Огромный человеческий мозг анализирует сигналы внешнего мира, пытается истолковать и совместить их с запросами организма, удовлетворить инстинкты, а остальные ресурсы использовать на построение картины будущего.
Пятдесят оленей предоставляют достаточный материал для загрузки мозга двух человек, а сопутствующие промыслы дают возможность для приложения всех сверхусилий, но при этом удовлетворяются лишь минимальные жизненно необходимые потребности.
Охотнику-промысловику требуется тропа в двадцать километров на одни сутки и площадь девственной тайги, сопоставимая с площадью Москвы.
От собирательства и охоты в результате долгой эволюции люди перешли к возделыванию культурных злаков и разведению одомашненого скота. Содержание даже одной коровы может занять и прокормить целую семью. Естественным образом корову дополняют в хозяйстве сопутствующие мелкие животные, птица и огородные растения. Имеет смысл разрабатывать столько земли, сколько удастся удобрить навозом, производимым живностью.
Иметь всё своё - это главный принцип натурального хозяйства и мечта куркуля, склонность к обособлению и отвращение к обобществлению отличает этот тип субъекта общественных отношений.
Какой бы ни была привлекательной идея освобождения человека от рабства натурального хозяйства, но если верность стратегического курса не подтверждается укосами, намолотами и привесами, то все безупречные логические, этические и экономические построения войдут в противоречие с биологическими принципами существования популяции, поэтому критерием эволюционно стабильной стратегии является включённость конкретной общности в симбиоз во вмещающем ландшафте, а никак не технический уровень её производительных сил.
Идея безудержного технического прогресса, как, впрочем, и уже обанкротившаяся идея социального прогресса, приводит к созданию техническими средствами тотальной имитации всего, и, в конце концов, виртуализации самой жизни.
Люди всё больше переселяются в виртуальную реальность, в мир фантазий и иллюзий, что не может не привести к физическому вырождению, по крайней мере части человечества, вовлечённой в технократическую утопию.
Технологические возможности предшевствовавших цивилизаций позволяли выполнять полигональную кладку, или возводить пирамиды, племена же обитающие вокруг этих чудес света, не имеют к ним никакого отношения, но они являются наследниками мира. Они, а не их высокоразвитые предшественники!