Как кротчайший не разбил скрижали

Людмила Возняк
                Начало http://www.proza.ru/2016/12/03/657

               


«Ты обманываешься, если считаешь, что любовь к человеку – в потакании его грехам и страстям, тогда ты любишь его смерть, а не его самого» Прп. Иустин (Попович)



Из написанных рецензий: «Простите, Людмила, но трудно удержаться от возражений, читая о кротости Моисея. Эту оценку дает он себе сам, поскольку является автором Торы. Однако, даже сам автор не может скрыть множества деталей, которые рисуют амбициозного, жестокого, вспыльчивого, коварного властителя. Возможно, в те времена вождь орды кочевников и должен был быть таким, но уж кротким его назвать никак нельзя.
Приведу только несколько примеров.
Моисей начинает с убийства египтянина. Вопреки Вашему утверждению, когда Бог призывает его, он все еще не кроток: долго спорит с Всевышним и тот в конце концов гневается (Исх 4:14)
Став вождем, Моисей заставляет просителей целый день стоять и ждать его суда (Исх 18:13)
Когда Моисей идет через стан, весь народ должен выйти из шатров, стоять и ждать, пока тот не войдет в скинию.
Когда народ отступает от его бога, он приходит в такую ярость, что разбивает священные скрижали и истребляет тысячи соплеменников.
Такую же жестокость демонстрирует он во время восстания Корея.
Все это совсем не похоже на кротость»(N).

Что тут сказать, признаю, что в теме «Кроток яко овца?», я что-то не дописала. Попытаюсь это исправить. Может быть, я не отвечу на все претензии к Моисею, кто захочет обвинять Моисея, то найдет причины, кто захочет понять, тоже найдет способы. А я опять про кротость. Как кротчайший разбил скрижали?

«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою»(Быт.32:19)

Кто же не разбивал хоть что-то в гневе? Например, посуду, двери, телефоны…. Картина в голове вполне понятна. Вот так и Моисей ка-а-ак дал скрижалями о камень, так что мелкая крошка посыпалась.

Предлагаю проанализировать, сопоставить, поразмыслить…

Проанализируем Исх.32:19:

воспоаменился
0639нос, ноздри, лицо;
2. гнев, ярость, негодование.

гнев
2734 быть горячим, разгорячиться;
2. уменьшаться числом;
перен. разгневаться, негодовать.
сердиться.
разжигать, воспламенять.
разгораться, соревноваться;
перен. гневаться, негодовать, раздражаться.

Воспламениться, разгореться может лицо, ноздри, гнев, негодование… Пока ничего особенного не прояснилось.

Или - быть горячим…интересно.

А может в этом тесте говорится о том, что Моисей был горячим?! Помните из послания Верного Свидетеля к Лаодикийской церкви: « знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!»(Отк.3:15)

Быть горячим, это здорово, это то, что надо. Быть холодным предпочтительнее, чем быть теплым, потому что у холодного нет иллюзии горячести. Его еще можно нагреть. «Духом пламенейте», это про горячих духом, типа Моисея, а не гневливых, разбивающих скрижали.

Дальше описывается, как Моисей уничтожил золотого тельца, а потом в стане было великое поражение. По приказу Моисея пало около трех тысяч человек (Исх.32:28).

Но… будет уместно вспомнить разговор между Богом и Моисеем накануне его возвращения в стан:

Говорит Бог: «Возвратись в стан, и посмотри, как развратился твой народ, который ты вывел из Египта. Только недавно, на Синае, Я дал им заповеди и законы для жизни, а они создали своего бога, свои заповеди и законы. Не вижу смысла вести их дальше, потому что они всегда будут против Меня, поэтому их придется уничтожить. А потом Я произведу от тебя другой народ»

Говорит Моисей: «Господи, это Твой народ, который Ты вывел из Египта великою силою и властью. Подожди, не приводи в исполнение Свое решение, чтобы не обрадовались египтяне их гибели. Ты ведь обещал Аврааму, Исааку и Израилю, что именно этот народ будет жить на земле и владеть ею. Господи, перемени Свое решение».

Итог их беседы: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой»(Исх.32:7-14)

Почему гневливый Моисей не поддержал намерение Бога уничтожить народ? Разве не того желает гнев?

«Гнев есть желание зла огорчившему» Преп. Иоанн Лествичник

Гнев – это разрушительная страсть, которая приводит человека ко греху, т.е. к внешним проявлениям греха: ругани, драке, даже убийству. Но гнев, даже не выпущенный наружу, разрушает самого гневливца изнутри.

«Гнев человека не творит правды Божьей»(Иак.1:20),

«Гнев гнездится в сердце глупых»(Екк.7:9),

« Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу»(Еф.4:26,27) – вы только вчитайтесь, гневаться – значит давать место диаволу, т.е. гнев от диавола.

И вот такая разрушительная страсть приписана Богу, и Его слуге Моисею? Да, все мы люди, слышала я неоднократно. Но у Моисея какой-то странный гнев…Если они оба гневались, разве не должны их «гневы» совпадать в целях?

Но посмотрим дальше, что было:

« и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым»,
«И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек»(Исх.32:20,26-28)

Получается, что Моисей добрее Бога?! Бог хотел уничтожить весь народ, а по приказу Моисея уничтожили только три тысячи человек. В количественном отношении, кажется… добрее.

Попробуем понять действия Моисея в стане.

Когда Моисей сошел с горы, он увидел в стане пляски и веселье. У народа был праздник господу.

« Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть»(Исх.32:5,6)

Комментаторы Библии сообщают, что телец был божеством Хананеев. И значение слов «народ… встал играть» может означать пьянство и аморальное поведение , что было характерно для языческих ритуалов.

Чтобы отвратить Божий гнев, а ведь Моисей только что договорился с Богом, что Он удержит Свой гнев, а тут такое(!), Моисей начал решать проблему в стане.

Я писала в предыдущих «этюдах о кротости», что гнев Божий подобен "недружественности" огня и соломы. Можно принять какие-то меры, чтобы солома не загорелась. Например, полить ее водой. Но это только отстрочит момент пожара, но не отменит его.

Нужно что-то радикальное.

Такие средства есть в Новом Завете:

1. Осознать грех и покаяться в нем.
2. Оставить грех.
3. Подчиниться Божьему руководству.

Проанализируем действия Моисея, исходя из Нового Завета.

Моисей обнаружил в стане иного бога, золотого тельца. Израильтяне приносили ему жертвы. И торговцы в храме торговали жертвами во времена Иисуса Христа. Золотой телец - воплощение того духа торговли, который спустя века опять оккупирует Божий народ, и которого, в виде торговцев, Иисус выгонял из храма. Торговля – антипод Божией любви. В Божьем Царстве нет торговли, когда-то ее не было и на земле. Жертвоприношение – это сближение с тем духом, который обожествляешь. Моисей обнаружил большие потери в стане от этого духа. Тогда он взял золотого тельца и сжег его огнем. Это значит произвести над ним суд Слова Божьего.

« Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы»(Иоанн.3:19)

Далее Моисей призвал народ оставить грех, который является причиной гнева Божьего:

« И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне!»

Кто послушал Моисея? - «И собрались к нему все сыны Левины»

А другим кто не дал прийти?

«ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»(Иоанн.3:20,21)

Затем, чтобы уладить данный инцидент с грехом и гневом, и можно было двигаться дальше, важно не упускать из виду цель, ради чего все делается, Моисей отдал приказ уничтожить грех в стане:

"возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего..."(Исх.32:27).

Но...  в Новом Завете точно также:

"не мир пришел Я принести, но меч"(Мат.10:34),

" Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы"(Отк.19:15),

"и меч духовный, который есть слово Божие"(Еф.6:17).

Только почему-то Бога Ветхого Завета считают жестоким и злым. Все Ему не так, чуть что – громы, молнии, и огонь, а Иисуса Христа – добрым. И Моисея тоже считают жестоким и злым, а Иисуса Навина – добрым. Но без Бога Ветхого Завета не было бы Иисуса Христа, и Иисуса Навина не было бы без Моисея.

Хотя  «меч» означает как и огонь – суд Слова Божьего(Евр.4:12).

Снова Моисей предстает перед Богом, чтобы … не поверите, но читайте сами: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»(Исх.32:32)

И вот только теперь, когда проблемы по возможности решены, можно снова предстать перед Богом и просить о прощении. Таковы условия получения прощения: раскаяние, устранение греха, исправление, по возможности, последствий.

Не похоже все это на гнев. Или вы гнева не видели? Не гневались? В гневе человек рвет и мечет, и не может отойти еще несколько дней, так как все кипит внутри против того, или тех, кто его разгневал. А Моисей отказывается быть родоначальником нового народа, как некогда Авраам(Исх.32:10), и не хочет жить, если не будет жить этот народ. Вот такой у Моисея своеобразный гнев. Все бы так гневались…

А как же скрижали?

«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою»(Быт.32:19)

Вернемся к скрижалям.

Библия говорит, что Моисей разбил скрижали о камень, как сотовый телефон о стену. Это библейское повествование, как и про гнев, я подвергну сомнению. Моисей не разбивал скрижали, во-первых, потому что он не гневался в нашем, классическом понимании этого слова. Во-вторых, потому что скрижали великая святыня, которую нельзя было разбить. В-третьих, каменные скрижали весьма затруднительно разбить.

Про гнев я уже писала, что это не тот гнев, на который скор гордый, обидчивый, имеющий много ожиданий человек.

Как можно разбить каменные скрижали? Это ведь не глиняные таблички. Это только говорится, что "каменные", а на самом деле, неизвестно, что это был за материал – «скрижали были дело Божие».

Зачем разбивать скрижали, чтобы через некоторое время снова идти к Богу за другими скрижалями?

Скрижали, как нечто, созданное Богом, должны были бы быть великой святыней. Даже более великой святыней, чем камень мусульман в Каабе. А мы, наивные, верим, что Моисей взял и разбил их. Скрижали мог разбить только их Изготовитель. Но разбивать их не нужно, и не правильно.

Если первые скрижали не были разбиты, то зачем понадобились вторые?

Потому что первые скрижали уже не соответствовали тому разнузданному народу, который предстал в плясках и оргиях перед Моисеем. А ведь недавно был Синай с громами и молниями. Израильтяне дрожали от страха:

«и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны»(Исх.24:7)


Но в отсутствие Моисея они сделали бога, которого не надо бояться.

Конечно, таковым, после глубокого падения, нужна «арифметика», а не «высшая математика». «Высшую математику», т.е. Божьи скрижали откровения ( а что они открывали?), Моисей спрятал в ковчег завета, т.к. открывать было не кому. И пошел за другими скрижалями, «арифметикой», или адекватным вариантом курса обучения для артачащихся, для совсем не кротких. Для детсадовского уровня. А кто когда-то проверял, какие скрижали лежали в ковчеге?

Первый вариант скрижалей:

« И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;
скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии»(Исх.32:15,16)

Второй вариант скрижалей:

« И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним», « И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие»(Исх.34:4,28)

Разница очевидна. Десять заповедей - это как плоская копия 3D картины.

Чему учат детей?

Не шуми, не кричи, не трогай, не бегай, не балуйся, не дерись…

Вот такие скрижали Моисей и принес: не убивай, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй…

Скрижали с десятисловием не нужно прятать в ковчег. Наоборот, их нужно было установливавть на самых видных местах:

« И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих»(Вт.6:6-9)

Детсадовский возраст у нас растянулся уже на тысячи лет. Все никак не можем перестать убивать, воровать, врать, завидовать и т.п.

Свод этих запретов объявили вечным Божьим законом, эталоном Божьей любви, законом, по которому живет Вселенная. Как будто Вселенная тоже ворует, воюет, прелюбодействует, и ей нужно об этом постоянно напоминать. Но для… артачащихся, не_кротких, это эталон? Или тест на «вшивость»?

Плотская копия закона вселенной была на "лбу", "руках", "косяках", а настоящие скрижали лежали в ковчеге. И все чудесные свойства скинии Божией, ковчега, вероятно, и были связаны с находящимися в ковчеге скрижалями откровения.

Во времена царей ковчег завета, с находящимися в нем скрижалями, исчез. Потому что они никому не нужны.

Несмотря на старания Моисея «золотой телец» произвел огромные опустошения в израильском стане. Там не мог присутствовать Бог. Он даже вести народ отказался:

«И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела… ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный»(Исх.33:1-3)


Когда грех поражает душу, она превращается местами в пустыню. Поэтому не удивительно, что некоторые «овцы» погибают. Те, которые смертельно заражаются грехом(Исх.32:35). А с остальными надо еще долго работать:

«вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами»(Исх.33:5)

«Ты обманываешься, если считаешь, что любовь к человеку – в потакании его грехам и страстям, тогда ты любишь его смерть, а не его самого» Прп. Иустин (Попович)

До золотого тельца Бог собирался открываться и разговаривать с каждым, ищущим Его откровений человеком, прямо в стане посредством скрижалей откровения. А после злополучного тельца Бог определил Себе место за станом. Вернее как определил? Его выгнали. И Моисей последовал за Богом, за стан:

«Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана.
Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем.
И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой»(Исх.33:7 -10)

Вот так золотой телец, а точнее, не_кротость израильтян изгнали Бога из стана. А Моисей вынужден был ходить туда-сюда, он же вождь, пастух. Пас их жезлом и посохом, приводя к кротости.

«В кроткой душе почивает Господь, а мятежная душа - седалище диавола» Преп. Иоанн Лествичник

Спустя века Бог пожелал присутствовать среди людей посредством Иисуса Христа. Но Его постоянно изгоняли из городов, из храма, а потом и распяли вовсе.

Еще Моисею ставят в вину его страх, нерешительность, долгие препинания с Богом на горе Хорив.

«а если они не поверят мне и не послушают голоса моего»(Исх.4:1),

«о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен»(Исх.4:10),

«Господи! пошли другого, кого можешь послать»(Исх.4:13)

А вы бы пошли?

Желающие бежать спасать мир могут привести для примера слова пророка Божьего Исайи:

« И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»(Ис.6:8)

Тут будет неточность, если вырывать слова из контекста. Когда Исайя увидел Господа Саваофа на престоле, то он решил, что ему вообще конец настал: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа»(Ис.6:5). И только после определенной подготовки: «вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен»(Ис.6:6,7), Исайя решил пойти.

Все аналогично и с Моисеем. Почему Моисей не сказал: «вот, я, пошли меня», а отнекивался от возлагаемой на него миссии вести народ, догадаться не трудно. Потому что не глупый был, понимал, с чем это связано… Погибать ему не хотелось.

«Из кротости рождается ведение, а из дерзости – неведение» Евагрий Понтийский

И только когда Бог ответил на все его возражения и отводы, Моисей более не обнаружил причин, для того, чтобы не идти.

Почему Бог вообще выбрал Моисея? Иисус сказал Нафанаилу: «Я видел тебя под смоковницей», так и Бог видел Моисея, когда тот пас овец. И определил – «Мой человек».

По какому качеству происходит отбор? По кротости. Потому что только кроткого можно чему-то научить.

« Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле»(Чис.12:3)

Может ли человек так про себя написать? Не гордость ли это, не самонадеянность? А, например, ап. Иоанн о себе писал, как об ученике, которого больше всех любил Иисус Христос. Есть версия, что некоторые места в Пятикнижие Моисея дописывал Иисус Навин, и про кротчайшего тоже дописал. И как хорошо, что дописал, а то бы мы пребывали в заблуждении, ослепленные лукавой «овечьей» кротостью.

Посмотрим на кротость с другой стороны:

«Возможно, корнем кротость, кроткий, является не КОР, а РОТ. Как ЛАД в слове КЛАД. На старославянском:
РОТА – божба, клятва, присяга;
ПР;РОТЬНЪ – клятвопреступный, вероломный.
То есть К_РОТ_(КИЙ) – «приведённый к присяге, присягнувший» по аналогии с «принявший обет»(растолковал Филолог По Принуждению)

Дополню для любознательных:

Этимологический словарь Фасмера
Рота
рота I рота; I "клятва, присяга", сиб. (Даль), роти;ть "бранить, клясть", вологодск. (Даль), ро;титься "присягать, клясться", арханг. (Подв.), др.-русск. рота "клятва", ротити ся "клясться", сербск.-цслав. ротити с; – то же, сербохорв. ро;та "присяга", ро;тити се "клясться", словен. ro;tа "присяга", roti;ti "заклинать", чеш. rotiti "роптать, сердиться", польск. rota "присяга", в.-луж. roc;ic; sо "клясться". Родственно др.-инд. vrata;m "правило, заповедь, закон, обет", авест. urv;ta- ср. р. "закон, вероучение"...

Словарь Ушакова
Присяга

присяга, присяги, жен. Торжественное обещание соблюдать верность, поступать правильно, по закону. «Свои полки привел ему к присяге.» Пушкин. Говорить под присягой.

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
сягать
СЯГАТЬ, сягну;ть чем куда, до чего, доставать до чего, хватать, достигать; || става;ть, достачить. || См. сигать. Рука не сягает, рукой не сягнешь за; реку. Нарезные ружья на; версту сягают. Сколько могуты моей ся;жет, сягнет, постараюсь. Не сяжет, не сягает кармана, сил. Дали бы естя взаймы всяким товаров, как вам моч сяжет, стар. Сколько память моя сяжет. Ратн. Уст. Разум сягает, да воля не владает. Ум сяжком под небеса уходить (сягает). До; неба умом не сягнешь, как до царя рукою. Вероятно и стяг, шест, от сягать; а в новг. говорят сяг вм. стяг; досягать и достигать одно и то же, как: сень, тень и стень. Досуг (Шимкев.) также от досягти, как сопрягать и супруг; сига;ть, прыгать, того же начала и пр. Но быть может, стяг от стяга;ть - прижим, при;туг. Досягнуть рукой. Посягнуть на что. Пересягнуть через. Присягать по правде. Сяга;нье, сяже;нье, сягну;тие, сяг, ся;га действ. по глаг. || Сяг, сяжок, расстоянье, на какое можно сягнуть, шагнуть. Сто;рожкая девка на сяжок не подпустит. Ты от жены; (от правды, от службы, от дела) на вершок, а она от тебя на сяжок! Ся;жный олон. доступный, удобный, сподручный, достижимый. Несяжно мне таперя, недосужно. Кому где сяжно, тот там и живе;. Нам в город сяжно, недалечко. || калужск. сходный, дешевый, доступный, по деньгам, по средствам, по достатку. Когда сяжный хлеб будет, тогда закупимся. Сягови;тый южн. зап. машистый на бегу, прыткий, скаковой или рысистый. Сяговитый конь. Сяже;нь ж. стар. мера, на сколько сягают раскинутые руки, сажень, махова;я сажень. || Сяг, сяже;к, сяже;ц, ся;жень, мн. сяжки;, усики насекомых, щупальца. Ся;гами или сяга;лами, сягальцами можно бы назвать ухватные орудия мякише;й, медуз, каракатиц и пр.

Из Словаря Даля:
рот
…Ртачиться, начально о лошади, упрямиться; не слушаться вожжей, удил. Полно тебе ртачиться, пойдем! Зартачилась лошадь, ни с места! Изортачилась, изноровела. Портачится, пойдет. Прортачилась долго. Вишь, разортачилась! Можно сказать: ртачить коня, изноравливать, спортить его обхожденьем. Ртаченье, ртачка, действ. по глаг. Ртачливый, глупо, бессмысленно упрямый, упорный. Упрямая баба пуще ртачливой кобылы.

К_рот(ость), к_рот(ок) будет значить запрячь упрямых лошадей в удила, вожжи; окончание упрямства, ртаченья; торжественное обещание соблюдать верность, поступать правильно, по закону; приведение своих "овец" к присяге; приведение всех сил души («Свои полки привел ему к присяге») к присяге, клятве. Примерно так...

Со стародавних времён эта клятва происходила при стяге – хоругви с изображением Спасителя , перед которым произносились слова и завершалась целованием края стяга (хоругви). Где «стяг», "знамя полка" - есть дух Божий в человеке. Вот ему «овцы», т.е. силы души и должны «присягать». При_сягать – дотягиваться, ухватывать, прикасаться…
А еще раньше, в дохристианское время, клялись на воде, у колодцев, и источник чистой воды по Библии тоже символизирует дух. На фото - один из подобных колодцев, памятник старины: "Ротвин колодец или колодец клятвы".


Человек – это стадо «овец». Кто сердиться, кто гневается, кто творит разные непотребства? «Овцы»… Быть кротким, значит привести своих «овец» к присяге, чтоб они не служили египетским или аморрейским богам, а Господу Богу, выведшему их из «египта».

Выход евреев их Египта, это символ выведения своих «овец» из  эгоизма. Это приведение их к присяге - к служению духу.

Кротость невозможна без мужества, а то сравнили Иисуса Христа с бедной, дрожащей овцой...

Если быть, по возможности, объективными, то одну ошибку, один грех Моисей все же совершил. Потерял он эту самую кротость однажды. За кротостью, как за костюмом, надо ухаживать. В новом костюме не садятся куда попало, не спят, не обедают в нем, ну разве что с салфеткой, потому что неизвестно, когда позовут на пир.

Однажды, Моисей потерял бдительность... Хотя что значит однажды? Мы имеем очень краткое и символичное описание его жизни. «Овцы» из его «стада»  нарушили «присягу», зартачились, разгневались на таких же, но чужих «овец»:

« И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды…»(Чис.20:10,11)

Никакие прошлые заслуги не помогли Моисею и Аарону войти в земной образ небесного Ханаана, перейти на другой берег Иордана, как бы они не просили. Вот такое серьезное дело, эта кротость.

« И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу»(Вт.34:10)

К слову... а в человеке только один "пророк", которого Господь знает лицем к лицу.


После пребывания перед Богом на горе Синай, лицо у Моисея начало сиять. Столь пламенный дух изменил и плоть. И Моисей полагал на свое лицо покрывало, когда выходил к народу, и снимал его, когда входил в скинию.

У кого все равно остались претензии к Моисею, то вам и посох в руки. Выход из "Неоегипта" еще не начинался. Попробуйте вывести свое «стадо» с меньшими потерями…




Этюды о кротости:
1. Вода.
2. Огонь.
3. Как Иисус Христос выгнал торговцев из храма.
4. Как кротчайший не разбил скрижали.


Фото: Ротвин колодец или колодец клятвы, г.Вязьма.