Красный директор Магнитки

Валерий Ефимов
О первых руководителях завода конца 20-х – начала 30-х годов, впоследствии комбината Магнитки, документальных источников почти не сохранилось. Существующая информация отрывочна и противоречива, как и само трагическое и противоречивое время.
Речь пойдет о выдающемся советском хозяйственном руководителе, начальнике строительства ММК, комбината «Азовсталь», Мариупольского ново трубного завода,Якове Семеновиче Гугеле.

Отец «Азовстали» и комбината

Яков Гугель родился в феврале 1895 года в семье служащего лесных складов в городе Горки Могилевской губернии. В детстве семья перебралась  в Екатеринослав, а позже – в Енакиево., где мальчик закончил 4-х классное городское училище, а чуть позже – Одесское среднетехническое заведение.
В годы революции юноша командовал красногвардейским отрядом. В 1918 году Гугель поступил в Харьковский технологический институт, но не закончил его, уйдя добровольцем в Красную армию, назначен комиссаром авиационного завода Таганрога.
После войны, не имея высшего образования, трудился на руководящих постах Таганрога и Донецка. С августа 1926 года он назначен директором Мариупольского металлургического завода, а через четыре года – начальником «Азовстроя», где началось строительство «Южной Магнитки». Летом 1930 года руководство страны приняло решение создать на Урале вторую угольно-металлургическую базу страны, первенцем строительства которой должен был стать крупнейший в мире ММК  -  Магнитка.

Подарок Сталину


10 февраля 1931 года Яков Гугель возглавил Магнитострой, а уже 31 января 1932 года задута первая доменная печь.  По просьбе Орджоникидзе Сталин 25 февраля 1932 года принял в кремлевском кабинете директора из Магнитки. Гугель привез в подарок Сталину чугунную плитку с барельефом вождя, изготовленной из первого чугуна Магнитки. На приеме он подробно рассказал вождю о методах разведки руды, как разрезают гору штольнями, чтобы выявить характер залегания руды. Выслушав директора, Сталин с удовлетворением сказал: "Значит, есть руда, значит, мы не ошиблись". Принимая плитку, вождь перевернул ее и, стукнув трубкой по тыльной стороне отливки, сказал: "Хорош чугун!"
Под руководством директора комбината в сжатые сроки построены и сданы в эксплуатацию две доменные печи, Центральная электростанция, две коксовых батареи, рудник горы Магнитной. Много внимания руководитель комбината уделял социально-бытовым условиям жителей, число которых превысило двести тысяч человек. Началось строительство благоустроенных домов.
После пуска второй домны талантливый «красный директор» переведен в Москву и назначен заместителем начальника главного управления металлургической промышленности страны.
Гугель свободно читал и говорил на немецком языке. До Магнитки он дважды побывал  за границей - в Германии и Чехословакии, изучая опыт коллег в области металлургического производства и закупая оборудование для Мариупольского завода.
Зимой 1933 года Гугеля вновь назначили начальником «Азовстали». Через несколько месяцев  отдал приказ о пуске домны: пошел первый азовский чугун. За выдающиеся заслуги перед страной в марте 1935 года он  был награжден орденом Ленина, первым из жителей Приазовья.

Троцкист и «изменник Родины»

Весной 1936 года НКВД фабрикует  дело «О деятельности диверсионной троцкистской организации на  «Уралвагонстрое», в ходе которого арестовано около двух тысяч человек, в числе которых были бывший начальник треста «Магнитострой» К. Валериус и директор «Азовстали» Я. Гугель.  В обвинительном заключении по "делу Гугеля" говорилось, что он арестован как "член контрреволюционной троцкистской организации, поводящей вредительскую деятельность, в результате чего завод "Азовсталь" недовыполнил план на 50 тысяч тонн стали. Обвиняемый завербовал в организацию пять членов и был согласен с проведением террористических методов борьбы против руководящей роли партии и советского правительства". На допросе 25 сентября 1937 года Яков Гугель по существу ставит точку в своей судьбе.Прямой и принципиальный, он заявил, что "стал сомневаться в существовании внутрипартийной демократии". Сомнения в общей линии партии никому не прощались. 14 октября 1937 года он был приговорен к расстрелу. Жена опального директора, Татьяна Ивановна, также была  осуждена и провела в лагерях восемь лет как «член семьи изменника Родины». Приговор был пересмотрен в 1956 году,  и последовала реабилитация «за отсутствием состава преступления». Именем «красного директора»  названа одна из центральных улиц Мариуполя.

Горжусь Магниткой

В социальной сети я встретил воспоминания о военном детстве юриста из Харькова Владимира Гугеля и спросил его, не родственник ли он нашего легендарного директора комбината. Я получил от него электронное письмо, которое привожу полностью: «Да, моя фамилия того самого Якова Гугеля, расстрелянного в полном расцвете сил. Он был руководителем великой Магнитки, строителем и директором «Азовстали», легендарным хозяйственником и могучим «красным директором». Сначала я занялся выяснением вопроса, какая  родственная связь у меня с этим выдающимся человеком. Еще в далеком 1954 году, когда я работал следователем Тамбовского областного управления МВД, меня спросил сотрудник КГБ, не родственник ли я того самого «великого Гугеля, директора Магнитки?  Я ответил, что понятия не имею. Позвонил в Харьков отцу, поинтересовался, а он – мне: «Меньше болтай на эту тему!» Отец был очень осторожным: ведь он в свое время также был арестован как «японский шпион».
Через несколько лет, когда я вернулся в Харьков, многие люди мне задавали тот же вопрос. Не смотря на мою неопределенную реакцию, собеседники выражали всяческий восторг и смотрели на меня с особым почтением. Я снова стал пытать отца и получил утвердительный ответ. Беда в том, что от членов семьи того времени в живых никого не осталось. Мой троюродный брат позже рассказал, что наши отцы – двоюродные братья. Выходит, что я – двоюродный племянник.
Родом мои родственники были из местечек Ляды и Горки Могилевской губернии Белоруссии. В годы советской власти многие из них, бедных евреев, достигли немалых успехов, воевали, трудились в промышленности и на заводах. Были среди них и известные ученые и юристы.
Недавно я смотрел сюжет на ТВ.  Председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината  Виктор Рашников  докладывает президенту страны об успехах производства и освоении новой продукции. Радуюсь: ведь  к славе нынешнего комбината имеет самое прямое отношение мой дядя, Яков Семенович Гугель»…