Танго длиною в жизнь

Сараева
  ТАНГО ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

одиннадцатая часть.

Нельзя сказать, что Анна, исстрадавшаяся по ответной любви,  вниманию и мужской ласке, сразу и бесповоротно приняла свое новое положение замужней женщины. Не один год  Сергей чувствовал еще в любимой женщине, какую-то скрытность.  Он не мог похвалиться  самому себе, что хорошо знает собственную жену.
Сергей продолжал работать на прежнем месте, в геодезической экспедиции  по графику:  15 дней работы и столько же  отдыха.
Приезжая домой с очередной вахты, Сергей Александрович, неизменно находил  там  чистоту и порядок , глаженые рубашки, вкусные обеды. Его с радостью встречали три самых родных в жизни человека. Его любимая жена Анюта, дочки Танюша и Машенька.
Аня  помогала снимать  ему  тяжелые таежные «доспехи», неизменно целовала, расспрашивала о работе и самочувствии.
Но Сергей мог поклясться, что  непонятная , глубоко спрятанная  печаль, никогда не покидала глаз его любимой супруги.
 Она не отклоняла его жадных ласк, здорового,  соскучившегося по жене мужчины, но сама  отвечала на эти ласки слишком скромно для замужней женщины.
Первое время, Сергей относил это за счет ее неопытности.
Во всем остальном, жена Сергея была  едва ли не идеально женой и  порядочным человеком.
 Она пользовалась безграничным уважением и доверием на работе и среди всех  близко  знающих Анну.   
Танюшка,  настолько привязалась к новой маме, что уже через месяц их совместного проживания, с легкостью назвала Анну «мамой», вызвав у той целый поток благодарных слез.  Не в чем было Сергею упрекнуть свою жену.  Он и не искал этих причин. Но сердце его все-же было «не на месте». Что-то тревожило его иногда в поведении  Анюты.
С горьким чувством хорошо скрытой досады, он припоминал, что Анна ни разу не шепнула  мужу «люблю», даже в самые интимные моменты их отношений. И еще одно удивляло Сергея. Он был «Сергей» , просто «Сергей» а  на людях, в общественных местах «Сергей Александрович».
 Никогда он не слышал от  жены   ласкового «Сережа»,  «Сереженька» , даже на Сережку был бы согласен. Но и «Сережкой» Анна его не называла.
 Тактичный от природы, он не предпринимал попыток выяснить отношения.  Сергей отлично понимал, что его жена могла иметь до их знакомства в жизни что-то такое, что помешало ей до 32 лет выйти замуж. Сергей считал, что виной ее не полностью раскрывшегося сердца, является  настоящий отец Машеньки. Эту догадку подтверждало  слишком  бережное отношение Анюты к бабушке Маши.

Он ревновал и мучился этой ревностью. Но ни разу не дал понять об этом Анюте.
Сергей понимал, что только его терпение, любовь и безграничное внимание ко всем своим трем «девочкам», позволят в скором будущем,   завладеть всем сердцем  жены, а не его частью. Пусть даже и бОльшей .
Однажды, когда Сергей Александрович находился на отдыхе, он пользуясь отсутствием  всех членов семьи, решил навести порядок  в лоджии. По его мнению там скопилось много ненужного.
 Стояло жаркое лето второго года   совместной жизни семьи Виноградовых.
 Анна выехала в Томск в трехдневную командировку. Девочек  на время летних каникул, супруги отправили в детский Дом Отдыха.  Путевки смогли достать только в город Бердск под Новосибирском. Но Сергей, сам в детстве не раз отдыхавший в тех местах, сумел убедить Анну, что это далеко не  худший вариант. 
 
 Сергею хотелось порадовать жену своей предприимчивостью.  Для начала, он решил разобрать содержимое картонных коробок, занимающих немало места в лоджии.
  Расфасовывая вещи на «нужное» и «ненужное», он  обнаружил на самом дне очередной коробки толстую тетрадь в клетчатой, плотной обложке.  На вид, тетрадь была далеко не новой.
 Не зная, в какую стопку ее определить, Сергей открыл тетрад  и погрузился в чтение мелко исписанных страниц.
 Почерк своей жены он знал хорошо. Несомненно, это писала она.
 Пронзительные, полные  тоски и любви стихи, не могли оставит равнодушным даже самое черствое сердце.


Я взошла над тобой
Самой яркой звездой.
Только ты не сумел
Рассмотреть меня, милый.
Ты прошел не со мной,
По дороге земной.
Взгляд понять к небесам
Видно, сил не хватило.

Я жила, как могла
И судьбу не кляла.
Я любила тебя
Безответно и нежно.
Жизнь прошла, как угар,
Но душевный пожар
Лишь сильней разжигал
В моем сердце надежду.

А ты вдаль посмотри.
Там горят фонари.
Но над ними звезда,
Что лучи рассыпает.
Милый мой, это я,
Это сущность моя,
Это сердце мое,
Что горит- не сгорает

Это стихотворение было последним, в тетради.  Просмотрев остальные, все в том же духе, Сергей запаниковал.  Он знал, что жена пишет стихи. Анюта сама читала ему прекрасные строки из пейзажной и патриотической темы. Но о любви,  да еще такой, она никогда ему ничего не читала.  Из даты, проставленной под стихотворением, Сергей понял, что оно написано примерно за месяц до их   регистрации.   
Утешало хотя бы то, что  не было ничего написано в подобном стиле, во врем их брака.
 «Ах, Анюта, ласточка моя! Если бы ты мне хоть одно посветила, я бы земной шар с места сдвинул» - с тоской подумал Сергей.
Он снова сложил все в коробки и составил их на прежнее место. Не хотелось, чтобы жена заподозрила его в том, что он обнаружил ее тайник.
 Ничего особенного в жизни супругов не изменилось.
Анюта приехав из Томска, с нежностью обняла мужа и он почти забыл все свои обиды. «Все ведь до меня было. Она не виновата, что сначала его встретила. Но странно, неужели какой-то баран мог  поменять такую женщину на другую?  Да такой как моя Анюта, просто нет на свете».
Шли годы. Супруги сменили квартиру на более просторную. Теперь у девочек были свои комнаты.

  Зинаида Васильевна, получила наконец приглашение от Вадима и уехала к сыну. Перед отъездом, она долго прощалась с Машенькой. К тому времени,   она пошла уже в  шестой класс.
«Прощай, голубонька моя, внученька родная — плакала  бабушка, - Едва ли мы еще встретимся. Не ехать нельзя.  У сыночка наконец, свой сыночек появился.  Думала, что уж не дождусь. Вадьке -то уж сорок без малого. Дом свой у них в  Туапсе. Ты на каникулы приезжай на море. Вместе с сестренкой старшей».
Анна Александровна, провожая  ставшую ей родной, пожилую женщину, пообещала, что как только Маша подрастет, то обязательно приедет к бабушке.
 И снова, присутствующему при этой сцене Сергею, стало  не по себе.
Но произнесенные Анной слова , обращенные к Зинаиде, показались Сергею странными для предположительно, влюбленной женщины  - «Зинаида Васильевна, прошу вас, не вздумайте Вадима принуждать к тому, чтобы он Машутке подарки или деньги посылал. Я  их не приму. У Машеньки есть папа. Настоящий! И не забывайте, она ваша внучка, но не дочь вашего сына.   Она — Сергеевна!»
 
Дома Сергей попробовал расспросить Анну о том, почему так получилось, по какой причине, являясь дочерью Вадима, Маша носит отчество «Сергеевна.»
 Но как и раньше, при подобных расспросах, Аня попросила мужа, «Не ворошить того, что она хотела бы забыть».

После окончания школы, Танюша поступила в Томский институт Минералогии.  В семье Виноградовых было все прекрасно. Сергею даже стало казаться, что из глаз  жены исчезло наконец то , глубоко спрятанное чувство потерянности, которое тревожило  мужчину, наводя его на мысль, что жена не любит его.
 Уступая просьбам жены, Сергей Александрович перешел на работу в Правление Геологии и Геофизики. Так он мог чаще находиться дома. Да и годы его уж были не малые, чтобы «шастать по тайге, как мальчишка».
А однажды произошло то, что навсегда перечеркнуло  спокойную  жизнь супругов. Они прожили  в браке почти 20 лет. Татьяна закончив институт, вышла замуж и родила сына. Ей и ее мужу геологу, как молодым специалистам, предоставили  квартиру.  Маша в тот год, когда произошло несчастье,  училась в водно — транспортном институте. 
 
  Ушли в прошлое «лихие девяностые» Страна понемногу приходила в себя от шока, вызванного «перестройкой». Жизнь понемногу входила в свое русло.



 Анне  исполнилось уже пятьдесят лет, но она все еще работала начальником строительства и не помышляла о пенсии. 
 Как-то в июне, товарищ по работе, пригласил Сергея порыбачить с резиновой лодки.  Это было одним из любимых  хобби мужа и Анна не стала отговаривать его от рыбалки в выходной день.
 Сергей заявился домой чуточку навеселе, с полным судком  килограммовых щук. 
 Анюта приготовив мужу ванную, с удовольствием занялась рыбой, планируя нажарить котлет, которые они обои любили.
 На следующий день, вернувшись с работы, Анна застала мужа уже дома. «Представляешь, Анюта,  я вчера клеща не заметил, когда мылся. Вот ведь дрянь, впился прямо в затылочную ямку под волосами. Я на работе только хватился. Болит что-то в затылке. Потрогал, а он уже надулся, вампир проклятый.  В больницу пришлось ехать  Выкрутили мне его . Гамма глобулин поставили на всякий случай. Но говорят, у нас зараженных нет. Обойдется». Анна Александровна  всполошилась, испугавшись за здоровье мужа - «Сергей, я сколько тебя просила прививку сделать. Все кроме тебя привиты. А ты, как дитя малое, упрямству твоему хоть кто позавидует».
 Не обошлось, как надеялся Сергей.
Прошло около месяца.  Все чаще, Сергей Александрович стал замечать, слабость во всем теле. Болели мышцы, пропал аппетит. Но он упорно не шел к врачу, скрывая от жены  странное недомогание. Пока однажды, не свалился с высокой температурой, достигшей 40 градусов.
 
 Аня вызвав Скорую Помощь, отправила мужа в больницу.  Диагноз, озвученный ей на следующий день, оглушил женщину.  «Энцефалит!»
Долгие месяцы лечения, Анна не находила себе места. Она кляла себя за вечную занятость на работе.  Считая себя виноватой зато, что не настояла на  прививке. А потом, когда мужа укусил клещ, она не  настояла на том, чтобы он пролечился профилактически, на всякий случай.
Анна взяла отпуск на работе, чтобы самой ухаживать за мужем. В первые дни лечения, ему было совсем плохо. Однажды, когда она сидела рядом, держа мужа за руку, он открыв глаза, тихо заговорил.- «Анюта, я умру наверное скоро. Мы хорошо с тобой жили.  Молчи, молчи — видя, что Анна  что-то хочет возразить,  чуть приподнявшись продолжал Сергей, - Жаль, что ты так и не смогла полюбить меня. А я так старался быть тебе хорошим мужем и другом.   Я никогда не спрашивал тебя о прошлом.
Не хотел больно делать.  Но одно я понял за эти годы. Ты не Машенькиного отца  всю жизнь любишь.  Скажи мне сейчас, прошу тебя. Кто он и любишь ли ты его по прежнему?»
Оглушенная этим признанием мужа, Анюта долго молчала, не зная что сказать. Она могла бы успокоить Сергея, ответив ему, что это просто ревность и он не прав.
Но настолько ли он не прав?   Этого Анна и сама не знала.  Она так и не сумела полностью, до конца избавиться от болезненной памяти о Сережке Шмакове.  Не смогла вырвать саднящую занозу из сердца.  Конечно, Анюта ни разу не пожалела о том, что стала женой Сергея Виноградова.  Анна была слишком благодарна этому человеку, сумевшему вернуть ей веру в любовь и доброту. Но полюбить его так, как любила она всю жизнь другого Сережку, Анна так и не смогла.


Сергей Александрович, в возрасте  58 лет, вышел из больницы инвалидом.
 Это выражалось в подрагивании его конечностей, в легком заикании, в быстрой утомляемости.
 Посоветовавшись с дочерьми, супруги продали приватизированную квартиру и уехали на родину Анны. Жить в Омске, в своем домике  недавно умершей матери  Сергея, Аня не согласилась.
« Там где я жила, сосновый бор к порогу подступает. Воздух  цветами пахнет.  А в городе пыль, бензиновая гарь. Сам подумай» - уговаривала она мужа.
 Сергей, до сих пор влюбленный в жену, как юный мальчик, и не собирался спорить с Анной .
Они приобрели небольшой, уютный дом  недалеко от Оби.
В первые годы их жизни на новом месте, Сергей заметно окреп.  Он  сам обрабатывал небольшой огород.  И это занятие доставляло ему удовольствие. Но леса Сергей стал бояться. И не  заходил в бор дальше опушки. А еще, он почему-то боялся оставаться дома один. Анну тревожили эти странные симптомы. Хотя во всем остальном,  муж ее казался совершенно нормальным. 

Прошло почти 10  лет  их жизни  в селе.   Иногда, проходя мимо бывшего дома Шмаковых, Анюта чувствовала притупившуюся боль в  душе. Сердце ее замирало и  глубокий вздох вырывался из груди. Никто и ничего не знал о Сережке и его семье. Никто не мог ей рассказать  ей о Нине.
Боясь признаться самой себе, Анюта  в глубине души, надеялась в этой жизни, еще хоть раз, хоть издалека, увидеть Сергея.

Зачем ей это было нужно?   Наверное никто никогда не смог бы ответить  ей на этот вопрос.  Здесь, в селе, где она впервые встретила кареглазого мальчишку с белыми пятнами облупившейся от солнца кожи, где впервые  полюбила так, что едва не теряла сознание при одной только мысли о нем, Анна снова стала писать. Стихи ее были безнадежно грустны.  Еще больше грусти добавлял подавленный вид мужа. После нескольких лет улучшения, он стал стремительно сдавать. И это выражалось в его забывчивости, резкой потере памяти.


   
 
 

 
Анна Александровна, вышла из ворот своего небольшого домика. Накрапывал противный, осенний дождь. Вздохнув, женщина раскрыла зонт и  отправилась по своим делам. Вчера она получила пенсию. Необходимо было пройтись по магазинам, приобрести кое-какие моющие и прочие мелочи.
Она совсем не обратила внимания на  черного цвета иномарку, притулившуюся на противоположной стороне улицы.

 
 
 Ей не пришлось отойти и пяти шагов.  «Анюта»   голос тихий, неуверенный резанул по сердцу так, что Анна схватилась за грудь.  «Кто это?  Память сердца уже  кричала ей, кто это. А мозг еще не понимал, отчего оно так колотится. Отчего это сердце так заныло и  пересохло вдруг в горле.  Резко обернувшись, Анна впилась глазами в лицо мужчины. «Вы откуда меня ….» - женщина не договорила...

Не седина и ни твой вид усталый,
не обманули. Я смогла узнать.
Ведь даже сердце биться перестало
В тот миг, чтоб грудь мою не разорвать.

Стоя вплотную к ней, он что-то говорил. Аня не слышала его слов. Лишь звук его, почти не изменившегося голоса. Он осторожно взял ее под руку и повел к машине. И только сидя рядом с Сергеем в уютном и теплом салоне, Анюта словно бы очнулась от  сна. «Господи, Боже ты мой! Сережка, неужели это ты? А я уже и не надеялась встретить тебя в этой жизни»- Анна Александровна почувствовав, как дрожит ее голос, замолчала, боясь расплакаться. Кажется уж и не к чему, в такие-то годы.
«Как ты Анюта?  Как жизнь, что нового?  Слышал ты здесь уже давно? «
«Да? А от кого слышал»
 «Да Пашка  Букин, одноклассник наш рассказывал»
 Павел Букин не покидая села, прожил в нем всю жизнь.  Анюта  часто виделась с ним то в магазине, то в поликлинике.  И неудивительно, что Павел  что-то рассказывал Сергею.
Шмаков  завел машину и она тихо урча, повезла их куда-то. Аня занятая своими мыслями, оглушенная неожиданной встречей с тем, о ком никогда не забывала,  кажется даже не заметила, что они тронулись с места.
«Поехали к нашему «крокодилу» Анют. Помнишь его?»
Помнила ли она про «черного  крокодила»? Странный вопрос. Она никогда о нем и не забывала. Каждый раз, отправляясь за земляникой  или лесными грибами, Анюта обязательно делала крюк по лесу, чтобы    выкроить хоть минуту и постоять у почти полностью замытого песками, потерявшего «крокодилий» вид, бревна.
Солнце выглянувшее и-за туч, прогнало дождь и   озарило  еще не  совсем осыпавшееся золото берез, густо растущих  между темно зеленых сосен.
Сергей остановив машину на берегу Оби, открыл дверцу и подал руку Анне. «Смотри, а крокодил наш почти утонул»- В голосе его послышалось сожаление.
«Да, Сережа,   - тихо  отозвалась Анна, - Утонул крокодил, прошла юность, подросли дети, появились внуки. У тебя внуки есть?
 «Четверо уже — в голосе Сергея Анна уловила  гордость.
Вернувшись к машине, он включил    встроенный магнитофон. «У меня тут танго наше есть. Сейчас  заиграет. Помнишь, ты Аргентинское любила?»
Анна молчала. «Странно, почему он спрашивает помню ли я? А разве это вообще можно забыть!?» Сергей протянул Анюте руку, приглашая на танец. И снова, как много лет назад, они тихо двигались под завораживающие звуки мелодии.   Годы не пощадили ее, но еще больше — его. Он  огрузнел На лице залегли глубокие и резкие носогубные складки.  Еще более заметные морщины испещрили   его лоб.  Некогда красиво изогнутые брови  торчали  седыми кустиками. И только глаза остались, почти прежними.
 «Анюта, а я ведь за тобой приехал» - в упор глядя на Анну, пробасил он.
 Анюте  показалось, что она ослышалась. «За мной!? Это как же? А Сергей, мой муж?. А  Лидия твоя, а дети, внуки? С ними как быть?»


Но казалось, что Сергей просто не слышал ее.
 «Лида умерла три года назад. Детям я не нужен   Мы в Белокурихе жили. У Коли Потникова, Нинкиного мужа, там родни много. Помогли с работой, с жильем. Потом мы свое получили. Прожили , детей вырастили, а как Лиды не стало, так и я детям не стал нужен.  Просто выжили из квартиры. Я сейчас  у Нинкиного свекра в доме живу. Дед умер. Домик правда, небольшой, но нам с тобой хватит. Хоть под старость лет поживем по -человечески!»
 Звуки танго померкли, истончались, уплыли куда-то в нахмурившуюся даль. Анюта осторожно   расцепив руки Сергея, отступила в сторону. Ей как будто бы,  захотелось лучше рассмотреть того, о ком она страдала всю жизнь. Чей образ сводил ее с ума, не давая   безоглядно  любить того, кто сидел сейчас в их маленьком домике, кто  боготворил ее   почти 30 лет.
Кто  молча страдал, чувствуя, что сердце её не полностью отдано ему.  Кто без единого слова упрека, читал ее безумные стихи- признания другому. Вот этому, что стоял сейчас перед ней.
 -«А с мужем моим как быть?» - повторила Аня.  -«Анюта, но ведь ты оставишь ему дом и все что в нем. Нам с тобой хватит до конца жизни. У меня пенсия. У тебя тоже.  Дети сами по себе. Мы им не нужны. Нам о себе уже пора подумать»

«Сереженька»- одними губами шепнула Аня. - Господи, прости меня. Он сидит там, в темноте один и ждет. Ему же страшно»
 «Сергей, я уже не молоденькая по лесу бегать. Прошу вас, отвезите меня срочно домой. Мой Сереженька там наверное с ума сходит».
Не слушая больше  возмущенных и крайне удивленных его слов, Анна быстро сел в машину и    нетерпеливо нажала на сигнал. «Быстрее, Сергей. Пожалуйста»
 Уже подвозя ее к дому, Сергей с недоверием переспросил- «Ты что, Ань совсем меня разлюбила?»
 «А за что тебя любить было? Возможно и любила. До первого твоего предательства!    А дальше - это наваждение было.  Навязчивое  танго длиною в жизнь. Ты знаешь, Сергей. Я только сейчас поняла, что не люблю я танго. Прощай Сергей. Я очень рада, что сегодня тебя встретила. Хоть остаток жизни поживу счастливо»

Во дворе почти уже стемнело, но окна  её дома, обнадеживающе светились в темноте.
«Сереженька- закричала Аннушка, вбегая в дом — где ты, милый мой?»
 «Анюта!!!  Как ты меня назвала? Анечка, любовь моя.»- он вышел к ней закутанный почему-то в одеяло (видимо снова боялся кого-то).
«Ты меня не бросишь? Не уйдешь к нему?»
«К кому!?»
«А к тому, кто тебя у дома караулил на машине»
 «Нет, мой милый. Нет никакого ТОГО. Есть только ты и я.  Наши дочки и внуки»
Через неделю, получив от дочек крупную сумму денег, супруги Виноградовы вылетели в Москву в лечебно -реабилитационный центр, специализирующийся на лечении последствий энцефалита.