В чём я согласен и нет с президентом

Темиргали Изъящев
28 ноября т.г. по телеканалу «Россия 24» мне довелось посмотреть беседу Эвелины Закамской с президентом республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым. Добавлю, что смотрел я её из Алматы.

Признаюсь, после просмотренной беседы у меня осталось чувство, что я выпал из времени и плохо осознаю, что происходит в стране, в которой я живу. Оказывается, моё благосостояние, (доходы, исчисляемые в процентах на душу населения) улучшилось, аж на 21 процент, по сравнению с 1991 годом, а я почему-то проморгал и не заметил этого. Давайте вспомним, как мы жили тогда.

Почти у всех была работа, а главное, были накопления, которые некоторые откладывали, в сберегательную кассу всю жизнь. Наступил момент, когда все эти средства сначала заморозили, т.е. перестали выдавать, а затем, проведя индексацию (обесценив до грошей), начали выдавать после введения новых денежных знаков – тенге. Делать было нечего, а существовать как-то надо, и народ потянулся уже в народный банк, получать хотя бы эти жалкие крохи. Я помню, Нурсултан Абишевич тогда выступал по телевидению, и объяснял, что мера эта вынужденная, и что так делали все, переходя на рыночные отношения. Помню, он тогда приводил в пример Германию и ещё ряд стран. Надо, так надо, и я вместе со всеми пришёл в банк обменивать старую жизнь на новую. Сначала я отстоял одну очередь. В вожделенном окошке мне выдали бумагу, с ценой новой жизни, аннулировав мою старую сберкнижку. И, затем, я занял очередь в другое окошко, чтоб обналичить эту бумагу, и начать новую – рыночную жизнь. Очередь была длинной, и я, от нечего делать, стал читать эту бумагу. В конце её я вычитал, что оказывается это договор, и что выдаётся он в 3-х экземплярах и, можно, или получить тенге, или заключить договор с банком, и мне выдадут акции народного банка. Подошла моя очередь, и я спросил у девушки в окошке: «- Где ещё два экземпляра договора, и могу ли я поменять эти бумаги на акции народного банка?» Девушка опешила, затем шёпотом ответила, что им запретили выдавать три экземпляра этой бумаги. Затем она, испугано озираясь, попросила меня не создавать ей проблем и тихо обменять эту бумагу на тенге. «- Вам же нужны деньги?» - почти умоляюще прошептала она. Когда я молча протянул ей бумагу, она начав оформление, облегчённо выдохнула: « - За всё время, вы первый спросили…»

Так что наши деньги никуда не делись. Они плавно перетекли в нужный рыночный карман…

А сколько стариков тогда умерло от переживаний и в нищете?! В любом случае, такие испытания им было не под силу вынести. Сегодня, многих нет с нами, кто помнит то время. А что тенге? Несколько раз, пройдя девальвацию, он не сделал простой народ богаче. Цены растут на всё. Главное, что они растут на продукты питания и на коммунальные услуги. А индексация? Вместо неё ширятся слухи о новой предстоящей девальвации тенге. Народ не знает, во что верить, столько раз обманывали его.

А «народные» избранники озабочены тем, какое имя будет носить столица? Что, больше нет насущных проблем? Гнать надо таких избранников. Если верить президенту, мы никогда ещё не жили так хорошо! Это он про кого говорит? По крайней мере, не про меня. Вот почему мне кажется, что я просто выпал из жизни. Может быть я один такой, но я точно знаю, что лучше жить не стал. Хотя сейчас я получаю пенсию, как инвалид второй группы, а до этого еле сводил концы с концами.

Ещё президент говорит о наших границах, что, мол, никогда наша страна не была такой обширной. Я не профессиональный историк, но историю люблю. Что он имеет в виду? Казахское ханство или Советский Казахстан. Если Советский Казахстан, то было время, когда в Казахстан входила, и Оренбургская область, и Каракалпакия. Если Казахское ханство, то, мало кто знает, но Крым был наш. Менгли Гирей добровольно (!) уступил его основателю Казахского государства Аз Джанибеку, внуку Орысхана. А Синдзян или Восточный Туркестан? Я не говорю, что он весь входил в Ханство, но та часть, где находятся топонимы Кульджа, Астана, Кара Ходжо и т.д. Может быть, судя по названию, именно в той Астане была столица ханства?

Или он имеет в виду «Золотую Орду»…, а может державу Чингизхана, потомком которого, если верить СМИ, он является? Или Кушанское царство, которое на пару с Римом делило мир? Может быть Скифию с её Индийскими и Переднеазиатскими владениями. До 4076 г. до н.э. весь Мир был наш! Ну и что, что был. Был, да сплыл…

Как не стараюсь, не могу найти периода, когда нас не было, или мы были настолько слабы, что не появлялись в анналах истории. Преподносят как открытие: оказывается, казахи упоминались в десятом веке! А в эпосе «Манас» разве казахи не упоминаются. Ведь Манас был женат на дочери Карахана, а это Х век, если не ошибаюсь.

Читайте «Откровение Вещего Кота…», там всё сказано.

А в остальном я с президентом полностью согласен. Что надо работать и дружить со всеми, особенно с Россией! Ведь нашей дружбе, не годы, и не сотни лет, а тысячелетия…

Скажу главное. Когда создавалось Казахское ханство, Аз Джанибек и Керей, являясь ханами аргынов, выбрали Светлый (Священный) Путь! За ними пошло множество родов и племён, которые также его выбрали. Они все объединились под древним именем КАЗАК. Это имя царских скифов! Было время в истории, когда аргыны скрывались за именем своей тамги, которая называется КОЗ. Тогда аргыны назывались гозами. У нас древняя дружба с Россией. Именно гозы помогли в создании молодого государства – Киевская Русь и всегда, когда было трудно, приходили на помощь. Нам много пришлось вместе испить горечи. Много в Истории ещё непонятного, но я знаю точно, что ВСЁ имеет смысл. Ведь именно источник с горькой на вкус водой считался у скифов священным и назывался «Священными Путями».

Аргыны это АйР КYН «раздвоенное солнце», тоже самое, что и ЕКI КYН «два солнца», АК КYН «белые гунны» и т.д.

Ещё аргын можно перевести: АР «совесть; честь; стыд» а КYН имеет переносное значение «жизнь». Это значит, что те, кто выбрал «Светлый Путь» должны жить по совести, не стучать себя пятками в грудь, и не кичиться своим происхождением, как у нас зачастую бывает, а тихо и мирно делать своё дело. Напомню, что Чингисхан не переименовывал столицу в свою честь, ни делал этого и Железный Хромец – Тимур. Этого всего не делали наши предки. Это им было не свойственно. Пусть другие переименовывают, а мы так делать не будем. (Это совет всем, в том числе и президенту). И когда древние цари говорили, что они по происхождению арии, они имели в виду, что они произошли от царских скифов и вышли из ГНЕЗДА СОВЕСТИ, ЧЕСТИ и СТЫДА. В книге «Откровение Вещего Кота» сказано как выводится из всего этого имя Абиев – благородных скифов, которых уважал даже Зевс.

Давайте вместе сплотимся вокруг президента (коль скоро история нам его дала) и, не отвлекаясь на мишуру, начнём тихо и мирно делать своё дело. Это, в первую очередь, касается народных избранников, которые, наверное, не спят, а только и думают, чем нас ещё удивить. Пусть лучше они удивят достойным отношением к народу.

P.S.
Небольшое уточнение. Президент сказал, что 30% населения страны было потеряно. Насколько я помню, (это было в печати) Юнеско объявило ХХ век трагедией казахского народа, потому, что ни один народ не потерял за ХХ век больше половины численности от своего состава. Это и революция, и голодомор, и репрессии, и Великая Отечественная война. Я не хочу, чтоб всё сводилось к примитивному: Ленин виноват, Сталин… Ведь, тот же небезызвестный Голощёкин восторгался: Казахские купцы верят на слово! Хочется задать вопрос: А где люди были? Почему они позволили истребить самых лучших? Или они сами помогали их истреблять? Пусть народные избранники подумают над этим. И не только они, мы все должны задуматься…, чтобы не повторять ошибок прошлого.


© Изъящев Т.П., 2016