Последнее чудо Христа

Илья Миклашевский
Иисус исцелил первосвященникова раба, которому Петр отсек ухо: Петр пытался защитить Учителя, когда его пришли арестовывать.

Иисус на практике показал нам, что значит любить врагов. И показал, что заповедь эта относится не только к личным врагам, к врагам царя и отечества тоже: ведь Петр поднял меч как раз не на личного врага, а на врага Царя Иудейского - величайшего из царей. Иисус сам сказал Петру купить меч, но только для устрашения врагов; когда Петр попытался меч применить, Иисус остановил его и исцелил раненого.

И церковь до относительно недавнего времени смотрела на это так же: героев, вернувшихся с войны не допускали до причастия, пока они не пройдут покаяния.

Христос не был ни революционером, ни анархистом, охотно привечал мытарей - наиболее ненавидимых народом слуг кесаря (не здоровые нуждаются во враче, но больные). Он говорил: отдавайте кесарево кесарю. Церковь никогда не отвергала воинов. Но из этого еще не следует одобрение того, что они делают: как известно, первым в рай вошел разбойник, но из этого не следует, что христианство одобряет разбой.

Мир есть смесь добра и зла; христианское учение - не утопия, оно не обещает очистить мир от зла, а только указывает направление движения. Никакая война, самая справедливая, самая победоносная, не может быть признана добром, может только - меньшим из зол.

Иисус велел ученикам не мешать самозванцу, исцеляющему его именем. Тем более не нужно разоблачать кесаря, считающего себя христианином: отдавайте кесарю кесарево и радуйтесь, что он не гонит за имя Христово; а если этот кесарь побит явно нехристианским соперником - надо и новому кесарю отдавать кесарево, стараться с ним сотрудничать, как это делал св. Иоанн Дамаскин. Но конечно, не служить двум господам сразу - Богу и кесарю - об этом прямо сказано в Евангелии: кесарю отдавать только кесарево, а истинный Царь - тот, который говорил: Царство мое не от мира сего.

Для христиан нет ни эллина, ни иудея, все люди созданы по образу Божию. Но семнадцать веков кесари старались подмешать к христианству патриотизм: чтобы христиане служили им, как Богу и даже больше, чтобы защищали их, не щадя живота своего и, тем более, вражьих животов, чтобы не вспоминали о последнем чуде Спасителя.

(Опубликовано в Живом Журнале 18 ноября 2016г.)