375 Балтийск Древняя история 27 03 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 375. Балтийское море. БВМБ Балтийск. Часть 1. Древняя история. 27.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Фотография Виктора Максимова из его фотоальбома «Мой город Балтийск». Социальная сеть «Одноклассники». 29.11.2016 г.


В предыдущем:

Это был второй «Свирепый» в истории Балтийского флота и его боевой путь и его боевые традиции были для экипажа «БПК «Свирепый» ближе и понятней. Очень жаль, что ни мне, ни замполиту, старшему лейтенанту А.В. Мерзлякову так и не удалось организовать встречу-приезд ветеранов ЭМ «Свирепый» на наш корабль…

В среду 27 марта 1974 года для проверки отремонтированных машин и механизмов, модернизированных РЛС, средств связи и навигации, а также для сдачи квалификационных экзаменов будущих вновь назначенных старших специалистов, старшин, командиров боевых постов, отделений и команд БПК «Свирепый» на сутки вышел в море.

Весь экипаж БПК «Свирепый» с удовольствием «играл в войну»: моряки лихо бегали по трапам, лихо докладывали на ГКП (главный командный пункт) и на ходовой мостик о готовности к бою, все боевые части, отделения, команды и посты лихо упражнялись в отработке боевых навыков, а наши коки лихо готовили завтраки, обеды и ужины по повышенным «нормам морского довольствия».

Дело в том, что все офицеры, мичманы, старшины и матросы, кто был на первой БС (боевой службе) БПК «Свирепый» в июле-октябре 1973 года в Северной Атлантике, с тоской вспоминали «морские нормы» питания, денежного и вещевого обеспечения – было, что с чем сравнивать…

Моряки-свирепоцы получали явное удовольствие от этого выхода в море, потому что вокруг быда весна, потому что мы были молоды, потому что море сверкало на солнце миллиардами солнечных зайчиков, потому что одним всё ближе был ДМБ, а другим – свобода и воля «годковства», новые классные чины, звания и должности.

В этот выход в море я с удивлением рассмотрел нашу военную гавань военно-морской базы Балтийск, потому что она мне показалась не просто прямоугольной, а красивой и рационально устроенной водной акваторией.

Наш причал, к которому всё время становился на швартовы БПК «Свирепый», занимал среднее положение и находился по центру военной гавани. Всякий раз, когда БПК «Свирепый» возвращался в базу, мы должны были развернуться в самой широкой части военной гавани, а затем, отрабатывая задним ходом, «впритирку» подойти и встать на швартовы к причальной стенке пирса.

Этот приём «швартовки задним ходом» был отработан командиром корабля, капитаном 2 ранга Е.П. Назаровым, старпомом, капитан-лейтенантом Н.В. Протопоповым и некоторыми вахтенными офицерами, например, командиром БЧ-3, старшим лейтенантом О.А. Белониным, до совершенства.

Так, однажды, возвращаясь из боевого похода, БПК «Свирепый» настолько точно и близко подошёл к стенке пирса, что швартовой команде и боцманам просто надо было накинуть петлю-кольцо толстого швартового троса на причальный пал-кнехт, что и было сделано на зависть и восхищение встречающих (это реальный и действительный факт)...

К моему стыду, я изначально из-за сильной занятости по обязанностям рулевого в период перехода БПК «Свирепый» из калининградского ПССЗ «Янтарь» в военно-морскую базу Балтийск, не очень-то знаком был с историей и территорией города-базы. Только с приходом на корабль минёра БЧ-3 Александра Викторовича Якимушкина (период службы 22.04.1973-15.03.1974), который сам был из Балтийска, я многое узнал о славной истории Балтийска, главной военно-морской базы Балтийского флота, а в прошлом – базы ВМС Германии (1921-1945).

Александр Якимушкин работал в Балтийске учителем и очень интересовался древней и недавней историей Балтийска-Пиллау, поэтому мне было крайне интересно слушать его негромкие рассказы о городе-базе, о её крепостях, зданиях, достопримечательностях и тайнах…

По сложившейся после Великой Отечественной войны традиции обитателям и жителям Балтийска «не рекомендовалось» вспоминать и говорить о Балтийске, как о базе флота фашистской Германии. Дело в том, что в городе, в порту и в военной гавани Балтийска всё ещё бесперебойно функционировали крайне надёжные здания и сооружения, коммуникации, трубопроводы и арматура, вентили и переключатели, машины и механизмы немецкой постройки.

С одной стороны это было здорово, – мы победители в войне и имеем право, а с другой стороны, – было как-то неловко оттого, что мы пользуемся техникой и технологиями немцев и они удивляют нас своей долговечностью, практичностью, удобством и надёжностью…

Только после рассказов Сашки Якимушкина «по секрету» о Балтийске-Пиллау, я начал ходить по делам службы и в увольнение с интересом и целенаправленно – посмотреть капониры и стены крепости, маяк, знаменитые здания, улицы и достопримечательности города. При этом всё в Балтийске было «закрыто» ореолом секретности, так как сам город и особенно военная гавань были строго закрыты для посещения всеми, кто не имел на это разрешения.

Однако рассказы Сашки Якимушкина, как ни странно, но рассказы нашего штурмана БПК «Свирепый», командира БЧ-1, старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова, других офицеров и мичманов, а также свои впечатления от увиденного в городе и военной гавани, составили мою собственную «картину» облика и образа этого города, главной военно-морской базы Балтийского флота.

Вот эта картина Балтийской военно-морской базы (БВМБ Балтийск), дополненная современными данными из многочисленных источников:

Место для военно-морской базы на месте Балтийска крайне удачное, так как орудия «пиллуанской цитадели» на юго-западной оконечности Земландского полуострова защищали единственный проход из Балтийского моря в незамерзающий порт и столицу Восточной Пруссии – Кёнигсберг (ныне Калининград). Конфигурация берегов, отмелей и песчаный кос естественным образом располагали к строительству порта, военной гавани, мастерских, складов и заводов, железной дороги и города Пиллау (ныне Балтийск).

Морские течения, господствующие ветра и песчаные берега эюго-западной оконечности Земландского полуострова, также стоки вод Вислы и Прегеля за многие века образовали песчаную косу и залив, определившие судьбу возникших небольших рыбацких поселений на месте будущего города-базы Пиллау-Балтийск.

В период XIII-XIV веков в том месте, где «песчаная коса постепенно переходит в Земландский полуостров, несколько небольших поселений объединились в одно поселение, которое получило название «Пиллау». Сашка Якимушкин не смог толком объяснить происхождение этого слова-наименования («пиллау»)…

Таким образом, Пиллау-Балтийск – это «морские ворота» большого и важнейшего порта-города Кёнигсберг-Калининград. Эти места издревле населяли многочисленные племена: балты, славяне, датчане, пруссы, поляки, шведы, французы, англичане, голландцы и немцы.

Более 70 лет на этой земле живут и трудятся многие поколения советских и русских людей, для них эти места проживания стали «малой Родиной», а для всего Советского Союза й России – неотъемлемой частью страны.

Ещё в IX веке н.э. на низкие песчаные берега будущего Балтийска (Пиллау) пришли местные рыбаки, но они пришли не на пустое место. Ещё в конце III тысячелетия до н.э. местные племена (на месте посёлка Прибрежное Балтийского района Калининграда) были вытеснены пришедшими с востока (из Русской равнины) индоевропейцами (праславянами), носителями культуры «шнуровой керамики» Северного Причерноморья.

В результате на месте будущего Балтийска (Пиллау) в то далёкое время проживали носители местной «жуцевской культуры», то есть смешанной «до-индоевропейской нарвской культуры» с «индоевропейскими культурами шаровидных амфор и шнуровой керамики».

Во второй половине II тысячелетия до н.э., видимо, из-за бесконтрольной вырубки мощных сосновых лесов и оустынивания песчаной почвы, начинается «постепенное сокращение численности населения Куршской косы, а затем и его миграция – уход в иные земли».
 
Возможно, первые индоевропейцы-праславяне прибыли в Янтарный край на больших лодках - лодьях. На Куршской косе археологами найдены стоянки индоевропейцев III тысячелетия до н.э. с останками таких судов.

Конкретно место будущего города Балтийска-Пиллау начало заселяться местными и пришлыми людьми в IX веке н.э., так как здесь были почти идеальные условия для промысловой морской рыбалки. Причём, как только возникло «богатое» поселение рыбаков, сразу же возникла необходимость строительства укреплений для защиты от посягательств местных разбойников и пришлых варягов (викингов). Кстати, на прусском языке слово «пилз» означает «крепость»…

В IX веке на земли будущего Балтийска (Пиллау) пришли племена пруссов, которые сами себя называли «сембы» и назвали эти земли Самбия. Сембы или самостоятельные, сами по себе люди относились «к балтийской ветви индогерманских народов, имевших общие корни с литовцами и латышами». Пруссы-сембы не только ловили дичь и рыбу, которая в изобилии водилась на берегах залива Фрише-Хафф (Вислинский и Калининградские заливы), они добывали и торговали «солнечным камнем» - янтарём.

При этом пруссы-сембы, как викинги и варяги регулярно совершали военные походы и набеги на соседние земли. Пруссы-сембы были язычниками, поклонялись солнцу, луне, звёздам, огню и животным, совершали обряды жертвоприношения в священных рощах.

В апреле 997 года прусские язычники-сембы Самбии (Балтийск-Пиллау) убили христианского проповедника Войцеха Адальберта (канонизирован римской церковью в июне 999 года).

В 1004 году в результате штормов и течений в Самбии образовался пролив у Лохштедта («Старый пролив»).

В 1014-1035 годах на Земландском полуострове началось правление наместников датского короля Канута (викингов?).

В XI веке «викинги овладели землёй на месте будущего Балтийска (Пиллау) и построили здесь на Куршской косе свои поселения».

В 1253 году началось завоевание тевтонскими рыцарями юго-западной части Земландского полуострова (Балтийск-Пиллау). Перейдя по льду залив Фрише-Хаффа, отряды тевтонцев вторглись на Замланд (Самбию) недалеко «от того места, где потом (1270-1300) будет построен замок Лохштедт (около нынешней заставы)». Пруссы-сембы Самбии «упорно сопротивлялись тевтонцам в течении многих десятилетий» и уступили только «благодаря предательству прусской знати».

В середине XIII века всю территорию Куршской косы захватили рыцари и наместники Тевтонского ордена (Восточная Пруссия). Тевтонцы стали первыми строить настоящие крепостные сооружения будущего Балтийска (Пиллау) по всем правилам средневековой фортификации.

Бесконтрольная вырубка лесов для крепостей, местных поселений Вограм, Пиле (Пиль, Старый Пиллау), Фишдорф (около крепости), Новый Пиллау (Хакен, Крючок) и имения баронов Крюгер (селение Камстигалль) и сооружений самой Пиллау («крепости»), выпас скота и истощение почвы пахотных земель привели к опустыниванию Куршской косы.

3 мая 1258 года в средневековых документах Пруссии впервые упоминается о селении Вограм как известие «о дележе леса между жителями и епископом Замланда (бывшей Самбии, будущего Балтийска-Пиллау). В это время Вограм располагается у «Королевского озера».

В 1264 году «Тевтонский орден и римская церковь обменялись участками земли на Пиллауском полуострове».За это соглашение епископ Замланда «получил часть лесных угодий для строительства своей резиденции в Фишхаузене (Приморск)». Тевтонский орден на песчаной возвышенности возвели один из первых замков Тевтонского ордена на прусской земле, названный Лохштедтом».

1270-1300 годы - строительство самой старой крепости будущего Балтийска (Пиллау) замка Тевтонского ордена «Лохштедт» (остатки фундамента в районе Заставы, Балтийск). В замке Лохштедт была «резиденцией комтура – главы округа-комтурства Замланда.

После 1300 года – «округ Лохштедт (территория городского округа будущего Балтийска) вошёл в комтурство Кёнигсберга».

В 1611 году (примерно) образовался второй пролив у замка Лохштедт. Ранее этот пролив Бальга находился у селения Эльбинг.

В 1363 году «появился «Старый Пиллау» (в районе нынешнего «Поля чудес», Балтийск) с центром на горе Пфундебудеберг. Здесь «располагалась Таможенная изба и, рядом с ней, кирха». Селение «Старый Пиллау» делилось на две части: «восточные горы — Большой Пиллау, и, западнее, ближе к морю — Малый Пиллау».
 
Апрель-август 1427 года – «сильнейшая засуха - не выпало ни одного дождя».

24 августа 1430 года «комтур Бальги докладывал великому магистру Тевтонского ордена о работах, производимых для укрепления и предотвращения размывания косы, впервые употребляется слово «пилен» («Пиллау»). С 1725 года деревня «Старый Пиллау» или теперь «Пилен» «располагалось у горы Пфундбуденберг, которая названа так по имени «Пфундбуде» («таможенная изба»), это старейшее здание Пилен (Пиллау).

В 1455 году закончилась война между Польшей и Тевтонским орденом. В это время в тевтонских документах впервые упоминается селение «Камстигалль» (ныне это посёлок Севастопольский). Поводом упоминания послужило сообщение «о сожжении Камстигалля поляками».

В 1476 году поселение Камстигалль «получило торговые привилегии в занятиях сельским хозяйством, рыболовством и разведением рыб». Кстати, тевтонцы умели разводить рыбу и создавать новые породы рыб издревле, в Камстигалле «разводили карпа в озере «Карпов пруд».

В 1479 году «после сильного шторма произошёл ещё один мощный прорыв вод около Пиллау». Образовался новый пролив, «который стал судоходным после шторма в 1510-м году». Так возник естественный повод создания порта Пиллау. Несомненно толчком для создания в Пиллау порта явилась добыча природного янтаря.

10 сентября 1510 года – необычайно сильный шторм с Балтики «промыл» пролив около селения Пиллау и сделал его судоходным. С этого момента начинается история прусского города-порта Пиллау.

Я слушал рассказ Сашки Якимушкина о древней истории Балтийска с открытым ртом и мне представлялся это мощнейший шторм с Балтики, накат бурлящий волн, бурный промыв сквозь песчаную косу отмели и напор воды на низкие берега залива, в котором образовывалась акватория будущей «военной гавани» Балтийской военно-морской базы Балтийск (БВМБ Балтийск).