Исповедь горца

Торшина Валентина
Исповедь горца

Мой отпуск, по плану, должен был начаться в первых числах  июня месяца. Но так случилось, что наше учреждение должно было организовать большое массовое мероприятие, поэтому мой отпуск перенесли на две недели позже.
За год напряженной работы я очень устала и последние две недели, казались мне вечностью. Погода стояла, скажем, мерзкая. Каждый день шли дожди. Несмотря на летний месяц, солнышко показывалось крайне редко, и из-за этого настроение тоже было пасмурным.

 
Шёл 1988 год,  наша страна называлась Советским Союзом. В это время мы ещё не знали, что такое «заграница», а путешествовали в основном по нашей необъятной дружелюбной стране.
Я уговорила свою подругу поехать вместе на Кавказ. Мы долго раздумывали, куда в этом году поехать и решили, что путешествие на автобусе по ряду крупных городов Армении, Дагестана, а также горных сёл  пойдут  нам на пользу. Имя моей подруги  Любовь, Меня звать Галина. От своего имени и буду писать этот рассказ.


     Обе мы работаем в одном учреждении уже более десяти лет. Мы побывали в разных местах нашей  Родины,  но это путешествие должно было, как нам казалось, оставить необычное впечатление.
В туристическом бюро, нам   много всего хорошего рассказали об  этом туре, и вот мы уже в пути. До Москвы мы добирались самостоятельно, так как там формировалась наша группа.
В Москве нас расселили  в гостиницу на одни сутки, а вечером следующего дня мы уже летели в Ереван.  Вышли из самолёта и увидели долгожданное яркое солнце и голубое небо без единой тучки.
     - Галинка, - радовалась Любаша, - это мечта! Тепло, солнце светит, ни о чём, кроме удовольствий, думать не надо! Вот так бы всегда!
     - Нет, Люба, надоело бы! Захотелось бы ещё чего- то нового.
     - Ты, конечно же, права, это я так сказала, под впечатлением хорошего настроения.
В гостинице «Европа» нам предстояло пробыть два дня. И за эти дни мы, по  запланированной программе, знакомились с городом и с достопримечательностями столицы Армении.   В день отъезда, нашу группу, которая состояла из восемнадцати человек, собрали в конференц-зале гостиницы, там же познакомили с гидом, его имя Виген. В  обязанности гида входило  сопровождение  группы на протяжении нашего двухнедельного автобусного путешествия. На собрании нам рассказали, как это принято везде, о правилах поведения во время поездки, об особенностях путешествия автобусом по горным дорогам, о соблюдении традиций  тех мест, где мы будем останавливаться.


       Путешествие проходило обычно, как в любой туристической поездке.  Повсюду, где мы останавливались, нас встречали с кавказским радушием. Вкусно кормили, развлекали в вечернее время песнями, танцами, возили на различные экскурсии по горным пещерам, по сёлам и аулам, сохранившим свои этнические традиции. Мы наслаждались минеральной водой местных источников и купались   в водоёмах горных ущелий.
Однажды, когда  до конца путешествия оставались считанные дни, нас привезли в небольшое село, недалеко от маленького городка с названием Горис. Здесь мы должны были пробыть в течение двух с половиной дней. Когда мы приехали на туристическую базу и вышли из автобуса, нас встречала группа молодых парней, ответственных за  организацию отдыха нашей группы.
Я обратила внимание, что один из парней-организаторов как-то странно на меня смотрит, ну просто не спускает с меня глаз. Мне стало неловко, и я постаралась быстрей получить свой багаж и поторопиться вместе со всеми  в гостиницу. К моему удивлению, парень быстро подошёл ко мне и, молча, помог мне вытащить из багажника автобуса сумку. Я попыталась сделать это сама, но он, с завидным упорством, взял сумку и понёс её к гостинице. Я, ничего не понимая, шла за ним.


Туристы нашей группы  наблюдали за всем этим и, подмигивая мне, давали понять, что всё это неспроста.
Когда мои вещи оказались в холле гостиницы, и мы расположились в мягких удобных креслах в ожидании Вигена, этот парень постоял рядом со мной и, сказав «до вечера», ушёл.
     Любаша, до сих пор сидевшая рядом со мной, заговорила:
     - Галь, ты знакома с этим парнем?
     - Нет. Я его никогда не видела.
     - Странно, подруга, почему он именно тебе помог донести сумку, а не Ольге?- и добавила, - она моложе тебя, красивая, модная.
     - Любашка, не приставай! Я сама в шоке. Всё молча, ни слова не сказал, только сопел всю дорогу до гостиницы.
     - Не сказал? Ты, что, не расслышала? Сказал же, «до вечера», - констатировала Люба.
     - Я не придала этому особого значения.
     - А зря, - хитровато улыбаясь, сказала Галя, - он к тебе клинья подбивает, понятно же! Смотри не соглашайся, а то мало ли чего может случиться, - предостерегла меня подруга.
В разговор вмешалась Ирина, соседка по автобусу:
     - Девчонки, - начала она шёпотом, - как-то это всё странно! Я не первый раз путешествую по Кавказу, но, чтобы так демонстративно навязываться, не припомню.
      - Возможно, он просто так помог, -  не задумываясь, ответила я Ирине.
      - Нет, это не просто так, - снова вмешалась Ирина,- им запрещено делать отдыхающим  намёки на любые отношения, они могут лишиться работы. Разрешены только разговоры  по теме отдыха на этой базе  или же ответы на вопросы отдыхающих.
         Мы долго ещё пытались понять причину такого откровенного ухаживания за мной незнакомым парнем, явно не русского происхождения. Потом нам все эти догадки надоели и мы, устроившись в уютной гостинице, пошли на обед.
Но, увы, в столовой я увидела этого парня вновь. Складывалось впечатление, что он ждал, когда я приду.
     - Галка, - начала Любаша, - смотри, смотри, он стоит у входа!
     - Да, вижу я, не кричи ты так, а то люди уже на нас оборачиваются.
     - Ничего себе,- входя в столовую,  удивлялась моя подруга, - что же это такое?  Может быть,  Вигену   пожалуешься?
     - Успокойся, Люба. Я пока ничего предпринимать не буду, он же ничего мне плохого не делает. Понаблюдаем, что дальше будет, - мне даже интересно уже!
Мы уселись за обеденный стол. За нашим столом сидели ещё два человека, в том числе  Ирина и Андрей Петрович – одинокий мужчина, лет пятидесяти. За время нашего путешествия он ни с кем, кроме нас, не общался. Больше разговаривал с Ириной, но тут, обратившись ко мне начал разговор:
     - Галина, мы с Ириной тоже наблюдаем за этим парнем, он, скажу я вам, не похож на армянина. Какая-то в нём есть смешанная кровь и тайна.
     - На дагестанца похож! - вставила Люба. – Я вот наблюдаю за ним и, мне кажется, что он Галке что-то сказать хочет, нежели поухаживать.
     - Обратите внимание, - продолжил наш сосед, - у него глаза очень грустные и он их всё время в сторону отводит, когда Галя на него обращает внимание.
     - Хватит вам, чего вы все вмешиваетесь? Если захочет что- то сказать, то скажет. Не зря же он пытается контакт со мной наладить.
     - Ты, Галочка, не понимаешь. Знакомство с такого рода людьми может быть опасным, - волнуясь за меня, говорила моя подруга.
     - Так, пообедали? Марш все на сон час!- скомандовала я, - честно, устала вас слушать. Всё, прекратили разговоры на эту тему, а то я на вас обижусь.
    После обеда мы вышли из столовой, парень всё так же стоял на крыльце. Проходя мимо него, я уловила едва ощутимый запах сигарет и неизвестного мне аромата от одеколона. Уже спускаясь со ступенек, я обернулась.  В этот момент я поймала его взгляд,  мне показалось, что он был растерян и расстроен. Я немного опешила, но потом, решив, что это мне  показалось, быстрым шагом догнала Любу и наших новых друзей. Я шла и размышляла:
     - Что же это все-таки значит? Я ведь чувствую, что этот парень, что-то обо мне знает и хочет предостеречь, что ли? Но от чего предостерегать? Я в полной безопасности и врагов у меня нет, особенно здесь, вдали от дома.
Предполагая, что время всё поставит на свои места, я решила больше не думать о незнакомце.
     - Надо отдыхать! - успокаивала я себя, - вечером на танцевальной площадке  организаторы обещали устроить нам весёлое представление. За последние два дня нашего пребывания на этой базе нужно просто повеселиться! – так рассуждала я, стараясь забыть этого парня.


Придя в гостиницу, мы начали разбирать свои вещи.
Люба  раскрыла свой чемодан и, раскладывая свои наряды на кровати, спросила:
     - Галь, ты, что сегодня оденешь на танцы? Я даже не знаю, как мне нарядиться, посоветуй, а?- и выложила все свои наряды на  моё обозрение.
     - Я, лично, надену свою длинную шёлковую юбку и лёгкую блузку.
     - А, что обуешь? – спросила Люба.
     - Легкие туфли без каблука, чтобы танцевать удобнее было, - ответила я, - и начала рассматривать вещи своей подруги.
Любашка, девушка не худенькая,  подобрать вещи для неё не всегда легко, лишние сантиметры в талии, да и колени довольно полноватые.
     - Одень вот это платье и  эти светлые туфли, - выбрала я наряд для подруги.
     - У-у-у, - недовольно хмурилась Люба, - это платье по длине ниже колен, я как бабуля в нём выглядеть буду.
     - Люба, здесь Кавказ, не надо щеголять своими полными коленками и круглой попой. Нас ведь предупреждали, чтобы одевались с учётом национального  этикета.
     - Нет уж, подруга! Ты как хочешь, а я надену вот это розовое, оно только немного выше колен. А туфли ты выбрала правильно.
В дверь постучали.
     - Входите! – громко сказала Люба, - открыто.
В дверь заглянул наш гид и спросил:
     - Девушки, к вам можно войти?
     - Да, заходите, - разрешила Люба.
Виген вошёл в комнату, сел на краешек стула и, извиняясь, начал разговор:
     - Вы, Галина? – обратился он ко мне.
     - Да, это я. Что- то случилось?
     - Нет, ничего особенного, я бы хотел вас предостеречь.
     - Виген, но, что такое! - заволновалась я.
     - Мне ваши друзья рассказали, что один из местных организаторов очень странно ведёт себя, по отношению к вам. Я отвечаю за  всех вас и мне это не безразлично. Понимаете, здесь молодые люди очень темпераментные, им обещать ничего не стоит. Если вас пригласят прогуляться, вы не должны давать положительный ответ или давать надежду на потом. Вам нельзя подавать даже лёгкий намёк, это будет означать, что вы согласны, и за вами будут ухаживать.
     - Господи, возмутилась я, - да, что вы все пугаете меня! Ну, смотрит человек. Он ничего не просит, никуда не приглашает. Что вы создаёте проблему на пустом месте!
     - Вы меня, конечно, извините. Я не хотел вас ни испугать, ни обидеть. Предупредить - это моя обязанность, а там решайте сами. Вы взрослый человек и я не собираюсь держать вас за руку.
Высказав мне всё, что он должен был сказать по долгу своей работы, Виген встал и, недовольным тоном добавил:
     - Только потом не кричите караул! Никто вам не поможет. А что предостерёг, так есть хорошая  русская пословица - «предупреждён, значит, вооружён», - и вышел.
Мы с Любашей молчали и не знали, что и сказать. Всё произошло так быстро.
     - Люба, а может мне вообще на танцы не идти? Посижу, посмотрю телевизор. Не все наши идут, кое - кто остаётся. И я тоже с ними побуду здесь.
Люба не дала мне договорить:
     - Слушай, подруга! Если ты не пойдёшь, я тоже останусь. Вот и будем, как две дуры,  сидеть здесь весь вечер! Два дня осталось и мы, из-за какого-то ненормального, должны  киснуть в этой комнате.
     - Хорошо, Люба, мы пойдём на танцы. Только меня не бросай, хорошо?
     - Согласна! - повеселела моя подружка.

     Наступил вечер. Сразу же после ужина мы пошли надевать свои вечерние наряды. Выходя из столовой, я обратила внимание на то, что моего преследователя на этот раз  не было.
     - Вот и отлично! – успокоила меня Люба. Он понял, что ты с ним никуда не пойдёшь и отстал.
 Уже в гостинице настроение немного поднялось, по сравнению с обеденным временем, и мы, нанося макияж на лицо, переключились на обсуждение нашей группы.
     - Галь, ты заметила, что Ирина и Андрей Петрович очень даже подружились, прямо не разлей вода.
     - Ладно тебе, подруга, не осуждай! Люди отдыхать приехали, возможно, они оба одинокие и найдут своё счастье здесь. О себе бы подумала. Уже почти тридцать, а у тебя никого.


     Мы ещё немного поболтали о том, о сём, и пошли на танцевальную площадку. Несмотря на вечер, было душно. Я была довольна, что удобно оделась и надеялась весело провести время.
Перед танцевальной площадкой суетилась молодёжь. Здесь были не только  наши отдыхающие, но и туристы  из других групп.
     - Во! Класс! – обрадовалась Люба, - можно с кем-то и потанцевать. Пойду знакомиться! Шучу, - смеясь, сказала она.
Слышалась музыка, настраивающая отдыхающих на весёлое настроение. Мы подошли к своим.
     - Молодёжь, - обратился к нам Андрей Петрович, - повеселимся?
     - Обязательно, затем и пришли. А вы, почему без Ирины? – спросила я Андрея Петровича.
     - Она сейчас будет, пошла макияж поправить, - ответил он, тактично не назвав слово туалет.
     - Галочка, а где твой кавалер? – съехидничала Оля и хмыкнула.
     - А её кавалер дома остался, с дочкой нянчится, - ответила за меня Люба.
     - Любаш, успокойся! Оля очень хочет посмотреть немую сценку. Так, Оля? – спросила я и отвернулась от неё, не хотелось продолжать этот разговор.


    На  маленькую  сцену, покрытую специальным навесом,  вышли организаторы вечера и попросили тишины. Один из них объявил, что сегодняшний вечер пройдёт в особом режиме и рассказал всё подробно о танцах, песнях, конкурсах и о выборе королевы вечера, которой будет вручён подарок. Спонсором подарка является президент открытого акционерного общества «Всё для дома и офиса» Зураб Аравенян.
     - Дорогие друзья, - начал свою речь Зураб Аравенян, - я приветствую всех собравшихся на нашей уютной танцевальной площадке. Я назначил жюри, которое будет в течение вечера наблюдать за всеми красавицами, но выберут из них только одну. Учитываться будет умение веселиться, обязательное участие в конкурсах, умение танцевать и, конечно, женский наряд сегодняшнего вечера. Удачи, вам, девушки!
После его слов все девушки, женщины начали поправлять свои причёски, платья.  Вечер начался вокальной песней артиста из города Сисиана. Мы слушали  удивительно чувственный голос, навевающий больше грусть, нежели веселье. Чуть позже, лирическая музыка начала плавно переходить в более ритмичную, и на сцене появился ансамбль из Гориса. Танец, который они  показали, отражал страстную армянскую натуру.
Концерт продолжался минут сорок и полностью захватил наше внимание. Для нас выступали не профессиональные артисты, а  молодые парни и девушки, которые любили петь и танцевать. Всё, что они творили на сцене, было очень музыкально, красиво и оригинально.


  Начались танцы. Сначала народ смущался и просто стоял в сторонке. Организаторы пытались вытащить нас на площадку, но люди пока отнекивались, возможно, просто стеснялись. И тут сбоку от себя  я услышала:
     - Девушка, разрешите пригласить вас на танец.
Я повернулась. Это был тот самый парень. Я немного растерялась, не зная как себя вести, и можно ли с ним танцевать, - такие мысли промелькнули в моей голове. Выручила Любаша:
     - Галя, ты чего? Тебя пригласил красивый молодой человек, а ты стоишь, как статуя. Смотри, а то я с ним пойду, - и повернулась к нему лицом в надежде потанцевать с ним.
     - Нет, извините, я Галю пригласил, не растерялся он.
Я, немного постояла, он нерешительно взял меня за руку и посмотрел на меня  тем же грустным взглядом, что и утром.
Мы танцевали молча. Он нежно взял мою правую руку, а левую руку слегка положил мне на спину чуть выше талии. Я ощущала его дыхание и чувствовала, что он очень волнуется, так как пот просто ручьями стекал по его лицу. 
     - Надо начать разговор первой, - подумала я, - как-то неловко молчать и спросила, - вас как звать?
     - Моё имя Хорен, - незамедлительно ответил он.
     - А вы здесь отдыхаете или работаете? - задала я глупый вопрос.
     - Я работаю. Мы встречаем гостей, помогаем разместиться, организовываем мероприятия и всё такое, чтобы туристы не скучали.
     - Давно вы тут работаете?
     - Здесь я два года, а пять лет назад  жил в Чеченской республике. Галя, - продолжил он, не глядя мне в глаза, - а вы откуда?
     - Я издалека! Знаете, где находится западная Сибирь?
     - Нет, не очень представляю. Я кроме, как на Кавказе и в городе Смоленске нигде  не был.
     - А, что так? Не было возможности или другие причины?
     - Галя, вы правы, были другие причины.
Музыка закончилась. Хорен тяжело вздохнул и, провожая меня до места, спросил:
     - Вы разрешите ещё раз пригласить вас?
Я пожала плечами и ответила со строгостью в голосе:
     - Я должна сказать вам Хорен, что я замужем и у меня есть дочка, поэтому я не хотела бы вам давать какую-то надежду на наше знакомство.
     - Я понимаю, вы мне ничем не обязаны. Я не настаиваю ни на каком знакомстве. Просто разрешите пригласить вас на танец ещё раз или нет?
     - Да, пожалуй, я соглашусь, - улыбнувшись, ответила я.
Хорен подвёл меня к моей подруге, поблагодарил за танец и пошёл в сторону сцены. Я не смотрела туда, куда он пошёл, меня немного потряхивало.
     - Господи, что это со мной? Я волнуюсь так, будто со мной танцевал сам принц Датский.
     - Галка, ты что-то сама не своя! Что он тебе такое говорил? Ты стоишь бледная, как стена.
     - Нет, Люба, ничего он особенного мне не говорил, просто сказал, как его зовут и чем здесь занимается.
     - А что же тогда с тобой? Не может же человек  просто так разволноваться. Давай, подруга, выкладывай, а то обижусь!
     - Люба, я сама ничего не пойму. У него какая-то энергия необыкновенная. К нему так и притягивает. Он просто танцевал, а сердце у меня колотилось, как у кролика.
     - О, милая, ты не влюбилась, часом?
     - Нет, это не то чувство. Что-то другое. У него странное дыхание, будто душа его плачет, так и хочется пожалеть его. Он, как одинокий волк, молчит, а его душа разговаривает.
     - Так, подружка, пора отсюда сваливать, беспокоюсь я за тебя.
     - Я ему танец обещала. Вот станцую ещё раз, и сразу уйдём, хорошо, Любаш?
     - Ладно, но я слежу за тобой. Не исчезай никуда! Ой, смотри, Галь, на Ольгу, приз хочет получить, аж  наизнанку выворачивается, - с усмешкой подметила Люба.


Музыка, песни, танцы не смолкали. Мы с Любашей тоже веселились. Нас приглашали танцевать другие парни, мы не отказывали, и нам было очень хорошо. Я уже стала забывать про Хорена.
      - Не приглашает, значит раздумал. Зачем ему нужна замужняя женщина? Наверное, занят  другими делами и ему не до меня. Ну и ладно, буду веселиться!
      Прошёл примерно час после того, как я танцевала с Хореном. И только я хотела утащить Любашку домой, как увидела его, он шёл прямо ко мне. Сердечко моё вновь затрепетало.
     - Опять, что это со мной? – размышляя, я смотрела на него и, не контролируя себя, улыбалась ему во весь рот.
     - Галя, вы мне обещали танец. Не передумали? – спросил Хорен.
     - Ну, я же обещала, а слово нужно держать, - и послушно пошла с ним на танцевальную площадку.
Как только мы вышли на середину площадки, быстрая музыка прекратилась, и заиграло танго.
     - Это Хорен попросил поставить танго, - догадалась я, - он хочет быть немного ближе ко мне, нежели в быстром танце, - подумала я и посмотрела ему в глаза.


     Хорен смотрел не на меня, а куда- то в сторону. Я была удивлена.
     - Как же так? Он так жаждал этого танца, а на меня даже не смотрит. Почему тогда я, а не другая девушка, - размышляла я, - он к другим даже не подходил, и вообще, его здесь всё это время не было.
Мои мысли перебил Хорен:
     - Галя, вы извините мою настойчивость, я не решаюсь вас спросить?
     - Спрашивайте, это же не допрос, так ведь? Спрашивайте, если смогу, отвечу.
     - Хорошо. Скажите, жили ли вы когда-нибудь в Чечне или, возможно, были  у вас оттуда дальние родственники? Слыхали ли вы о таком ауле в Рутульском районе, как Шиназ?
Я насторожилась. Слово Чечня меня озадачило.
     - Нет, я всю свою жизнь прожила в Сибири и в моём роду только русские. Никогда у меня не было никакой связи с чеченским народом.
     - Извините, Галя. Забудьте то, о чём я вас спросил.
     - Хорен, кто-то потерялся? Вы кого-то ищите? – выпытывала я у него.
     - Всё, забудьте. Музыка закончилась. Спасибо вам за танец, - огорчённо сказал Хорен и, попрощавшись, ушёл.


        Мы с Любашей ушли с танцплощадки, когда веселье было в полном разгаре.
     - Видимо, королевой вечера выберут нашу Оленьку, - задумчиво сказала Люба
     - Люб, а ты что ли завидуешь? Она же там крутит всем, что только у неё есть! Мне неприятно было за ней наблюдать. Но, народ в восторге! Что ж, кто-то должен быть веселее нас.
     - А я, Галь, хотела роман закрутить, но передумала. Зачем душу травить, все равно завтра последний день и тот на экскурсии проведём, так ведь? - спросила меня Люба.
     - Права, конечно, дома себе кавалера подыщешь и на свадьбу пригласишь! Не забудь только, - шутила я.
В гостинице, приняв по очереди душ, мы  улеглись на кроватях смотреть телевизор. Ноги от усталости ныли.
     - Натанцевались так, что завтра не поднимемся, растирая ноги, пыталась заговорить со мной Любашка, - Галка, - продолжала она, - вы с Хореном о чем-то договорились.
     - А о чем мне договариваться? Я с ним и не собиралась встречаться. Я, женщина замужняя, для чего лишние хлопоты. Люба, - продолжила я, - давай больше эту тему про Хорена не затрагивать, хорошо?
     - Как хочешь!- недовольным тоном ответила Любка. - Смотрим телевизор!


Утром нас разбудил стук в дверь. Это дежурная гостиницы предупреждала, чтобы все шли на завтрак, так как через час приедет экскурсионный автобус, который отвезёт нас на озеро Севан.
Мы с  Любой не знали, что это за озеро, где оно расположено, но  нам говорили бывалые туристы, что там очень красиво и мы решили поехать вместе со всеми.
Когда мы приехали на озеро, то были поражены.
    - Галя, смотри какая вода! Она просто завораживает, - восхищалась Люба.
    -  Кристально  чистая,  лучистая, светлая, - добавила я, -  когда на воду смотрю то, кажется, что я  окружена волшебством, словно в сказке.
- Лазурно-синее чудо! Единственный недостаток, она холодная,- с грустью подытожила наш разговор моя подруга. А я купальник взяла, зря получается.
     - Не переживай, - вмешалась в разговор Наталья, женщина средних лет из нашей группы, - пойдём через ущелья, там есть заводи, вода тёплая, ещё искупаемся.


     Дальше нас повезли в монастырь Норванк. Это церковь на горе и ехать к нему надо через живописное ущелье с отвесными скалами и пещерами. Когда мы к нему приехали и вышли из автобуса, наши уши, словно, заложило.
     - Находясь рядом с этим монастырём, чувствуется тишина, спокойствие и вокруг неописуемая красота! – заметил Андрей Петрович.
Мы согласились с его мнением, и пошли осматривать монастырь Норванк.
Следующий монастырь носит название Айраванк. Расположен он на горе, которая стоит посередине озера. Наблюдать с высоты горы за озером было очень интересно. Нас всех поразило то, что с одной стороны монастыря небо ясное и голубое, вода внизу чистая, без волн, а с другой стороны наоборот тёмные тучи, темная вода.


     В общем, любовались красотами не очень долго, нужно было возвращаться, так как обратный путь не близок.
Приехали на свою базу к вечеру. Солнце ещё не опустилось за горы, и поэтому было, довольно-таки, светло. Пока мы принимали душ, приводили себя в порядок, стемнело. Мы пошли на ужин. После ужина была запланирована прощальная дискотека, так как завтра утром рано уезжаем.
Вся наша группа дружно шагала к танцевальной площадке. Я почувствовала, что у меня заболела голова. Поразмыслив, решила лучше отлежаться перед завтрашней длинной дорогой, чтобы окончательно не разболеться.
     - Любашка, - обратилась я к подруге, - я пойду к себе в комнату.
     - Что случилось? – встревожилась Люба.
     - Голова разболелась, вероятно, переутомилась за время экскурсии. Я пойду, а ты повеселись.
     - Нет, я тоже не пойду. Что я тебя одну в корпусе оставлю.
     - Люба, иди, веселись. Я все равно буду спать. Ты что ли сидеть рядом со мной будешь? К чему такие жертвы. Прошу тебя, не беспокойся, всё будет хорошо. Посплю, и голова моя пройдёт. Устала просто.
     - Ну, хорошо. Я долго не буду, приду раньше, чем закончатся танцы.
Любашка догнала нашу группу, примкнула к Ирине с Андреем Петровичем, а я медленно, наслаждаясь ароматом цветов, высаженных вдоль аллеи, пошла домой.


     Я заснула. Не знаю, сколько времени прошло, но проснулась я от робкого стука в дверь. Подумав, что вернулась Люба, накинула на себя халат и пошла к двери. На всякий случай посмотрела в глазок и резко отстранилась от него. За дверью стоял Хорен.
    - Кто там, - спросила я, словно не знала кто за дверью, - Люба это ты?
    - Нет, это не Люба. Извините меня, это Хорен. Вы можете мне открыть дверь?
    - Зачем вам? – испугавшись, спросила я Хорена.
    - Вы не подумайте, что я с плохими намерениями, мне очень нужно с вами поговорить. Люба сказала, что вы заболели?
    - Да, немного голова болела, сейчас уже лучше.
Мы разговаривали через дверь, а мне очень хотелось открыть её ему и узнать в чём дело, но в корпусе я была одна, и мне стало немного не по себе.
    - Я его совсем не знаю. Я здесь одна и что может произойти, не известно! Он странный какой-то, - думала я, а потом ответила, - Хорен, я соглашусь с вами поговорить, когда мои друзья вернутся. Я выйду и рядом с гостиницей на скамеечке поговорим. Согласны?
    - Хорошо, спасибо. Я буду ждать вас на скамейке.
Хорен ушёл, а я не могла  себе места найти.
    - Почему он настаивает на встрече? – размышляла я, - если понравилась, то ему сразу сказала, что я замужем и у меня есть дочка. Да, я всё правильно сделала, я не дала ему ни малейшего повода на возможность встреч.
 Мучаясь догадками, я периодически выглядывала в окно. Хорен сидел на скамейке и курил.
Прошло часа два. В дверь постучали. Я подбежала к окну. Хорен по-прежнему сидел на скамейке, опустив голову. За дверью послышался голос:
    - Галка, это я Люба. Открой.


    Я открыла дверь и увидела, что она испугана и смотрит на меня своими большими глазами.
    - Галя, мне Иринка сказала, что видели Хорена у нашего корпуса. Он спрашивал о тебе. Я сказала, что ты немного приболела. Я же не думала, что он сюда придёт, - словно, извиняясь, тараторила Люба.
     -  Да не суетись ты?  Всё нормально. Танцы закончились?
     - Да, Галь, закончились, - тихо ответила Люба, посмотрев на меня не понимающим взглядом, затем добавила, - сейчас все разойдутся.
     - Хорошо. Будь здесь. Я пошла на встречу с Хореном. Я, Люб, обещала, что когда кто-нибудь придёт в корпус, я выйду.
     - Зачем тебе, Галя? Ты же не знаешь, что у него на уме!
     - Поэтому и не вышла, когда была одна. А сейчас ты рядом и можешь подсматривать за нами в окно. Мы здесь будем, рядом.
Я вышла из подъезда. Заметив меня, Хорен встал и пошёл мне навстречу.
     - Добрый вечер, Хорен.
     - Добрый вечер, Галина. Извините, я не должен был вас беспокоить, не имел права. Если кто из администрации узнает, что мы общаемся, меня могут уволить.
     - Не переживай, если что, я скажу, что просила у тебя консультации по вопросам отъезда. В общем, придумаю, что сказать в твою защиту.
     - Спасибо большое. Мне правда очень хочется с вами поговорить. Пойдёмте, сядем на скамейку.
     - Хорен, - обратилась я к нему, - давай будем на «ты». Мы, как я предполагаю, почти ровесники.
     - Согласен. Я сам хотел тебе это предложить.


     Мы подошли к скамейке, которая стояла немного поодаль от входа в гостиницу. С трёх сторон  она была окружена кустарниками. Темнело и мне стало немного не по себе. Стояла необычная тишина, а  я рядом с незнакомым мне человеком.
     - Правильно ли я сделала, что согласилась на эту встречу, возможно, не надо было уступать этому парню.
Хорен начал разговор первым:
     - Галя, ты, естественно, удивлена моей настойчивостью. Моё желание поговорить с тобой, почувствовать твоё дыхание очень важно для меня. Понимаю, ты задашь вопрос, почему?  Давай отойдём вон к тому яркому фонарю, а потом вернёмся сюда.
     Когда мы подошли к фонарю, Хорен  поднял  рукав рубашки и сказал:
     - Галя, смотри! Что ты видишь?
Я подошла ближе. На плече была наколка. Я внимательно присмотрелась и ахнула.
     - Хорен, откуда на рисунке моя фотография?
     - Это точно твоё фото, ты не ошиблась? Посмотри ещё раз.
Я снова подошла ближе и, убедившись в том, что не ошибаюсь, ответила:
     - Да, Хорен, это моё лицо! Но, откуда? Зачем?
     - Пойдём, я тебе всё расскажу.


     Мы сели на скамейку. Хорен тяжело вздохнул, потом положил пальцы рук на глаза, немного  посидел, словно собирался с духом и начал свой рассказ:
     - Это было пять лет назад. Тогда я ещё жил в Чечне в небольшом  высокогорном ауле, хотя родом я из Дагестана, в местечке, где проживали табасаранцы, язык наш лезгинский. Я жил только с мамой, старший брат  погиб при драке, а отца я совсем не помню. Мама сказала, что болел долго и умер. Мы жили не богато, но и не бедствовали. Мама ткала коврики, дорожки разные, и продавала. А так как они были особенные по расцветке, то спрос на них был всегда. Большие ковры она ткала только по особым заказам, но в нашем доме всё было в красивых коврах.

 
     Недалеко  от нашего дома, по улице напротив, жила зажиточная чеченская семья: отец, мать, бабушка,  трое сыновей и две дочки и маленькие детишки  - человека три.  Случилось так, что я и  одна из дочерей этой семьи, по имени Айна, полюбили друг друга и тайно встречались. Тогда мы учились в районной школе.  Айна очень похожа на тебя, Галя.  Даже по фигуре вы с ней очень схожи. Дружили мы с ней почти восемь лет, но когда окончили школу, у нас не стало возможности видеться.
      Её отец очень жестокий человек и своих сыновей воспитал в  воинственном духе. Мы с Айной общались через записки, когда случай сводил нас в общественном месте. Айна очень скучала по мне и я тоже. Было решено, что я приду свататься, чтобы взять её в жёны.  Но, мне пришлось отложить сватовство, так как её отец, забрав сыновей, уехал куда-то на целую неделю.
Наконец-то, мы могли тайно встречаться.
     - Любимый мой, - всегда говорила она мне, - я не могу без тебя жить, но мой отец не отдаст меня тебе в жёны, я почти уверена. Что делать я не знаю.
     - А что если я украду тебя? – спросил я Айну.
     - Не знаю, давно в нашем ауле не крали невест. Я не могу предположить, как он с нами потом поступит.
     - Ну, если не примет тебя в дом, будем жить в моём доме, как и положено, а потом он смирится.
     - Страшно, Хорен, я боюсь! Боюсь не  за себя, боюсь больше за тебя. Мои братья люди очень коварные.
     - Хорошо, Айна, мы ещё подумаем, возможно, он отдаст тебя за меня, мама скопила кое-какое состояние.
Я не допускал никаких вольностей по отношению к моей любимой, у нас так принято. И это никогда не обсуждалось. Девичья честь, прежде всего!  Айна переживала, что если что-то пойдёт не так во время сватовства, то мы никогда не сможем видеться даже тайком.

    Пока отца Айны с братьями не было, мы наслаждались общением друг с другом и клялись в вечной любви. Мы были молоды, и наши взаимные чувства крепли день ото дня. Мы любили друг друга искренне, непорочной любовью и, находясь наедине, целовались, радовались, что можем вот так спокойно сидеть рядом, не боясь надзора отца и братьев.


Прошло две недели. Однажды, выполняя поручения матери, я работал во дворе своего дома. Заметив, что мимо проехала машина отца Айны, я вошёл в дом и сказал матери:
    - Мама, я хочу идти свататься и просить руки  Айны, я её очень люблю, она меня любит тоже. Как ты на это смотришь?
    - Сынок, - ответила моя мать, - выбрось эти мысли из своей головы. Отец Айны никогда не согласится на ваш брак. Лучше готовься  поступать в институт. Деньги я тебе дам.
     - Мама, почему ты так считаешь? Сейчас другие времена, и девушку обязаны выдать замуж с её согласия, а Айна согласна.
     - Ты, сын, многого не понимаешь. Мы живём в ауле, здесь все живут по старинке, кроме того вы с ней разной веры.
     - Ну и что? Моя девушка готова принять мою веру!
     - Она женщина, как ты не понимаешь! Её мнения никто, из её семейства,  даже спрашивать не станет. Так что, сын, не надейся, я не пойду с тобой в этот дом.
     - Хорошо, - со злостью, сказал я,- пойду сам и завтра же.
     - Иди, если матери не веришь. Её братья тебя взашей вытолкают.


    Я был зол на мать, поэтому долго рассуждать на эту тему не стал, а принял решение завтра до обеда сходить и поговорить с отцом Айны. Если он согласится, то тогда мы с мамой пойдём свататься.
На следующий день, с утра натопил баню, хорошо вымылся, надел новую рубаху, которую мне мать сшила на мой день рождения, и после обеда поспешил в дом своей возлюбленной.
Возле ворот повторил слова, которые буду говорить, и нажал кнопку звонка. Залаяла во дворе собака. На её лай вышел Шамиль, младший брат Айны,
     - Тебе чего надо? – грубо спросил он, оглядывая  меня с головы до пят, -  по какому случаю это  ты вырядился?
     - Шамиль, - спокойным тоном ответил я, - мне нужно поговорить с твоим отцом.
     - На какую тему? – ухмылялся он.
     - Я ему сам скажу. Так можно пройти или нет?
     - Жди здесь, я сейчас узнаю у него.


    Брат Айны ушёл, а я стоял рядом с воротами и надеялся, хотя бы, на разговор. Через несколько минут дверь открылась, и появился Шамиль.
     - Проходи, отец ждёт.
Я шёл по всей длине двора, поражаясь чистоте, которая, как я про себя отметил, была повсюду.  Младшие дети играли в нехитрые игры, а те, кто старше помогали по хозяйству.  Мать Айны, увидев меня, укоризненно покачала головой, давая мне понять, что я зря всё затеял.
     - Когда я вошёл в большой просторный зал, отец моей девушки сидел в кресле и рассматривал какие-то бумаги. Не поднимая на меня глаз, он сухо спросил:
     - Что хотел от меня? Чем я тебе обязан?
Поздоровавшись, как велит обычай чеченцев, я, немного помедлив, начал излагать заготовленную речь:
     -Уважаемый Мансур Умарович! – я пришёл сюда для того, чтобы сказать вам, что ещё с детства люблю вашу дочь Айну и поэтому спрашиваю вашего согласия на сватовство к ней. Если вы дадите мне согласие, мы с матерью завтра придём к вам свататься.
     - Я ценю твою скромность и уважение к нашей семье. Но я тебе отвечаю «нет». Не бывать этому. Ты свободен!
     - Я не растерялся, я был готов услышать такой ответ и продолжил:
     - Объясните мне, почему вы даёте отрицательный ответ.
Я надеялся, что он мне станет приводить всякие доводы не в мою пользу, на что я тоже готов был вести диалог, но он поднялся и, указав мне на дверь, зло выкрикнул:
     - Убирайся, я сказал! Айна никогда не будет твоей. Она уже сосватана и через пару недель будет свадьба.
Дверь открылась, и на пороге появились два его сына. Они, с наглыми ухмылками начали меня подталкивать к выходу. Всё это делалось без единого слова с их стороны. А когда мы подошли к воротам,  Шовхал, старший брат Айны, выругался и сказал:
     - Забудь сюда дорогу, иначе будешь иметь дело с нами, и закрыл толстую металлическую дверь ворот дома.


     Я шёл домой в подавленном настроении. Я не мог смириться с тем, что никогда больше не обниму свою любимую. Сердце ныло, будто его изранили в этом большом доме.
Когда я вошёл в свой дом, мать, взглянув на меня, сразу всё поняла:
     - Я тебе, сын, говорила, чтобы ты туда не ходил. Ты не послушал свою мать, теперь будешь об этом сожалеть.
     - Я не сожалею ничуть, мама, что пошёл туда, я должен был это сделать, как настоящий мужчина. Но я что-нибудь придумаю.
Мать покачала головой и пошла по своим делам, а я долго ломал голову, как сделать так, чтобы Айна не досталась другому.

   
  Я придумал самый опасный по тем временам способ – это украсть девушку. Я знал, что могу пострадать сам, моя мать и моя девушка тоже.
      Я не нашёл другого выхода потому, что жить без Айны я не мог.
Прошла неделя с того момента, когда я был в доме Айны. До свадьбы моей любимой оставалась неделя. Я, наблюдая за её домом,  видел, как активно шли приготовления к свадьбе. А однажды, к  дому подъехали сразу несколько машин, и я понял, что это приехал жених со своей роднёй.  Я метался из одного угла дома в другой. Всё во мне кипело от злости и от безысходности.
     - Всё! Сегодня ночью я проберусь к Айне в комнату и украду её, - принял я окончательное решение.
     Я хорошо знал план дома, где жила Айна. Когда я был маленький, часто играл с Шамилем и Шовхалом. Тогда они были обычными мальчишками, и никаких запретов на нашу дружбу не было.
Я прекрасно знал, что их собака не ходит на цепи с обратной стороны большого дома, а окна спальни Айны выходят как раз на эту сторону. Никто из семьи не будет ждать того, что я решусь на такой поступок.

   
 Рано утром, когда было четыре часа, я тихонько перелез через ограду и очень осторожно подкрался к окну моей девушки. Кругом стояла тишина. Я так всё осторожно делал, что собака не почувствовала моего прихода, на что я и рассчитывал.
На улице было тепло и поэтому окна в ауле на ночь всегда оставались открытыми. Я подтянулся на подоконнике и заглянул внутрь комнаты. Айна спала, укрывшись лёгкой простынкой.
Аккуратно, чтобы не испугать её, я залез в окно и тихонечко толкнул Айну. Она, увидев меня, широко открыла глаза и, поняв, что нужно молчать, сначала испугалась, а потом заулыбалась.
     - Айна, милая моя, ты готова бежать со мной. Другого случая не представится! Ты же выходишь замуж?
     - Да на следующей неделе свадьба, но я не хочу за другого, я тебя одного люблю! Лучше умереть! У моего жениха есть ещё две жены.
     - Так ты согласна бежать или нет? Времени нет, скоро все проснутся!
     - Ладно! Я сейчас оденусь и соберу немного вещей в дорогу. Куда мы пойдём?
     - Мой дядя живёт в Горисе. Пока туда пойдём.
Айна быстро оделась, взяла сумку, и мы вылезли из окна и пробрались за забор тем же путём, каким я зашёл. Только один раз собака,  почуяв, что-то неладное залаяла, но быстро угомонилась.
Как только мы вышли на дорогу, побежали, взявшись за руки. Наши сердца от страха стучали так сильно, что мы слышали их стука.


     По дороге, мы несколько раз отдыхали, спрятавшись за высокие кусты и деревья. Мы шли горными тропами, по которым не ездили машины. Я хорошо знал дорогу к дядиному дому, я не раз туда ходил.  Мусса, брат  моего отца, ко мне относился, как к дальнему родственнику. Он делал вид, что интересуется как у нас с матерью идут дела, а особого внимания нам не уделял. Дольше, чем на два дня, я у него не задерживался. Сейчас же, он был моей единственной надеждой.
Ближе к вечеру мы подошли к его дому. Во дворе работала его жена. Увидев нас усталых, даже правильнее сказать измученных, запричитала:
     - Хосен, мальчик мой, что случилось? Почему ты с девушкой и в таком виде?
Из дома в это время вышел дядя  и вместо меня дал ответ:
     - Эй, женщина, не видишь что ли, он украл эту девушку! – так ведь Хосен?
     - Да, дядя Мусса, я украл Айну. Мы любим друг друга, а её уже сосватали за женатого мужчину, который на много лет её старше,- вот, поэтому я выбрал этот вариант.
     - Хосен, я понимаю тебя, как мужчину. Но ты сделал необдуманный поступок, они найдут тебя и жестоко накажут. Это не та семья, из которой можно было украсть девушку,- а потом добавил, - быстро прятаться, с минуты на минуту его свора будет тут.
     - Но, дядя, они же, не знают, где ты живёшь?
     - Ты, сопляк, ещё не понимаешь, что они пойдут к твоей матери. Ты её подставил под такой удар! Они найдут, где я живу, уверяю тебя.
Дядя повёл нас в заброшенный чулан, где валялись, как попало ненужные старые вещи.
     - Вон, под тем диваном есть старый погреб, я им давно не пользовался, лезьте туда, - потребовал дядя Мусса.


     Мы залезли в погреб. Он был сухой, и особого неприятного запаха там не было. Дядя бросил нам подстилки, передал еду, воду, фонарь и наглухо закрыл подвал, задвинул на него диван и набросал всякого хлама, чтобы не видно было, что в этом месте есть погреб.
Мы просидели в погребе часа два, радуясь тому, что все-таки удалось спрятаться от погони.
Не успели мы перекусить, как послышался лай собак по всему аулу и приглушённый цокот лошадиных копыт.
     - Айна, выключай фонарь. Кажется, пришли. Иди ко мне и сиди тихо, без единого звука.
Мы сидели, прижавшись, друг к другу. Я чувствовал, как дрожала моя любимая.
    - Тебе холодно, Айна? – спросил я и сильнее прижал её к себе.
    - Нет, я не замёрзла, мне страшно!
    - Не волнуйся, всё обойдётся, дядя нас надёжно спрятал.


Мы слышали, как братья моей девушки, громко кричали и требовали от дяди всё рассказать, где мы прячемся.
     - Я вам ещё раз говорю, не было у меня никого, - объяснял Мусса, -  с раннего утра  я вместе с женой работаю во дворе, но никто мимо не проходил. Ты, Шамиль, видишь, что мимо нас проходит единственная дорога и никто, не замеченным, мимо моего дома не пройдёт. Я тебе с точностью до минуты могу сказать, кто и когда здесь проходил или проезжал. Так, что вы зря теряете время, у меня их нет.
Братья,  громко ругаясь, обыскав каждый уголок в доме дяди, уехали. Примерно через час после визита братьев, дядя Мусса открыл погреб.
     - Выходите, - скомандовал он. - Сейчас хорошо поужинаете и уходите. Я уверен, что они ещё сюда вернутся. Я не хочу рисковать своей семьёй.
Накормив нас, довольно-таки, плотно, жена Муссы собрала Айне тёплые вещи, наставляя её в дорогу:
     - Вы пойдёте по горным тропам, а без солнца там холодно, эти вещи тебе пригодятся.

    Дядя дал мне куртку и плащ–накидку на случай дождя, я, пристроил рюкзак на спину, взял Айну за руку и мы пошли. Солнце уже пряталось за горы.
Шли мы быстро, стараясь, как можно реже останавливаться. Мы боялись погони. Тропа в посёлок, куда мы шли, была известна многим и братья без труда могли нас вычислить.
Идя по крутым горным тропам, я замечал, что Айна теряет силы. Ей необходим был отдых. Когда наступила непроглядная темнота, а месяц ещё прятался за тучи, мы решили не рисковать, так как горная тропа была опасной своими крутыми обрывами. Остановились на ночлег. Я выбрал хорошее место, не очень далеко от тропы, между двумя пышными кустарниками. Набросал на них много веток, соорудил небольшой вход, накрыл его плащ-палаткой и мы забрались в него довольные, что всё идёт по плану. Прижавшись  друг к другу, мы заснули.


    Я спал беспокойно, периодически прислушиваясь к звукам гор. Айна спала беззаботным сном, улыбалась во сне и крепко прижималась ко мне всем телом. В эти минуты я был счастлив, я думал о будущей нашей жизни. Я уверял себя, что мы уйдём, и никто не узнает, где мы, а потом будет свадьба. Я мечтал, изредка поглядывая на свою любимую. Сейчас мне было хорошо, но не спокойно.
Еле-еле забрезжил рассвет. Я подумал, что пора подниматься и идти, так как до посёлка оставалось идти часов двенадцать.
Вдруг, я услышал внизу горы, недалеко от нашего шалаша, шум.
     - Лошади! – встревожился я. Это погоня, мы не успели! Айна, вставай! Любимая, погоня рядом!
Айна вскочила, ничего не понимая, и  испуганно посмотрела на меня.
    - Что, Хорен? Что случилось? Мы проспали и уже светло?
    - Айна, всё  намного хуже. Твои братья совсем рядом.


    Я выглянул из шалаша и увидел на тропе Шовхала. Он шёл в нашу сторону. Я притаился в шалаше, показав Айне знаком руки, чтобы она молчала, но было поздно, Шовхал заметил наш шалаш.
Когда он подошёл ближе и поднял вверх плащ-накидку, со злорадством в голосе и со зловещим блеском в глазах, прошипел:
     - О! Голубки! Прижались! Лемур, какой! – и заорал, - а ну, сучьи дети, выползайте! 
Наклонился и, схватив Айну за руку, потянул к себе. Айна начала сопротивляться, а я требовал:
     - Шовхал, оставь её! Она теперь моя жена, - соврал я, надеясь на его снисхождение. Идите с миром, - просил я, - мы вскоре придём в аул и сыграем свадьбу.


Каким же я был наивным, до сих пор не могу себе этого простить. Этими словами я ещё больше разозлил Шовхала. Подошли остальные. У шалаша стояли Шамиль и Азат, его народ прозвал парень-скала. Он был известным в округе бандитом, прославившийся выполнением заказных убийств.


  Шовхал и Шамиль начали вытаскивать Айну из шалаша. Она плакала и просила их отпустить её.  Меня же, Азат схватил за воротник и выволок наружу. Он был в два раза выше меня ростом и значительно сильнее.  Улучшив момент, я вытащил из-за пояса свой кинжал и замахнулся на своего обидчика. Он быстро среагировал на моё движение и выбил кинжал из моих рук, я остался безоружным.
В этот момент, Шовхал одной рукой держал Айну за волосы, а другой рукой скрутил ей сзади руки и сильно тянул их книзу.
     - Шовхал, мне больно! Ты же мой брат! Отпусти меня, – уговаривала брата Айна.
     - Ты сука, шлюха, ты мне не сестра! Ты опозорила всю нашу семью! Ты опозорила уважаемого человека, который хотел на тебе жениться. Теперь, как нам ему в глаза смотреть? Говори, гадина, ударив по лицу свою сестру, - спросил он.
Я кинулся спасать свою любимую, но парень - скала дал мне подножку, я упал, и он начал меня бить ногами. Я закрыл руками голову и корчась, громко кричал:
     - Шамиль, Шовхал, не трогайте Айну! Она ни в чём не виновата,  я украл её силой. Я связал её спящую, - врал я, надеясь, что они над ней сжалятся.
     Когда Азат занёс надо мной свой кинжал, Шовхал крикнул:
     - Азат, не убивай его! Пусть он мучается всю жизнь и считает себя убийцей,- а потом, обратившись к своему брату,  потребовал:
     - Шамиль, подними его кинжал и  встань на место Азата.
Шамиль выполнил поручение брата и подошёл ко мне, чтобы добавить мне серию пинков.
Я, лёжа на боку, видел, как Азат подошёл к Шовхалу, тот сказал:
     - Убей её, она нам не сестра. Она падаль, тварь, которая не имеет права на жизнь!


     Я закричал, пытаясь как-то повлиять на Шовхала, а Шамиль пинал и пинал меня с особой жестокостью. Когда же он выбился из сил, я попытался подняться, но то, что я увидел, никогда не забуду. Шовхал поставил Айну на колени, крепко держа её за волосы. Девушка плакала и просила не убивать её. А потом закричала:
     - Хорен, помоги мне! Он убьёт меня. Спаси меня!
Я, не чувствуя боли, вскочил на ноги и пытался броситься на защиту Айны, но в эту же секунду  получил сильный удар в голову сзади. Падая на землю, я заметил, как  Азат с силой вонзил кинжал в сердце Айны. Она медленно упала на траву.
     - Эй, уходим, скорее! - скомандовал Шовхал своим  напарникам. Затем быстро побежал вниз, чтобы не видеть того, что произошло, вскочил в седло и поскакал от этого страшного места. Шамиль и Азат последовали за ним.
Теряя сознание, я больше ничего не видел. Я очнулся, когда солнце уже поднималось из-за гор. Не чувствуя боли, я подошёл к Айне. Она лежала на боку, волосы её растрепались на ветру и прикрывали лицо. Я наклонился над ней, она была ещё тёплая. Я прижал её к себе и без конца произносил одни и те же слова:
     - Милая, любимая Айна, прости, прости меня!


    Я просидел так часа два, положа её голову на свои колени,  гладил её волосы, целовал её каждую чёрточку лица, я обливал её слезами и повторял слово «прости». Я понимал, что пора её предать земле, сейчас поднимется солнце и наступит жара.
    Расстелил плащ-накидку, аккуратно положил Айну. Завернул её в этот же, довольно широкий плащ и, сильно шатаясь, пошёл искать глубокую яму. Я нашёл её совсем недалеко от шалаша, Кинжалом выровнял края и перенёс туда  Айну. Я засыпал могилу и сидел рядом, не меньше суток.
 
    В этом месте  Хорен замолчал, уронил голову на свои колени и заплакал горько, навзрыд. Его тело содрогалось от плача, он не мог сдерживаться. Затем он встал передо мной на колени, взял мои ладони в свои руки и, уткнувшись в них лицом, вновь заплакал.
    Я тоже не могла сдержаться, я плакала вместе с ним, мне было его очень жаль. Я гладила его жёсткие волосы и утешала, как могла:
     - Хорен, не расстраивайся. Назад ничего не вернуть. Ты ещё найдешь свою любовь. Ты молод, Ты обязательно будешь счастлив.
Хорен поднял на меня глаза,  и я увидела в них отчаяние и  мучительную боль, он  продолжил:
     - Галя, спасибо тебе за то, что выслушала меня. Я, увидев тебя выходящую из автобуса,  вновь, за долгие годы, ощутил то, что может испытывать человек, потерявший самого дорогое в жизни. Ты напомнила мне её. Мне на миг показалось, что она жива и вот, через много лет рядом со мной, но не узнаёт меня. Я мучился, я хотел побыть с тобой рядом, как тогда в шалаше с Айной в последнюю ночь. Я хотел вспомнить её глаза, полные любви и обожания, я хотел ещё раз испытать это чувство. Ты помогла мне высказаться. Спасибо тебе.
     - Хорен, она простила тебя, я уверена, что она простила тебя.
 Живи и наслаждайся жизнью. Ты взрослый мальчик и понимаешь, что прошлым жить нельзя! У тебя есть память о ней, а это важно! Полюби другую девушку и всё у тебя будет хорошо.


    Когда Хорен успокоился, я задала ему вопрос:
     - Скажи мне, что стало с твоей матерью и семьёй Айны.
Хорен, немного замешкался, и нехотя, ответил:
     - Маму я смог забрать только через шесть месяцев. Я, когда очнулся, после похорон Айны, пошёл к своему другу, который жил раньше недалеко от нас. Мы с ним дружили, а потом они переехали в небольшой городок под Ереваном. Он меня и отговорил ехать за матерью, объясняя это тем, что оттуда я живым возвратиться не смогу. Так вот, как только появилась возможность, мы приехали в наш аул, мать сильно болела. А через год  умерла, сердце не выдержало всего того, что произошло. Братьев и  Азата через полгода, после того случая,  осудили и посадили в тюрьму за какое-то разбойное нападение. Им, всем троим дали по десять лет. Подробностей я не знаю и не хочу знать.
     - А как все эти годы ты жил?
     - Я подлечился у друга и поехал в Смоленск поступать в институт. В прошлом году я его окончил, но Айна всегда стояла перед моими глазами.
Потом Хорен встал и сказал:
     - Галя, пойдём, я провожу тебя, уже поздно. Твоя подруга, наверное, волнуется.


     Он довёл меня до двери гостиницы, взял мои ладони в свои руки, и, поцеловав каждый мой палец, сказал:
     - Удачи тебе, Галя. Будь счастлива со своей семьёй.
Он повернулся и медленно пошёл по тропинке, низко опустив голову.
Мне хотелось догнать его, обнять и сказать последние утешительные слова, но я этого не сделала.
     Когда я вошла в комнату, Любашка бросилась ко мне с объятиями и расспросами.
     - Ты плачешь? Он тебя обидел?
     - Нет, Люба, он меня не обижал. Давай спать. Я тебе всё расскажу позже.


     Рано утром, автобус с нашей группой отправлялся в Ереван, а затем на самолете мы должны лететь в Москву, а оттуда домой.
Я стояла вместе с группой перед посадкой в автобус. Организаторы, в том числе и Хорен, провожали нас.
Когда я садилась в автобус, подошёл Хорен и попросил задержаться на секундочку:
     - Галя, прощай! Я благодарен тебе. У меня на душе стало легко и светло. Я понял, что вчера Айна простила меня и отпустила.
     - Тебе удачи, Хорен! Я уверена, что ты будешь счастлив. Ты хороший и верный человек. Прощай!
     Я села в автобус. Хорен стоял и глядел на меня. Мы поехали, а он ещё долго смотрел вслед уходящему автобусу.