Боже, храни Америку!

Владимир Шенк
http://www.chaskor.ru/article/bozhe_hrani_ameriku_19613



Мировой потребитель номер один

Президент США Барак Обама представил долгосрочный план развития транспортной инфраструктуры страны, сообщает CNN. О новом плане он объявил в понедельник, 6 сентября, во время выступления на профсоюзном фестивале в Милуоки, штат Висконсин. На реализацию первого этапа плана из федерального бюджета предполагается выделить 50 млрд долларов. Средства на реализацию плана Обама собирается получить за счёт повышения налогов для нефтяных и газодобывающих компаний, уточняет Fox News. Бюджетные средства планируется распределять через специально создаваемый Инфраструктурный банк, который будет отбирать наиболее конкурентоспособные проекты.Бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, которого часто называют самым умным экономистом мира, допускает, что его страну, как и весь мир, ждёт новая волна рецессии. Поводом для пессимизма послужили замедление роста экономики США и десятипроцентная безработица.

Кризис возвращается бумерангом

«Предлагаемый план, — подчеркнул Обама, — не только обеспечит немедленное создание новых рабочих мест, но и приведёт к долгосрочному оживлению экономики». В среду, 8 сентября, планируется, что Барак Обама представит в штате Огайо план предоставления налоговых льгот малому бизнесу, затраты на который оцениваются в 100 млрд долларов. Налоговые льготы для малого бизнеса и развитие транспортной инфраструктуры как меры по борьбе с безработицей были предложены Обамой в январе 2010 года в его первом на посту президента США обращении «О положении страны», пишет «Лента.Ру» .

Это решение американского президента очень важно не только для Америки, но и остального мира, поскольку спрос США составляет около 40% мирового, а внутреннее производство закрывает примерно половину этого объёма, или около 20% от общего мирового уровня. Соответственно, примерно четверть внешней по отношению к США экономики существует лишь постольку, поскольку работает американский спрос. Остальные три четверти связаны опосредованно. Вот почему всё, что происходит в Америке, важно для остального мира, особенно в рамках происходящего спада, который вызван спадом в США.

Кредитная круговая порука

Ныне происходящее в мировой экономике известно давно и многократно описано в трудах различных экономических школ. Понятно, что стержневым фактором в этой ситуации проявляет себя кредит. Предприниматели, завидев падение процентной ставки, реагируют так, как им и положено реагировать. Инвестиции в длительные проекты, которые прежде выглядели убыточными, теперь представляются прибыльными по причине снижения затрат на уплату процентов.

Так создаются малоэффективные производства, которые могут существовать только в условиях дешёвых денег. К числу таких производств относятся и домохозяйства. Эта категория производств имеет особое значение, поскольку домохозяйства потребляют конечные продукты, к числу которых относятся и объекты недвижимости. Недвижимость влияет на загрузку многих смежных отраслей, а может выступать средством залогов, создавая своеобразную цепочку приобретаемых продуктов. Если лопается договор с недвижимостью, то это приводит к банкротствам во всей сконструированной цепи. Экономика становится чрезвычайно уязвимой. Катастрофу не пришлось долго ждать.

В итоге банки не смогли вернуть деньги с клиентов, а значит, не смогли выдавать новые кредиты работающим бизнесам, которые без кредитов не могут существовать. Началась паника, которая прокатилась волной по Америке и перекинулась на остальной мир. Локомотивом падения стали США. И именно такую реакцию экономики нужно считать нормальной.

Оздоровительная депрессия

Происходящая сегодня депрессия — это нормальное явление в любом бизнесе, если добавить к этому фактор паники. Депрессия здесь выглядит как необходимая оздоровительная фаза, посредством которой рыночная экономика отторгает и ликвидирует необоснованные и нерентабельные капиталовложения периода бума дешёвых кредитов. А также восстанавливает пропорции между потреблением и инвестициями, соответствующие истинным потребностям и желаниям потребителей. Депрессия является болезненным, но неизбежным процессом, в ходе которого свободный рынок устраняет ошибки и крайности времён бума.

Строго говоря, в период депрессии правительства не должны оказывать помощь в неустойчивых деловых ситуациях. Не следует спасать от банкротства или кредитовать предприятия, переживающие трудности, поскольку эти предприятия, скорее всего, являются неэффективными. Не нужно искусственно поддерживать уровень ставок заработной платы или цен на средства производства. Правительства не должны ничего предпринимать для поощрения потребления, поскольку население может быть ещё не готовым потреблять. Многие специалисты рекомендуют в подобных ситуациях процедуры банкротства, которые ускоряют возврат экономик в более активное состояние.


Притом что первые сообщения об угрозе экономического кризиса появились в конце весны прошлого года, почему-то именно сентябрь 2009-го стали считать его годовщиной. Специалисты по макроэкономическим прогнозам по случаю такой даты торопятся обрадовать уставшую от экономических встрясок публику: дно кризиса как минимум достигнуто, а если посмотреть оптимистичнее, то Россия вообще «оттолкнулась от дна».

На дне кризиса

Но все жестокие меры, которые позволяют быстро преодолеть спад, ухудшают социальную среду. Вот почему правительства стран пошли по пути раздачи дешёвых денег для поддержания неэффективных производств, предотвращая рост безработицы и все негативные последствия, связанные с остановкой производства. Но параллельно не давая экономикам очиститься от балласта неэффективных производств, старых диспропорций. А в сфере домохозяйств — не позволяя накопиться платёжеспособному спросу, реальным потребностям в сфере конечного продукта, который потянет за собой спрос в сфере промышленности и сырья. Вот почему многие эксперты считают, что государственные дотации являются негативным явлением для выхода экономик из спада.

Мы знаем, что Германия 30% своего бюджета вкладывает в убыточные отрасли. Да, но Германия вкладывает в производственную сферу. Сегодня дотации приобрели колоссальный масштаб, что превратило экономики стран в нечто похожее на советский собес. Если деньги доходят до потребителей конечного продукта, например в АвтоВАЗ, это даёт рабочие места и работу многим смежным отраслям. Но часто выделенные кредиты не доходят до реальной экономики и оседают в различных фондах в ожидании появления эффективных направлений инвестирования. По сути, проблема состоит в том, что отсутствуют высокоэффективные технологические прорывы. Проще говоря, деньги, осевшие в фондах, некуда вкладывать, а для чего-нибудь существенного этих денег просто не хватает.

К улучшению состояния экономики может привести сокращение государственного бюджета, но не за счёт снижения доходов домохозяйств: если отсутствует возможность наполнения бюджета за счёт экспорта, всегда необходимо увеличивать доходы домохозяйств, стимулируя внутренний спрос. Сбыт конечного продукта, который потребляют домохозяйства, создаст занятость в сфере промышленности, где конечный продукт создаётся, а потом уже в сырьевой зоне или хотя бы поддержит их. К сожалению, на практике всё обстоит иначе. Доходы домохозяйств во многих странах снижают, перекладывая меры по устранению дефицита бюджета на плечи населения. Это происходит, например, в Греции, Испании и других странах, где проходят акции протестов, и проходят справедливо.

В ожидании прорыва и нового «пузыря»

Да и главное не в этом — объявишь страну банкротом или зальёшь её дешёвыми кредитами. Всё упирается в платёжеспособный спрос населения или возможности производства для экспорта. Но если население уже насытилось тем, что ему предлагали ранее, а чего-то новенького нет? То же с экспортом: ну не можем мы создать что-то, что будет пользоваться спросом за рубежом! Нужен технологический прорыв, который бы позволил создать очередной «пузырь», то есть бум продаж с сильным завышением цен продаваемого продукта. А иначе современная экономика жить не может. Но и технологический прорыв по заказу не явится на блюдечке с каёмочкой. До него надо дожить, что требует времени. Так, может, потянуть время, заливая экономики деньгами, перебиваясь от инфляции к дефляции, от депрессии к рецессии, от подъёма к спаду? А там, бог даст, и придёт что-либо в голову, как обывателю, так и инвесторам с чудо-изобретателями.

И конечно, проблема не только в кредитах. Эксперты считают, что вся мировая экономическая система оказалась порочной. Данный кризис показал, что либеральная экономическая модель американского капитализма, распространяемая по всему миру, должна быть подвергнута ревизии, чтобы выработать новую экономическую модель, позволяющую поступательно развиваться всем государствам мира. В настоящее время высшие руководители большинства стран выступили с резкой критикой финансовой системы США и таких мировых финансовых организаций, как МВФ и Всемирный банк, переставших быть эффективными.

Нащупывание нового уклада

В феврале 2009 года в итальянском сенате обсуждались резолюции по вопросам «нового Бреттон-Вудса» о реорганизации международной валютно-финансовой системы, позволяющей заложить основу для здоровой, а не спекулятивной экономики в будущем. Собирающиеся на саммиты президенты и премьер-министры крупных и динамично развивающихся государств пришли к выводу, что мир встал на новый путь развития, поэтому пришло время реформировать мировые финансы, выстроить новые институты для будущего развития.

Но фактически сделать что-нибудь в системе такого масштаба не удастся. Да и кто это будет делать? Пока ещё не создано мировое правительство. В системе неоднородных государств действует один принцип: «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать». Кроме того, мировая экономика — не таблица умножения. Мнения об её порочности, скорее всего, сильно преувеличены. Почти все инструменты, созданные для её функционирования, созданы не напрасно, а функционально необходимы для решения соответствующих задач. Проблема состоит в том, что, кроме узких специалистов, никто эти инструменты не понимает. Ориентация на простые пропорции, типа спрос и предложение, безвозвратно устарела. Появились, помимо базовых экономических факторов, новые спекулятивные инструменты, которые более гибко при их умелом и честном использовании позволяют регулировать всевозможные перекосы. Сегодня отсутствуют даже методы прогнозирования, позволяющие дать достаточно объективные прогнозы цен на нефть, курсы валют и т. п., которые могли бы оперировать с новыми финансовыми инструментами. Поэтому мы не можем эти инструменты принять. Но без них тонкое управление экономикой невозможно.

Равняемся на США

Сегодняшний спад вполне закономерен и неизбежен, как и предшествующий ему подъём. Особенно эта закономерность проявляется в американской экономике. К счастью, американская экономика является наиболее гибкой не только в плане роста, но и в плане адаптации к разным катаклизмам. Она пригодна для постоянного выруливания из неразрешимых ситуаций, балансирования над пропастью. Она ещё не раз преподнесёт нам очередные сюрпризы. Кризисы являются нормальным явлением в современной экономике США, поэтому американцы особенно их и не замечают. Что-то никто на улицы не выходит, как в Греции, и машины на стоянках не жжёт.

Чувствует это и рынок. Сегодня инвесторы, боясь рисков, уходят во внешний долг США, скупая американские облигации, несмотря на их низкую доходность. Доллар также показывает свою непотопляемость, ликвидность, и, даже подешевев в будущем, он надолго станет пристанищем для инвесторов, не желающих больших рисков.

Все разговоры о том, что кризис достиг дна, будет ли вторая волна кризиса или рецессия с депрессией и т.п., — для бедных. Где платёжеспособный спрос у населения? Где новый рыночный продукт? Это как в футболе. То гонят мяч в одни ворота, то в другие, то мяч перехватили, то сбили с ног и т.п. Как из этого можно понять, кто выиграет? Критерием выхода из спада будет состояние экономик стран, находящихся на периферии: Греции, Румынии и др. Вот и получается — Боже, храни Америку!

Рано или поздно экономика США выйдет из спада и потянет за собой экономики остальных стран. Надежды на китайскую экономику слишком преувеличены, поскольку она является, ввиду многих факторов, вспомогательным рычагом, своеобразной подушкой безопасности мировой экономической системы. В данной ситуации нужен «законодатель моды», которым являются США.

Придётся несколько лет подождать, пока уляжется паника и будет найден технологический прорыв.

 8 сентября 2010 года