О воспитании юного музыканта

Татьяна Дивина
Это – несколько рекомендаций для тех, кто заинтересован в  совместном творчестве ученика и учителя на уроке музыки,  кто стремится к тому, чтобы урок музыки был всегда одним из самых любимых! Я написала это для тех, кто работает с детьми. И, разумеется, для тех, кто захочет это прочитать.  Надеюсь, мои рекомендации могут пригодиться в работе с юными музыкантами, если к ней подходить творчески. А творчески следует подходить не только к музыкальному воспитанию, но и к воспитанию вообще.
Кстати, своих троих сыновей мы с мужем тоже воспитывали с выдумкой. Надо сказать, что всё получилось довольно успешно. Все мои дети начинали читать с 3-хлетнего возраста, легко считали, хорошо рисовали.  В этом им помогали любимые сказочные герои, которые по почте «присылали» каждый день письма со всевозможными заданиями, пожеланиями  и, обязательно, с поощрительными подарками.  И несмотря на то, что все трое выбрали медицину, в жизни они – творческие люди. А творческим людям всегда интересно жить, им никогда не бывает скучно,  как и  всем тем, кто с ними находится рядом!
               
                Tatyana Divina


В основе всего в этой жизни лежит, конечно же, любовь! 
В основе любого воспитания тоже лежит любовь. Любовь и терпение. Раздражённый воспитатель,  вносящий в работу беспокойство, оказывается творчески бессильным.
Существует давно известная истина: воспитать желание и умение приобретать знания и навыки несравненно важнее, чем обучить каким-то знаниями  и известному числу навыков. Педагог, который преподносит ученику всё в раскрытом виде, не приучает его искать, не воспитывает творческой пытливости. Задача состоит в том, чтобы ввести ученика в мир искусства, разбудить его творческие способности, вооружить техникой. Очень важно, чтобы сам педагог был увлечён искусством, чтобы увлечь и зажечь ученика.
Увлечь ученика своей любовью к музыке, к музыкальному инструменту так, как влюблён сам – это основное.
С каким восхищением  смотрят на нас наши ученики, когда мы на первых уроках демонстрируем им музыкальный инструмент, представляя маленький концерт!
Потом они сами садятся за инструмент с огромным желанием и интересом, которые необходимо сохранить.
Думаю, все знают, что не стоит начинать первые уроки с изучения нотной грамоты.
Это делает уроки сухими и малоинтересными. Нотную грамоту следует вводить постепенно, ненавязчиво и весело, параллельно с игрой. На первых уроках дети часто устают, поэтому следует время от времени прерывать занятия на физкультминутки. Физкультминутки могут быть как развивающими внимание ребёнка, так и музыкальными.
Дети очень любят выполнять нетрудные физические упражнения в определённом ритме, звучащем на любимом инструменте в исполнении педагога.
Задания на дом не должны быть объёмными и трудновыполнимыми.
Когда у ребёнка появляется репертуар, даже если это - 2-3 песенки, выученные двумя руками вместе, - необходимо завести специальный блокнот, который в процессе обучения будет пополняться новыми выученными музыкальными произведениями. Работа над репертуаром должна проводиться на протяжении всего времени обучения. Если педагог систематически опрашивает по блокноту ученика (хотя бы 3-4 пьесы на каждом уроке), то ребёнок будет играющим. Детям приятно осознавать, что они могут что-то исполнить на музыкальном инструменте, даже тем, которые не очень хорошо занимаются. Необходимо помочь им закрепить это чувство. Ведь обычно выученные произведения исполняются на экзаменах и быстро забываются!
У каждого учащегося должен быть свой репертуар. Он необходим не только для самоутверждения. Его можно использовать очень широко. Например, сольные концерты перед сверстниками. Пусть они будут небольшими, но всё надо сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя настоящим артистом. Должны быть афиши, расклеенные повсюду, должны быть организованы цветы и подарки. Это всё даст ребёнку почувствовать свою значимость, и это является огромным стимулом к хорошей работе в дальнейшем. Сольные концерты должны играть даже слабые ученики. Это будет их стимулировать заниматься лучше. И опять должны быть те же самые афиши, цветы, подарки, полный зрительный зал.  Также можно проводить концерты-конкурсы по заявкам. Лучше всего это делать перед родителями. Перед началом мероприятия зрителям и членам родительского жюри,  раздаются программы с репертуаром участников. Каждый зритель может выбрать любое музыкальное произведение по списку, которое желает послушать. В подготовке праздника и в его проведении участвуют родители. Они не могут остаться равнодушными к таким концертам, где в мастерстве соревнуются их дети и, в дальнейшем, проявляют больше заинтересованности в занятиях музыкой своих детей.

Но всё это не означает, что уроки музыки следует воспринимать  детьми  и их родителями не как огромный труд, а как сплошное развлечение.

Большая польза от работы над репертуаром состоит и в том, что его можно играть в ансамбле с педагогом. Ребёнок испытывает восторг, когда педагог садится за второй инструмент, и они вместе играют привычную мелодию, которая теперь звучит по-новому!
А заодно приобретаются навыки ансамблевой игры.
Как же ещё с пользой и интересом можно творчески использовать накапливаемый репертуар? Это – создание музыкальных сказок. С помощью педагога ребёнок создаёт литературное произведение – сказку! А озвучить её помогают пьесы из репертуарного блокнота. Иногда в них приходится изменять ритм, темп, характер, чтобы создать нужную для сказки атмосферу. Такие музыкальные сказки сам автор может исполнить на мини-концертах в детском саду, на обыкновенных уроках литературы и рисования, создав там таким образом творческую атмосферу. Музыкальные сказки очень тепло и с огромным вниманием принимаются маленькими зрителями на выше сказанных сольных концертах в перерыве, когда «артисту» необходимо немного отдохнуть. Обычно музыкальную сказку представляет ведущая сольного концерта. Развитие воображения и творческого облика является одной из важнейших функций музыки. Поэтому, сочинение не только сказок, но и музыки, становится типичной чертой в музыкальном образовании детей.
Ребёнок, поставленный перед необходимостью создания простейшего произведения к заданным словам, ритму активизирует свой ум, стремится индивидуально решить задачу, привыкает к самостоятельному художественному самовыражению, приобретает веру в собственные творческие силы. Дети с удовольствием играют собственные произведения, заражая желанием сочинять тех, кто этим не занимается. Если ребёнок испытывает трудности при сочинении мелодии, можно предложить для начала сочинить какой-нибудь ритм и записать его, или предложить продолжить неоконченную мелодию.
Всем известно, что интересно заниматься тем детям, у которых всё получается. Хорошая оценка стимулирует ученика. Надо стараться как можно больше ставить на уроке хороших оценок. Если нет возможности поставить ученику хорошую оценку за выполнение домашнего задания, то можно поставить всегда хорошую оценку за работу на уроке. Педагог должен дать возможность даже не очень способному ученику получить хорошую оценку своего труда на уроке. Если систематически из урока в урок ведётся работа над гаммами и репертуаром, то, как правило, по этим заданиям ученик всегда имеет хорошую дополнительную оценку. Отдельно можно поставить хорошую оценку за подбор по слуху, если он удался на уроке, или за чтение нот с листа.

 Но всё это не означает, что оценка не ставится за невыполненное домашнее задание.

Для развития музыкальной памяти полезно тратить 3-4 минуты на каждом уроке на самостоятельное выучивание наизусть небольшого музыкального произведения с последующей сдачей на уроке на оценку. Ребёнок обычно очень старается запомнить мелодию, чтобы через 4 минуты воспроизвести её: ведь есть реальная возможность получить дополнительную хорошую оценку! И только в редких случаях задание остаётся невыполненным. Любому педагогу следует помнить о том, что всегда можно найти то, за что можно похвалить ребёнка. И это нужно делать, как можно чаще.
В своём педагоге ребёнок должен видеть не только учителя, но и друга, способного понять его проблемы, порадоваться его радостям, способного превратить общение в продуктивный диалог, совершенствующий как ученика, так и учителя.

Успехов вам!

© 2008 Tatyana Divina