Копейка

Любовь Коломиец
                (Рассказ-быль из цикла "Это было давно")

Наша земля еще дрожала от страха взрывов и скрежета гусениц немецких танков, а вверх тянулись «молодые побеги» - подрастали дети военного и послевоенного времени. Не зря в народе говорят: «лучше плохой мир, чем хорошая война…», и это на себе испытали не только наши родители, дедушки и бабушки, но и нам досталось голодное и босоногое послевоенное детство. Конечно, войны уже не было, но её конвульсивное дыхание обжигало судьбы девчонок и мальчишек. То на родных придёт запоздалая похоронка, то сами оставались калеками, подрываясь на неразорвавшихся снарядах и оставленных врагом минах… Много чего повидали и испытали на себе дети 40-50-х годов, на всю жизнь получая отметины этой жуткой, коварной по жестокости и продолжительности войны. А голод был нашим постоянным спутником. 
   
Нам с братом несказанно повезло, что наш отец вернулся с фронта, пусть раненый и контуженный, но живой… Такое счастье выпало далеко не всем.

Отца сразу направили на трудовой фронт - восстанавливать разрушенное сельское хозяйство. Впоследствии он выучился и работал ветеринаром, пропадая на работе сутками. Честнейший, ответственный человек, воспитанный на социалистических принципах, отец на первое место всегда ставил общественные, а потом личные интересы. С его мизерной зарплаты постоянно удерживали суммы за павших животных, которые погибали от недокорма и морозов, нехватки лекарств и плохого ухода. А виноват, конечно же, был ветеринар…Вот с него и спрашивали больше других, хотя тогда доставалось всем руководителям совхозов. Правда, в счет заработка иногда выдавались продукты, часть которых обменивали в городе на одежду и обувь, предметы быта. Так и жили, месяцами не имея в доме ни гроша, а иногда и куска хлеба.

 Домашний тыл обеспечивала мама. Она работала от зари до зари, управляясь: с утра – на работе в детском саду, а к вечеру – дома. Когда я училась во втором классе, брату было всего два года, поэтому пришлось стать незаменимой маминой помощницей, росла ответственной, послушной и терпеливой.
 
Школа от нашего дома находилась далеко, и мне приходилось рано вставать, не досмотрев сладкие утренние сны.
Запомнилась ослепительно белая,снежная дорога, пухлая холщовая сумка с книгами и письменными принадлежностями, тяжелое, длинное пальто на вате. Маленькая и хрупкая, я двигалась по зимнему селу, словно привидение, утопая в лабиринтах пухового платка, повязанного поверх пальто и еле перебирая тонкими ножками, обутыми в валенки, на несколько размеров больше, чем положено.

Зимы в середине 50-х годов ХХ столетия были суровыми - снежными и длинными. Конечно же, не одна я носила зимой такое «обмундирование». Просто других вещей не было в продаже, и одежду школьникам, как правило, покупали «на вырост». Вот мы и передвигались «коконами» к школе и обратно в определенные часы.
   
После трех уроков в школе начиналась большая перемена – можно было сбегать в столовую, там всегда продавались горячие пирожки и чай. Однако большая часть школьников перекусывала в классе, извлекая из своих сумок бутерброды, завернутые в газету или холщовые сумочки.

Моя мама тоже всегда собирала в школу пакетик – хлеб, слегка присыпанный сахаром, пирожок или вареное яйцо. Но у меня никогда не было аппетита и я, еще до занятий освобождалась от еды, угощая нашу любимицу – белую собаку Эльзу, которая жила в школьном дворе со своим выводком – тремя маленькими щенками. К лежбищу вела хорошо протоптанная дорожка – школьники постоянно приходили поиграть с малышами или подкормить Эльзу. Я понимала, что ей сейчас еда нужнее, чем мне.

А вот пить всегда сильно хотелось к концу занятий. Однажды произошел случай, который врезался в память на всю жизнь. Он перевернул детское сознание, заставил глубоко задуматься. Мне кажется, что именно с того дня закончилось беззаботное детство, и я стала взрослеть.

Дело было после уроков, мы с подружкой оделись и собрались выходить из школы, но тут она решила по пути заглянуть в столовую и выпить стакан чаю. Последним уроком была физкультура, после которой всегда хотелось пить. У меня денег не было, я пошла просто «за компанию». Однако в столовой за чаем образовалась очередь, и мы стали ждать.

В пальто было  жарко, голова кружилась, мучила жажда. Впереди уже освободилось место, и прямо перед нами, на стойке, появился поднос с ароматным коричневым чаем. Казалось, что это - эликсир, который может избавить от любой слабости, жажды и голода… Его цвет, плавающие чаинки и чуть заметный парок притягивали больше, чем еда.   

Стакан чаю стоил две копейки, а без сахара – одну копейку. Но у меня никогда не было ни двух, ни даже одной копейки. Мои карманы не знали такой роскоши - в семье месяцами не было денег.

Вот подружка уже купила себе чай за две копейки, сразу припав губами к живительному напитку.
- Подожди немного, я сейчас, - сказала она и отошла от меня в сторону. А я стояла уже у двери, но не отрывала взгляда от волшебного подноса. На душе - безнадёжно грустно, хотелось плакать – слёзы были так близко… Как-то, само собой, внутри меня пронеслось: «Господи, помоги!»

Моя правая рука находилась в это время в кармане пальто. Мне захотелось ею пошевелить. И когда я машинально провела по дну кармана, то в уголке обнаружила твердый предмет… Вытащив руку и взглянув на нее, я в полуобмороке увидела… одну копейку!!!

- Откуда, Господи? Откуда взялась монетка в кармане? – как молнии проносились мысли в детской голове. А ноги уже приближали меня к стойке.
- Вот, дайте и мне, пожалуйста, стакан чаю, без сахара, - попросила я уверенно, просияв неожиданным румянцем на щеках.
- Ух, ты, какая красавица, держи стакан! – весело ответила повариха.
И я, не помня себя от радости, стала отхлебывать свой выстраданный чай, утоляя жажду, но не находя ответа на вопрос «откуда взялась эта копейка, ведь совсем недавно в кармане было пусто?»

По дороге домой подружка что-то рассказывала, но я ничего не слышала, меня мучил только один этот вопрос. Я перебирала в памяти все возможные варианты появления денег, но они никак не вписывались в мой случай.

Дома я вскользь поинтересовалась у мамы, не оставляла ли она в моем пальто копейку… А, мама, приняв вопрос за шутку, грустно улыбнулась и, обняв меня, ответила:
- Деточка моя дорогая, если бы у меня были деньги, я бы тебе не одну копейку положила, а целый рубль!

Так и остался мой вопрос без ответа.

Прошло много лет с той поры, а я, помня все детали удивительного случая, и сейчас задаю себе тот же вопрос: «Откуда взялась копейка в моем кармане?»