Шутка на крови

Геннадий Мингазов
Шутка на крови: в Россельхознадзоре поглумились над медалью «За отвагу»


Что нужно, чтобы получить медаль?
«Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль», — говорил Теркин Александра Твардовского. Уж кто-кто, а Александр Трифонович точно знал, о чем писал.

Медали — они разные бывают.
Бывают такие, что ценятся превыше орденов. Вот, к примеру, медаль, учреждённая Указом Президиума ВС СССР от 17 октября 1938 года. Ее лаконичный аверс с тремя самолетами и танком, разделёнными вдавленной в серебро красной надписью «ЗА ОТВАГУ», был очень хорошо знаком всем, успевшим пожить в Советском Союзе.

Что такое отвага?
«Отвага» была наградой, особо уважаемой и ценимой среди всех прочих советских медалей. Ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. «Отвагу» нельзя было получить за одно лишь присутствие или к юбилею, её зарабатывали потом и кровью на ратном поле. Ещё один момент — награждали медалью «За отвагу» рядовой и сержантский состав, а также младших офицеров. Тех, кто в самом буквальном смысле первыми подставлял себя под вражеские пули и снаряды. Тех, кто нёс во время боев самые большие потери.

Что нужно было сделать, чтобы получить «Отвагу»?
Например, добровольно в 1939-м вступить в ряды РККА. Потом во время советско-финской войны, будучи бойцом лыжного батальона, провести разведку вражеских позиций. Тщательно отметить на листочке бумаги карандашиком все замеченные огневые точки белофиннов. Всё время разведки (почти сутки) пролежать при глубоко минусовой температуре в снегу. Пролежать совершенно неподвижно, чтобы не заметил враг. Потом с заветным листочком бумаги вернуться к своим, где выяснится, что у разведчика обморожены ноги, и он нормально не может ходить.

Бойца отправят в госпиталь, а потом предложат комиссовать, но он откажется. И не просто откажется, но докажет, что может служить на флоте. Затем попадет на балтийский эсминец «Сторожевой», на котором и встретит начало Великой Отечественной.

27 июня 1941 года эсминец будет атакован немецкими торпедными катерами. От попадания вражеской торпеды сдетонируют артпогреба, и вся носовая часть корабля по первое котельное отделение испарится во вспышке адского взрыва. Погибнут 84 члена экипажа «Сторожевого», включая командира эсминца, но наш боец-краснофлотец чудом останется жив. Вместе со своими товарищами он не только удержит на плаву то, что осталось от «Сторожевого», но и дотащит обугленный корабельный «обрубок» до базы.

Поскольку эсминец надолго встанет в ремонт, наш герой примет решение добровольно отправиться воевать на сушу. Дальше будут морской десант, разведрейды, контузия, госпиталь в Ижоре, затем — служба на бронепоезде.

К 24 сентября 1941-го бывший матрос со «Сторожевого» станет сержантом и окажется на должности… писаря батареи 14-го отдельного артиллерийского дивизиона. Окажется он на этой должности вовсе не потому, что вдруг возжелает теплого местечка в тылу, а поскольку по состоянию здоровья на «передке» уже воевать не сможет. При этом комиссоваться по-прежнему будет отказываться наотрез…

Это не художественная выдумка. Это реальный путь Ивана Ивановича Иванова 1920 года рождения к награждению медалью «За отвагу». Одной медалью.
Представьте, что пришлось совершить и пережить тем, кто был удостоен «Отвагой» неоднократно. А ведь были те, кто за войну «Отвагу» получили пять раз, и при этом остались живы.

И уж совсем фантастический случай — сержант медицинской службы Семён Васильевич Грецов удостоился награждения медалью «За отвагу» шесть раз! Это надо представить: колхозник, призванный в июле 1941 года в возрасте 39 лет и ставший санинструктором, прошёл войну «от звонка до звонка». До самого Берлина.

За это время под огнём противника он на себе вынес с поля боя, только по официальным данным, порядка 130 человек. Вынес вместе с их личным оружием. Без оружия вынес ещё больше. После войны кавалер шести медалей «За отвагу» скромно работал штукатуром-каменщиком.

Прав был Николай Тихонов: «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей!».
Поклон в пояс этим героям и вечная благодарность потомков.

Вот теперь самое время поговорить об этой самой благодарности. Точнее — о памяти потомков, принимающей зачастую довольно скандальные формы. Переходим от присказки к сказке.

Девальвация совести
В нашем веке цинизм и глумление по отношению к тому, что ранее считалось святым, увы, уже не редкость. Чаще всего такие прискорбные случаи происходят не по злому умыслу, а по недомыслию. Что, впрочем, вряд ли может считаться достаточным оправданием.

Уже как-то не особенно удивляют случаи, когда на открытках, посвящённых Дню защитника Отечества, вдруг обнаруживаешь в обрамлении чёрно-оранжевых лент современный американский танк. Или в канун 9 Мая вдруг видишь на плакате с надписью «Это наша победа!» американских морпехов с пририсованным к ним красным флагом. И это ещё «легкий» случай.

Как вам, например, плакат «9 мая — день нашей Победы!», в центре которого — солдат вермахта с гранатой, или билборд «Они сражались за Родину!» с портретами суровых лётчиков люфтваффе?

Когда после этого добираешься до авторов подобного «креатива», то дальше обычно следует такой диалог:
— Почему же так получилось?
— Ну, понимаете, фотография была очень красивая и выразительная. Очень захотелось её использовать. А то, что на фото — не наши, да кто это разберет?!..

Иными словами, люди вообще не чувствуют за свой поступок какой-либо ответственности. Ни нравственной, ни правовой. Для них суть событий не важна. Она сохраняется лишь на личном уровне в том смысле, что вряд ли «креативщикам» придёт в голову идея разместить на надгробии своей бабушки снимок чужой женщины, поскольку этот снимок красивее и лучше качеством. А вот на государственном уровне у отдельных граждан произошла явная девальвация совести и атрофия связи с прошлым. Вплоть до немыслимых ранее явлений, когда альтернативно одарённые личности пытаются жарить сосиски на Вечном огне.

«Варварство», — скажете вы, и мы с этим согласимся. Более того, мы уверены, что с таким выводом согласится подавляющее большинство жителей России. Не исключая и сотрудников Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, более известной как Россельхознадзор. Думается, что сотрудники данной организации, безусловно, испытывают большое уважение как к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны вообще, так и к деяниям более четырёх миллионов граждан СССР, награждённых за время Великой Отечественной медалью «За отвагу», в частности.

Тем удивительнее нам было обнаружить на официальном сайте Россельхознадзора изображение, несущее на себе печать все того же цинизма и глумления по отношению к фронтовикам.

Заметка «О пополнении Списка Честных», посвященная положительной оценке ряда отечественных молокоперерабатывающих компаний, оказалась проиллюстрирована «маркировкой» под названием «Медаль за отвагу». В последней легко угадывается знаменитая медаль, на аверсе которой самолеты и танк уступили место… корове.
 
Кто-то скажет: «Ну и что тут такого? Шутка же!»
Мы понимаем, что в каждой шутке есть доля шутки. Но размещать вышеописанный «креатив» на официальном сайте госорганизации — это, мягко говоря, чересчур.

Это шутка на крови.

Это выступление КВН посреди Пискаревского кладбища. С точки зрения этики и здравого смысла подобное действие лежит в той же сфере, что и сосиски, шкворчащие в пламени Вечного огня.

Хочется спросить сотрудников Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: вы уверены, что могли бы с чистой совестью продемонстрировать колодку с «отважной коровой» Семену Грецову или Ивану Иванову?
Нам почему-то кажется, что нет.

Под заметкой «О пополнении…» и под «отважной коровой», которые висят на сайте уже полтора месяца, с 12 октября, стоит подпись Николая Анатольевича Власова, заместителя руководителя Россельхознадзора. И это тоже вызывает удивление. Не верится, что действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса мог одобрить изображение «маркировки «Медаль за отвагу».

В связи с этим просим считать данный текст официальным обращением в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой дать соответствующую оценку действиям сотрудников Россельхознадзора, которые стилизовали свою маркировку «для честных и отважных предприятий» под один из самых почитаемых символов воинской славы России».
Андрей Союстов.

Мой комментарий:
Меня - сына пулемётчика Анаса Мингазова, который был тяжело ранен и контужен на Орловско-Курской дуге в 1943 г. и награждён за храбрость в последнем бою медалью "ЗА ОТВАГУ", не только затронуло за живое, а просто оскорбило глумление, допущенное руководством организации, не помогающей, а зачастую просто мешающей труженикам на земле, а особенно фермерам, пытающимся выращивать экологически чистую продукцию.
Покойный отец всегда гордился этой советской медалью, которую оценивал выше других своих орденов и медалей. Я уверен, что ему также было бы обидно и даже противно, что кто-то посмел испохабить одну из самых почётных солдатских наград.