Ч. 16 Зачем нужны хорошие карты

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/11/29/1134

Адмиралтейство позаботилось о том, чтобы на «Бигле» были самые совершенные навигационные приборы, важнейшим из которых считался хронометр, как самый сложный в изготовлении.

Хронометры тогда стоили баснословные деньги, на «Бигле» их было 32. Капитану Фицрою повезло: его инструктировал и обучал главный гидрограф британского военно-морского флота Френсис Бофорт. Это был выдающийся учёный. Моряки всего мира и поныне пользуются шкалой Бофорта для приблизительной оценки скорости ветра.

Бофорту было 55 лет, когда его в 1829 году назначили на эту должность. Коллеги гидрографа, адмиралтейские чиновники, в таком возрасте уже уходили на пенсию, а Френсис Бофорт проработал на своей должности ещё двадцать пять лет.

Уже по одному количеству приборов можно понять, насколько важной считало Адмиралтейство миссию Фицроя. Кроме того, командир «Бигля» получил письменную подробную инструкцию, буквально на все случаи жизни, хотя описать всё, что происходит на море, ещё не удавалось никому.

Первым портом, где Фицрой планировал дать отдых команде, набрать свежей воды и дать отдых команде на берегу, был Тенерифе на Канарских островах. Но в Европе свирепствовала холера, и местные власти наложили двухнедельный карантин.

Чтобы не терять попусту время капитан приказал следовать к островам Зелёного Мыса в Порто-Прайя. 16 января 1832 года прибыли в гавань. На островах пробыли три недели. Пока команда отдыхала, капитан напряжённо работал. В его задачу входила оценка островов с точки зрения их ценности для мореплавателей.

Дарвин тоже приступил к своей деятельности натуралиста. Оба были большими тружениками. 16-го февраля легли в дрейф у скал св. Павла. Издали скалы сверкали своей ослепительной белизной, которой были обязаны помётом несметного количества морских птиц.

Непуганых птиц можно было ловить руками, чем конечно, воспользовались моряки, чтобы разнообразить свой рацион. Как опытный командир, Фицрой поощрял в свободное время всевозможные забавы команды, хотя они носили, порой, довольно грубый характер.

Тяжёлый повседневный труд, неважное питание и однообразие морского пейзажа не лучшим образом действовали на здоровье людей, поэтому шутки, или как говорят моряки, подначки, любые развлечения, поднимали настроение и избавляли моряков от депрессии, когда стрелялись даже капитаны, как было с предыдущим командиром «Бигля».

Джентльмену Дарвину, может быть и не пришлось по вкусу грубоватое, с солёными шуточками, морское крещение при переходе экватора, но пришлось перетерпеть и не показать вида, что он недоволен. Капитан веселился вместе со всеми.

Когда я начал писать об этом плавании, то думал сделать описание довольно подробным. Но, ознакомившись с отчётом Фицроя и Дарвина в трёх томах, «Narrative of the Surveying Voyages of His Majesty's Ships Adventure and Beagle», подумал, что придётся просить о награждении Звездой Героя того читателя или читательницы, которые осилят такое повествование до конца.

Поэтому лишь кратко перечислю, где довелось побывать авторам отчёта, первые два тома которого написал капитан, а третий – его пассажир. Главное, на что совершенно не напирали в отчёте авторы, был каждодневный изнурительный и добросовестный труд по выполнению задания Адмиралтейства, а для Дарвина – добровольно взятая на себя работа, которая впоследствии совершила переворот в науке.

К съёмкам приступили в Южной Америке с берегов Бразилии, составляя будущую лоцию и исправляя старые карты. Дарвин собирал и систематизировал сведения по геологии, флоре и фауне мест, которые они посещали. Молодой человек оказался очень способным собирателем коллекций. Более того, он заразил своей страстью и весь экипаж. Из Рио-де-Жанейро перешли в Монтевидео.

Трудности гидрографических исследований усугублялись тем, что молодые государства Южной Америки часто воевали друг с другом, да и внутри самих новых стран постоянно бурлили политические страсти. Фицрой старался уклоняться от поддержки какой-либо из сторон,  справедливо считая, что его послали к тем берегам вовсе не для этого.

Трудно сказать, кто кому больше обязан знаменитостью, Дарвин Фицрою или наоборот. Не возьми Фицрой с собой в плавание этого выпускника университета, не удалось бы Чарльзу побывать в далёких странах.

В Рио-де-Жанейро понесли первую потерю: заболели тропической лихорадкой и умерли мичман и два матроса. Ещё хорошо, что это оказалась не жёлтая лихорадка, от которой и сейчас  спасения нет. Бывал, что после вспышки жёлтой лихорадки из экипажа в живых оставались единицы.

Большая часть побережья Южной Америки в то время оставалась ещё не исследованной. Англия, желая обойти своих конкурентов, торопилась установить торговые отношения с новыми государствами в Южной Америки,  поэтому создание точных карты региона было для английского правительство жизненной необходимостью.

Потребность в надёжных картах существовала всегда. Но ещё в начале девятнадцатого века командиры английских военных судов, не говоря уже о капитанах торгового флота, пользовались картами, которые покупали у продавцов в центральной части Лондона. Многие из этих карт были весьма сомнительной точности.

В Адмиралтействе создали гидрографическую службу, в которой работали гравёры, имелась типография,  но карты создавались очень посредственные, с ошибками. Тогда капитан Томас Херд, предшественник Бофорта, подобрал офицеров, склонных к научной работе и выступил инициатором строительства специальных гидрографических судов.

Среди этих судов были шесть бригов класса «Чероки», и один из них – «Бигль».

Продолжение http://www.proza.ru/2016/12/04/1594

На рисунке: Чарльз Дарвин без бороды и ещё не лысый