3. Чему не учат сегодня в России. 1

Игорь Чупров
               
                7.12. 2014 г.
    В своем выступлении перед  Федеральным собранием 4 декабря 2014 года наш Президент сказал,  что за последние 20 лет Россия утратила нравственные ориентиры и  их утрата  напрямую угрожает безопасности государства.
  Председатель Объединения потребителей России А. Корягин прокомментировал этот тезис Путина следующим образом: «Это – очень серьезный акцент в его выступлении, и, безусловно, главная цель для всех – национальное духовно-нравственное возрождение. И Президент дал ясные ориентиры ценностей нации: мы должны стать лучше в нравственном смысле, укреплять духовно-нравственную основу.»
   Я полностью согласен с выше изложенным. Только вот не могу взять в толк ( и думаю, не я один), о каких конкретно, помимо патриотизма, нравственных ориентирах говорил Владимир Владимирович? 
 Неужели о тех, которые входили в принятый на XXII съезде ЦК КПСС «Моральный кодекс строителя коммунизма»?
 Или он имел в виду, какие то другие ориентиры (критерии) нравственности. И вообще, что такое нравственность в современном толковании и чем она отличается от морали?
    Во времена СССР ответы на все мои вопросы дал бы идеологический  отдел ЦК КПСС, отвечавший не только за нашу  идеологию, но и за нравственность и мораль. В виду отсутствия такового сегодня, может В.В. Путину  попросить Министра культуры РФ Мединского В.Р.  растолковать нам это? Или последовать примеру батьки Лукашенко, который, говорят, уже ввел на  многих предприятиях институт замов руководителей по идеологической работе?
   Ни того, ни другого  мы, скорей всего, не дождемся. Потому попытаюсь сам внести, хоть какую -нибудь ясность в этот вопрос. 
 Для начала заглянул в Интернет, чтобы уточнить, что сегодня подразумевается под нравственностью и моралью:
 «Мораль – принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей.
 Нравственность – неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.
 Сравнение морали и нравственности
 Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав».
   Если «мораль  формируется социумом», а «нравственность неизменна по содержанию», то утратить с распадом СССР мы могли в первую очередь ориентиры Морального кодекса строителя коммунизма, а не нравственности. Следовательно, было бы правильней,  если б В. Путин уточнил, какие  моральные ориентиры с развалом СССР мы потеряли: 
 преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма, стремление  к: интернационализму, коллективизму, ненависти к порокам “старого мира”, а также непримиримость: к врагам коммунизма, заповедям Христа, которые разделяют людей на верующих и неверующих, праведных и неправедных,  противопоставление принципов коллективизма и гуманизма, выраженное в словах: “…каждый за всех, все за одного”, “…человек человеку — друг, товарищ и брат”.
   И более четко сформулировал, чем они должны быть заменены в современной России
 помимо,  им упомянутых : патриотизма, чувства ответственности каждого гражданина за будущее страны.  А также, впервые озвученного призыва пересмотреть общественное отношение к труду. "Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства — это такие же базовые консервативные… ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны", — сказал Владимир Владимирович.
 Коль скоро, мораль формируется социумом, то человек может поменять ее несколько раз на протяжении своей  жизни  под влиянием среды, в которой он обитает.
  А может ли человек, за каких то 10 - 20 лет утратить, а затем снова приобрести нравственность?
      Полное обнищание одних и сверх обогащение других в 90е годы, думаю, привело, если не к полной, то частичной,  потере не только моральных, но и нравственных ориентиров,   таких как «любовь к ближнему». Хотя бы потому, что забота о преумножении собственных  капиталов, как правило, притупляет чувство любви к ближнему – в широком понимании этих слов.
   Если верить пословице: «всегда легче потерять, чем приобрести», то утратить нравственность за этот срок можно, а вот заново приобрести – вряд ли. Можно предположить, что после развала СССР нравственность потерял небольшой процент граждан России, наживших себе миллионы и миллиарды неправедным путем.
 Но, Путин то обратился с призывом к духовно-нравственному возрождению не только к олигархам, а ко всему народу России.
  Возникает вопрос, что он имел при этом в виду: то ли, что весь народ России потерял нравственность в последние годы, или что она (нравственность) не была свойственна ему и во времена СССР? Думаю и то, и другое, т.к. избытком нравственности в массе своей россияне особо никогда не страдали. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать  классиков отечественной литературы до советских времен. Хотя бы романы Федора Достоевского.
  Впрочем, то же самое можно сказать о любом народе планеты. В этом вопросе многое еще зависит от того, исходя, из каких критериев исходить  при оценке нравственности разных народов, а также одного и того же народа в разные времена.
 Опять же в одном и том же народе (стране) есть люди нравственные, а есть не очень.
  Выше было сказано, что «одним из главных нравственных ориентиров считается отношение к другому, как к самому себе, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав».
 Предлагаю читателям самим, исходя из этих критериев и собственного жизненного опыта, оценить нравственность не отдельных партийных функционеров, а всей системы КПСС от   ее ЦК, возглавляемого Генсеком Л. Брежневым, до райкомов партии.  Чтобы не утомлять читателей своими воспоминаниями,  напомню лишь о некоторых ущемлениях прав беспартийных во времена СССР, которым был закрыт путь ко многим номенклатурным должностям, поездкам в командировки в капстраны. Они, за редчайшими исключениями, не могли претендовать на высшие государственные награды типа: ордена Ленина и Октябрьской революции, лауреата Ленинской премии и т.д. Естественно, беспартийные не имели доступа к кормушкам, типа спец магазинов и столовых в ЦК КПСС на Старой площади в Москве, в обкомах и горкомах партии.
 В начале 90 го года, когда кое-где в СССР народ уже голодал, семьи обладателей Кремлевских пайков были не в состоянии пережевать их. Один мой знакомый – член такой семьи настойчиво приглашал меня приехать в Москву и помочь им в этом, т.к. холодильники у них уже ломятся, а выкидывать съестное на помойку – жалко.
   Час назад мои невеселые размышления о былом прервал звонок по Скайпу из Литвы моего доброго приятеля (литовца по национальности), с которым мы бок о бок на протяжении 30 лет занимались научными изысканиями в Каунасе. После взаимных приветствий и обменом новостей, я спросил, как у них дела? На что он ответил мне, что все нормально, если не считать того, что Литва начала готовиться к войне с вами, т.е. с Россией.  Я спросил, что это шутка?  Да, нет – ответил он, на полном серьезе. Мы не хотим, чтобы вы снова, после Украины оккупировали нас. И одна из причин такого отношения к России в Литве в том и заключается, что они не хотят, чтобы мы снова стали навязывать им свои понятия о нравственности и морали. У них еще свежи воспоминания о некоторых русских, которые, нацепив на грудь все свои регалии, шли требовать себе всяческих благ, как ветераны войны, освободившие Литву. Этим ветеранам и в голову не приходило, что для большинства литовцев они не освободители, а оккупанты. 
   После звонка приятеля я вспомнил случай, который еще в начале 80х годов показал мне, на сколько наши советские мораль и нравственность отличались от литовских. В садовых (дачных) коллективах Литвы было запрещено строительство заборов между участками. Разрешалась только для ограждения от пыли,  живая изгородь из декоративного кустарника, которую владелец участка был обязан не реже, чем два раза в месяц подстригать как по высоте, так и по ширине. Кроме того, если напротив твоего участка находилась зона отдыха и газон, то ты должен был его регулярно косить. Случилось так, что мы с семьей уехали в отпуск на месяц, не попросив никого сделать это вместо нас.
 Когда мы вернулись из отпуска, то обнаружили, что у нас  изгородь подстрижена и газон идеальный.   Увидев, что мы вернулись, пришел наш сосед и сказал: «Игорь, тебе, наверно, было некогда, поэтому я тут похозяйничал за тебя. Ты, уж извини меня за это». Когда в очередной командировке в Россию рассказал об этом случае своим коллегам, то они не могли этому поверить.
  На основании сказанного выше, хочу сказать, что было бы правильней, если б Президент призвал нас не возрождать, т.к. возрождать нам особо нечего, а начать воспитывать в молодом поколении нравственное, взвалив на себя создание  соответствующей атмосферы в России. Думаю никого не надо убеждать в том, что  нравственные и моральные устои в стране напрямую зависят от уровня жизни в ней.
  В подтверждение этого,  можно сослаться на страны Скандинавии, построившие  у себя социализм по факту, а не по названию.  А можно поискать примеры и внутри России. Так, в начале 90х годов, мы с женой, переехав из Литвы в Россию, были шокированы, наблюдая, как жители дома выбрасывали мусор в окна, вместо того, чтобы спустить его в мусоропровод. И не считали нужным убирать за собой на лестничных площадках и пролетах.
 Лет через 10-15, после того, как жильцы нашего дома приватизировали свое жилье, и у них стало хватать не только на хлеб, воду, но, и на кое что еще.  В них проснулось чувство собственника и  появилось желание  привести свою собственность в надлежащее состояние. Вспомнили о мусоропроводах, необходимости подметать за собой и о прочем.