Путеводитель для новичков

Лариса Евсикова
Частенько новички Прозы сетуют на то, что их робкие пробы пера просто игнорируют: приходят наши авторы, читают и молча уходят.

И вот я решила поделиться личным опытом и своим видением этой проблемы. (А ты, дорогой мой читатель-писатель, можешь и своё что-то добавить. Если это дополнение будет ценным, то я его включу в эту статью). Итак.

           Что делать несчастному никому неизвестному новичку на Прозе.ру?:)))

Нередки случаи, когда начинающий автор приходит на литературный портал с абсолютной уверенностью, что он гений. И это понятно! Ведь и мама считает тебя невероятно талантливым, и друзья – неординарным человеком. Да что там мама и друзья? Сам Бог поцеловал тебя в лоб! И по идее, сейчас все должны сбежаться и рукоплескать тебе – новому Пушкину или Чехову.
И вот ты разместил свои первые работы и с нетерпением ждёшь своих читателей-почитателей в предвкушении похвал и лестных отзывов. Ты уже рисуешь в своём воображении, как, скромно потупив очи, будешь им отвечать: «Да что вы?.. Я ещё не волшебник, а только учусь».
И вдруг тишина...  А где бурные аплодисменты? Где похвала? Где ты, моя заслуженная слава?! В чём дело? Почему так?
А дело в том, что всё познаётся в сравнении. По сравнению с непишущими людьми, которые и два слова связать не могут, ты – гений. А в сравнении с пишущей братией – ты... один из многих. Ты такой же, как все! И тебе придётся находить свой собственный уникальный и неповторимый образ, свой стиль, своё лицо.

Так в чём дело-то? Почему люди приходят, читают и уходят молча?

                Разложим всё по полочкам:


1. Тема не актуальна, поэтому читатели уходят молча. Если ты пишешь для СЕБЯ, то и читать будешь САМ СЕБЯ. А если хочешь, чтобы тебя читали люди, то и пиши для людей.

2. Пустота. (Бедный внутренний мир). Тебе НЕЧЕГО сказать людям. Не торопись говорить! Сначала научись слушать, читать и думать. Заполняй интересной информацией свой внутренний мир.

3. Написано скучно, неинтересно, отсутствует интрига, что возбуждает любопытство.

4. Наличие огромного количества ошибок (орфографические, пунктуационные, логические, стилистические и т. д.). Ни один уважающий себя читатель не будет копаться в мусоре (если текст до безобразия безграмотен), чтобы выискивать там зерно здравого смысла. Ищи опытных и грамотных авторов, которые с готовностью помогут тебе вычистить текст. Или пиши в программе Word`е (Ворд), там и ошибки легче исправить, и текст аккуратно оформить. Опрятный, грамотно расположенный текст – залог читательского успеха!

5. Вторичность. Это означает, что ты пишешь банальные, всем известные истины. Ничего нового ты не сказал, а значит читателю не за что зацепиться мыслью. И он разочарованно уходит с твоей страницы.

6. Большие по объёму произведения.
Например, у меня на странице есть великолепный (с моей точки зрения) рассказ про глухонемых танцоров «Порхающий цветок в стране молчания», а из читателей только одни мои друзья. Причина? Большой объём. Читать и вникать нашим авторам нет ни времени, ни желания. Но стоит только открыть таблицу Рейтинга, как тут же среди первых и успешных работ, красуется чья-нибудь маленькая и ничего нестоящая безделушка, привлекая внимание читателей к её автору.
Вывод: Начинать надо с миниатюр, эссе, сказочек, афоризмов, анекдотов, и желательно всё это оформить красиво (с иллюстрацией) и вкусно. Мол, приятного тебе аппетита, дорогой мой первый читатель.:))

7. Новичок сначала ЧИТАТЕЛЬ, а потом уже писатель. Ты сначала других читай, пиши рецензии, принимай активное участие в обсуждении прочитанного. Постепенно ты будешь «обрастать» друзьями, приятелями и хорошими знакомыми.

8. Некомпетентность. Читатель проигнорировал твой опус, т.к. не поверил тебе. В литературе, есть такое же понятие, как и в режиссуре – чисто по Станиславскому: «Верю-не верю». Когда неопытный автор берётся за описание проблемы, которую он ИЗНУТРИ не знает, то получается неубедительно.

9. Иногда читатель уходит молча, т. к. ты задел какие-то его болевые точки.
Например: я опубликовала свой рассказ «Сквозь боль» (о тяжёлой женской судьбе) и всё удивлялась: «А почему женщины уходят молча? Неужели им нечего сказать?».
Выхожу на страницу своей читательницы и спрашиваю: «А почему вы не высказали своё мнение? Не понравилось?». Она отвечает: «Не могу писать... реву».
Дорогой мой друг, запомни: слёзы твоего читателя намного дороже бурных аплодисментов и хвалебных отзывов.

10. Многословность. Обилие излишне ненужной информации отягощает текст и утомляет читателя. Этот недостаток обычно свойствен новичкам и... старичкам:))).

******

Итак. Ты опубликовал новое произведение, подчистил, украсил подходящей иллюстрацией, и с трепетом в душе ждёшь своего первого читателя. И наконец пришёл ОН! Будь готов к разного рода сюрпризам.

А для начала ты должен знать: СТРАНИЦА РЕЦЕНЗИЙ существует для проведения АНАЛИЗА прочитанного. Но ты столкнёшься с рецензиями, которые вообще не имеют никакого отношения ни к анализу, ни к самому произведению.

                Отзывы бывают 4-х видов:

а) Абстрактное.
Типа: «Замечательно!» «Какой стиль!» «Вы талант!»
Если отзыв ни о чём, то, значит, данный рецензент или НЕ читал твою работу и понятия не имеет о чём там, или просто не хочет говорить правду.
б) Корректное.
Читатель высказывает какие-то добрые и хорошие слова, рассуждает на заданную тему, НЕ КАСАЯСЬ анализа произведения. Почему так? А причины разные:
– твоя работа очень слабая, и рецензент боится своими критическими высказываниями задеть твоё авторское самолюбие;
– он не умеет проводить анализ;
– ему не охота думать и напрягаться.
в) Неадекватное.
Рецензент пишет то, что не имеет никакого отношения к сюжету. О чём это говорит? Он просто лениво проскользнул взглядом по тексту и, не вникая в суть сказанного, начинает рассуждать не в ту дуду. Или просто вычитал начало и конец, заглянув при этом на страницу рецензий. В том или другом случае он не понял: в чём ИДЕЯ произведения, т.е. что ты хотел сказать?
г) Критическое.
Бывает критика конструктивной (позитивная) и негативной. И вот здесь надо различать такие понятия, как: жёсткая критика и критиканство.
И то и другое больно бьёт по самолюбию. Но жёсткая критика имеет цель встряхнуть тебя хорошенько, чтобы ты засучил рукава и начал работать всерьёз. А критиканство – для завязывания конфликта.

Так вот, если читатель проникся твоим сюжетом, пропустил его через своё сердце и душу, и искренне высказал своё мнение, то можешь считать, что этот день не прошёл даром: ты смог зацепить человека, и он тебя вознаградил за твой труд СОпереживанием. Поздравляю! Ты нашёл своего читателя.
 
Постарайся, друг, учесть мой опыт. И помни: Стремиться надо не к славе, а к высотам МАСТЕРСТВА, и тогда слава сама найдёт тебя. Если хочешь донести до читателей что-то стоящее, то нет смысла подстраиваться под большинство. Нужно работать, оттачивать мастерство, двигаться по направлению к настоящей ЛИТЕРАТУРЕ. А для этого нужно быть готовым получать далеко не всегда пряники. Помни: конструктивная критика читателей являются отличным стимулом для работы над собой и лучшим лекарством от звёздной болезни.

И последнее. Не советую поступать по принципу: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». У нас так частенько практикуется ради того, чтобы оказаться на первой строчке таблицы Рейтинга. В итоге ты никогда не узнаешь правду насколько плохо или хорошо ты пишешь. Тебя будут вводить в заблуждение, втягивая в эти тараканьи бега. Возможно, с помощью рейтинга и получится стать звездой Прозы. ру, но настоящим писателем – никогда. Муза не терпит суеты!

Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
(Б. Пастернак)


Если эта статья тебе, новичок, поможет, то буду рада, что смогла послужить на благо современной литературы.:)) И ничего смешного! А вдруг ты и есть тот гений, в ком воплотился Пушкин или Толстой.

Приходите, юные таланты!
Говорите нам светло и ясно!
Что вам – славы пёстрые заплаты?
Что вам – низких истин постоянство?

Сберегите нас от серой прозы,
От всего, что сбило и затёрло.
И пускай бесстрашно льются слёзы
Умиленья, зависти, восторга!
(Давид Самойлов)