Учёный сеанс

Олеся Козина
ПРЕДСТАВЛЯЮ ТВОРЧЕСТВО МОИХ СТУДЕНТОВ

/..мотивация творит чудеса. Она либо есть, либо её нет. Она есть у моих студентов.
Обязательно.
Потому что мы не относимся к *знанию* как к догмату. И изучаемая дисциплина "Социология" - вовсе не фрагмент учебной религии. Для нас *знание* - это опыт критического осмысления. И творческого.
Для нас *знание* - это материал. И мы его используем, чтобы что-то создать: новое, интересное. Поверьте, нам - не скучно./

Авторы истории: бакалавры 3 курса направления подготовки "журналистика" Милюткина Оксана и Аббасова Ольга. И я.

******

Однажды вдохновлённый обществом Эдгар По решает написать книгу о великих идеях мыслителей будущего, которые внесут вклад в науку «социологию». По, будучи человеком замкнутым, как писатель старался реагировать на чрезвычайные факты и всегда восхищался учёными. И когда Огюст Конт решил обратить методы естественных наук к общественным проблемам, Эдгар По живо заинтересовался этим событием.
Отыскав в китайском квартале шаманку, он просит её о том, чтобы та провела необычный спиритический сеанс, вызвав души ещё не родившихся ученых.
Для проведения спиритического сеанса было совершенно необходимо найти семерых проводников, включая самого Эдгара По и приближённую к духам.

Эдгар По, увы, не знал, – с кем он связался.. Будучи образованным и щепетильным человеком, он не мог себе представить неразборчивость сомнительной особы… а между тем, нагулявшись по будущему, шаманка, полагаясь на случай, а не на интуицию, решила вызвать: Альбиона Вудбери Смолла, Франклина Генри Гиддингса, Давида Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Конрада Лоренца.

Первым в сумеречной дымке возник Эмиль Дюркгейм.. Сквозь мрачную вечернюю завесу проник вежливый голос:
- Чем я могу быть вам всем обязан?
Эдгар По, не замешкавшись, решительно приступил к делу:
- Уважаемый Эмиль, может ли индивид, без факторов взаимодействия и коммуникации быть членом общества?
Голос, притаившийся за дымкой, сразу воплотился в реального Дюркгейма:
- Социальная жизнь возникла в процессе общения и ассоциации индивидов! Общество при этом обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами. Особая социальная реальность и есть то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого.
Получив ответ на поставленный вопрос, По сделал вывод, что концепция Дюркгейма не совсем подходит для написания книги. По искал нечто другое.
Неожиданно из ниоткуда обрушился шумный Макс Вебер, который, услышав имя Э. Дюркгейма и его теорию, по старой памяти вступил в полемику с ним:
- Я считаю, что ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. Я бы выразился: личности, господа. Именно. Потому что вы забываете, что только социальные действия являются осмысленными. Я пришел к интересным наблюдениям, знаете ли. Я наблюдал за людьми, действующими целерационально. Это редкостный вид, однако, я берусь возвести данное действие на уровень идеального типа. И далеко не все руководствуются ценностными установками в своем поведении. Хотя и такие действия возможны и должны быть обобщены. Зато сплошь и рядом, как сами видите, действия традиционные и аффективные. Коллеги, только не интерпретируйте опрометчиво, я отдаю себе отчёт в том, что начнётся, если все будут действовать аффективно.. Именно как свободно мыслящий социолог я заявляю, что социология просто обязана сопоставлять мотивы с действиями, поскольку эмоции могут и заслонить их смысл для субъекта..
- Все это, конечно, очень занимательно и наверняка занятно, но я просто обязан вмешаться, чтобы всё объяснить так, как следует! – неожиданно раздался нервный голос с истеричной интонацией.
По, решив, что вечер обещает быть интересным, с легкой иронией кивнул и дал слово материализовавшемуся Альбиону Смоллу.
- Прежде всего, уважаемые коллеги, взаимодействуют, так сказать, интересы.. а вовсе не индивиды. Интерес я провозглашаю атомом общества и даю ему название «неудовлетворенной способности», которая и строит необходимые связи. Поверьте и согласитесь, что основополагающих интересов не так уж и много: первый класс касается пищи и сексуальных отношений, второй — богатства и владения вещами, третий — связей между людьми, четвертый — знания и науки, пятый — наслаждения эстетическим, шестой — правоты. Каждый класс интересов претендует на доминирование, да-да. И в результате возникает постоянный конфликт между ними, который и проявляется, коллеги, в действиях людей. Я не говорю о конфликте между самими интересами, я имею в виду конфликты между людьми, а они всегда стремятся удовлетворить собственные интересы за счет других индивидов. Ведь жизнь человека, как вы понимаете, – это процесс приспособления и удовлетворения его интересов.
- Позвольте, позвольте, но это уж чистой воды социал-дарвинизм! – раздался новый недовольный голос.
Неудовлетворенный ответом Смолла, Эдгар По почти с радостью предоставил возможность выступить Франклину Гиддингсу, – как представился новый гость.
- Неужели вы полагаете, что общество сформировалось благодаря субъектам? Сказки, господа, околонаучные сказки. Как раз наоборот: общество формирует субъектов. Уверен, что все вы просто-напросто забыли про психологический фактор и весьма сильные предопределяющие импульсы, которые всем нам хорошо знакомы. Что нами движет? Только то, что доминирует в данный момент. Каждый понимает, что одного его собственного мнения мало, и тогда на что же опирается человек?.. чем руководствуется, как не Другими в целом?.. а-аа.. так вот. Я эту причину называю «сознание рода». Именно оно цементирует поведение. Какую проблему ни возьми, – ан и там психологический фактор, а начни его копать, – приходим опять к изначальному «социальному разуму». Это, господа, серьёзно! Это духовное единство разумных существ! Это делает возможным их сознательное взаимодействие друг с другом. И сохраняет индивидуальность каждого. Это, если хотите, показатель развитости чувства солидарности! А оно, – и это мой главный вывод, – скрепляет большие группы людей. И что мы в итоге получаем? А получаем мы социальный класс, несоциальный класс, псевдосоциальный класс и антисоциальный класс… Но я отнюдь не имею в виду некую отрицательную солидарность..
- Франклин, Вас интересно слушать, но давайте-ка выслушаем господина Лоренца, а то его хмурый взгляд отчего-то настораживает.
- Общество формируется посредством агрессии. В этом я убеждён. Агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три весьма важные функции: 1) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, 2) именно агрессия улучшает генетический фонд вида за счет того, что оставляют потомство только наиболее сильные и энергичные, 3) сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства. Энергия агрессии генерируется в организме спонтанно и регулярно накапливается с течением времени. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Вы можете упрекнуть меня за эту «психогидравлическую модель» агрессии, но поймите, что человек – это своеобразное животное! Все живые существа, особенно хищники, обладают способностью подавлять свои стремления. Это препятствует нападению на представителей своего вида. Люди, разумеется, обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. На ранних этапах развития человечества это было не так опасно, поскольку возможность нанесения серьезных повреждений была достаточно низка. Однако технический прогресс ведет к постоянному росту возможностей человечества нанесения «серьезных повреждений»! И сейчас существует угроза человеку как виду.. Агрессия неизбежна, господа! Даже  если она контролируется социальными нормами…
Присутствующие крайне возмутились и не дали Лоренцу договорить. Ничего не было слышно, ученые перебивали друг друга, даже не слушая доводов..
И По задумался, глядя на них… а потом сказал вполголоса:
- Хотелось бы выслушать примиряющее мнение иного масштаба.
Китайская шаманка встрепенулась и ответила, что больше учёных нет, и придется выбирать из того, что он услышал и увидел.
- Как это всё? Видимо, я не смогу выбрать ключевую идею. Но смогу сделать единый вывод, что каждая теория, относящаяся к социологии, не может существовать как отдельный организм. Все это должно быть воедино сложено и логически связано. Теперь я понял, что нельзя писать книгу только об одном ученом, который проводил бы свои опыты и труды в одиночестве, не ссылаясь на труды свои коллег. Даже в такой полемике, как ваша, уважаемые господа, можно отыскать связь между теориями.
Вы дали мне пищу для размышлений. Я думаю, что пока не готов писать книгу о социальных идеях, но вполне могу рассказать миру о новой истории, которая произошла сегодняшним вечером.
..
Сквозь туманный вечер По медленно возвращался домой, курил и размышлял.
Он думал о том, что где-то в пространстве идей также спорят и борются друг с другом теории. За власть. За справедливость. Ради игры.
И вдруг ему он поймал мысль: а что, если победит идея Лоренца?.. станет полноправной теорией и образуется новое, провоцирующее поле. Что, если предпочтут свою собственную, подлинную, порой ужасную, природу и перестанут создавать реальность, общую для всех?.. А что, если все непродуманные и необоснованные элементы теорий соберутся в антигуманную концепцию, и она восторжествует в общественном Разуме?.. ведь тогда мы не справимся с войнами. Никогда.
...