Юрий фурманов. одинлкий художник и кризи. притча

Юрий Фурманов
                ОДИНОКИЙ ХУДОЖНИК И КРИЗИС
 
        Одинокий художник жил скверно, но не придавал этому никакого значения, ибо был увлечен  замыслом картины, воплотить который ему никак не удавалось.  Идея состояла в том, чтобы воплотить на полотне образ незнакомки, случайно встретившейся на его пути в молодые годы. Образ  этот  преследовал его всю жизнь. Много раз  воображение воспроизводило незнакомку, но всякий раз, когда он пытался в эскизах перевести образ на холст, ничего кроме недовольства и разочарования не испытывал. Отчаявшись,  он  покинул свою мастерскую, в которой жил, и зашел в близлежащую лавку купить привычные для него продукты: концентраты, банку кильки, хлеба, чая и молоко. Стоя в очереди, художник услышал разговор двух женщин. «Это какой-то кошмар, - сказала молодая женщина, - кучу денег истратила, а того, что купила, не хватит и на два дня». «Не переживайте так, милочка, - вступила в разговор пожилая , - дальше будет еще хуже. Мы еще долго будем ощущать этот кризис».
Услышал это слово, художник подумал, а ведь у него тоже «кризис»,  только творческий и вступил в разговор: «Простите, только что вы произнесли слово «кризис». А сколько он длится по времени». «Вы, что с луны свалились? Да сколько я себя помню, - раздраженно сказала молодая, столько он идет», а пожилая женщина со вздохом отметила: »Я, наверное, не доживу до поры, когда он прекратится». Выйдя из лавки с авоськой в руке, художник стал размышлять: «У них все-таки  есть надежда, что кризис когда-нибудь кончится, а у меня что?» Часами простаивал он у своего холста, не производя на нем ни одного мазка.
И вдруг его осенило: он никогда не напишет свою прекрасную незнакомку, если не покинет мастерскую и свое одиночество и не начнет искать ее образ в натуре  среди людей.  Но где найти живой эту, как ему казалось, безукоризненную красавицу?  Увидеть хоть на одно мгновение, только один раз… И,  вот свершилось невероятное: гений небесной красоты, так схожий с образом, который он мучительно искал, стоял на противоположной стороне улицы, где жил художник, очевидно, поджидая кого-то. «Девушка!, - дрожащим голосом выдохнул он. -   Вы не смогли зайти ко мне в мастерскую и позировать в написании картины?». И прекрасная незнакомка ошарашила своим ответом: «Если хочешь заняться со мной любовью, то так и скажи.  Нечего пудрить мне мозги, называй цену и пошли. Только дешево я не отдамся. Сам понимаешь, кризис!». «Боже мой, -  воскликнул художник. – Я искал идеал, а нашел шлюху!».
Три дня он не выходил из мастерской, ни разу не взяв в руки кисть. Безысходное отчаяние и одиночество вскоре вытолкнули его на улицу. Сидя на лавке в сквере он увидел сцену, которая повергла его в ужас. У входа в сквер на самодельной инвалидной коляске сидел безногий старик и просил  подаяние в свою шляпу. Проходившие мимо два юнца забрали у него шляпу, высыпали в свои карманы ее содержимое и кинули ее на середину лужи. «Прикольно! Давай посмотрим, как он ее вытащит?»… Художник хотел было заступиться за беспомощного старика, но его избили, а проходящие мимо стражи порядка посоветовали ему не лезть не в свое дело.
После того, как художник «пошел в народ» и увидел грязь и уродство происходящего, его творческий потенциал совсем иссяк. Надломленный физически, духовно и морально он  изорвал в  клочья эскизы прекрасной незнакомки, взял стул и мольберт и решительно зашагал в сторону площади, где  за деньги его собратья живописали натуры всем желающим. Собственно, художником он больше себя не ощущал, но зато его ремесло дало возможность  приобретать в лавке продукты, которые ему прежде и не снились. Стал жить не скверно, а можно сказать, неплохо. И все же с тоской вспоминал время, когда погруженный в творчество, он был изолирован от превратностей  и грязи кризисного социального бытия.