время, про которое Конфуций нам сказал : Не дай вам Бог жить в эпоху перемен. 

        А художник как раз и попал волею судьбы  в тектонический исторический разлом в истории России.  Не повезло ему по мысли китайского философа. А он, не поверите, принял революцию. Принял искренне. И ничто не поколебало его убеждение. Убеждение в том, что Революция была свершена на благо России. Голод, лишения, разруха, война – не пересилили его убеждений. Вот почитайте то, что он пишет по этому поводу:
 
    «Я потому могу всей душой, а главное каким-нибудь делом, отдаться революционному движению, охватившему всю Россию,  что я прежде всего безумно люблю красоту и ей хочу служить. Насколько я могу выйти из моего я, я воспользуюсь каждой новой победой революции, не сомневаясь в её добре и,  зная, что она выведет нас не в пропасть, а к жизни»

  Но есть существенный нюанс. Он воспринимал революцию, как художник, как эстет, если хотите. И он был не один такой. Вы и сами можете найти таких среди художников и поэтов того времени. Самой мощной фигурой в поэзии это был, конечно, Маяковский. Не для  всех революция ассоциировалась с «окаянными днями».    
                *****

   И все-таки Сомов уехал из России. В 1923 году. Нет, не намеренно. Он уехал,  сопровождая коллекции русской живописи для продажи в США. Но дела там с этим предприятием пошли очень плохо. Дело прогорело. И он не стал возвращаться в Россию. Он переехал в Париж, в котором он был уже не раз. Париж был для него такой артистической Меккой.  И остался в нем до конца дней своих. Был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа. И после того,  как он стал невозвращенцем, ничего нового и значительного уже не создал.

    Да разве только он один. То же самое можно сказать и о других художниках,
 окончивших свои дни на чужбине. Хороших и даже знаменитых художниках. Но только имя свое они все прославили именно в России. И состоялись их таланты тоже в родной стороне.  А вот там, вдали от родных пределов, ничем новым мир  не поразили. Как не печально будет сказано, но даже и в Париже после отъезда шло лишь время их дожития. Иной раз в нищете и безденежье. И ностальгии по Родине.

   При этом я вот думаю о том, как бы это художник Сомов вписался бы в новую жизнь своей страны.  С его тягой к прекрасному, которое связывалось у него только с 18 веком. От  художников и не только от них, но и от других работников творческих профессий в самом широком смысле в новой России  требовалось создание других картин и видений, и только в духе  соцреализма. 

    И при всём при том было и немало других художников, которые остались навсегда в России. Первые  имена которые приходят сразу на память – это Кустодиев, Петров-Водкин, Корин, Нестеров, Грабарь и те же художники мирискусники  Билибин и Сарьян. И все плодотворно работали и  практически все были  отмечены званиями и наградами.   

                *****
   
    Но вернемся к Даме в голубом или Елизавете Мартыновой. Ещё девочкой она любила рисовать. Очень любила. И ей очень хотелось учиться рисовать и стать профессиональным художником. А девушек в Академию художеств не принимали. Это вам не Смольный  институт благородных девиц, в котором воспитанницы могли рисовать сколько хотели. Но только для души.

   Но задули новые ветры. И стали принимать и девушек в Академию. Лизу приняли в первом наборе. Она её окончила. Но вот какой она стала художницей мы не знаем. Потому что так и не осталось  достоверное написанных  ею картин.   

    Вот я снова  всматриваюсь в лицо Дамы в голубом, и вижу, что всё на этой картине  на грани фантазии и реальности. Всё в этом портрете постановочно и театрально. И на других картинах персонажи художника Сомова похожи скорее на куклы, одетые по моде той далекой эпохи. Они похожи на чудные, хрупкие, фарфоровые статуэтки. И в этой картине всё написано в той же узнаваемой манере художника.  Всё в нём искусственно. Кроме одного. Кроме лица Дамы в голубом. Какое неожиданное и притягательное сочетания искусственной фантазии и неожиданного пробуждения от грёзы сновидения, возвращение из сказки к живому изображению.   


    Она ушла, как было сказано, очень рано. Этот портрет - это всё, что осталось от этой женщины. А сама Елизавете Михайловна очень не хотела, чтобы её портрет попал в чужие руки, или в картинную галерею. Вот что пишет она сама, обращаясь к самому художнику:

  "Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет.. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."

    Но художник не внял этой просьбе и мольбе. К счастью, как я думаю, не внял. Он все-таки продал портрет Третьякову. Наверное, деньги были нужны. А через год Лиза умерла.  И портрет остался навеки в нашей любимой галерее.  Он и сегодня  заставляет нас останавливаться  перед ним. Если желаете на него посмотреть, то надо идти в зал номер 44. На более достойном месте, чем прежде. Портрет стал одной их жемчужин знаменитой галереи. Да, мы знаем мало о художнице Лизе Мартыновой. Ну и пусть. Здесь, как ни странно, важна собственно не её биография, а этот образ сам по себе.

     Говорят, что человек ещё жив, если он остаётся в памяти людей. А в этом смысле,  Лиза Мартынова, её зримый образ, останется  в памяти просто в неисчислимом количестве всех тех, кто увидел портрет. Скажем за это спасибо талантливому художнику Константину Сомову.