Радиоспектакль

Наталия Гурина-Корбова
               


              Я всегда любила слушать  радиоспектакли, во времена Советского Союза их выпускалось очень много. Самые лучшие, великие актёры принимали участие в этих постановках, дарили нам свои божественные голоса: Борис Бабочкин, Мария Бабанова, Михаил Названов, Михаил Погоржельский, Фаина Раневская, Ольга Андровская... Список можно продолжить на несколько листов и то кого-то можно и упустить. И сегодня многие знаменитые артисты преподносят нам прочтение стихотворений Пушкина, Бродского, Пастернака, Ахматовой.

             Поскольку по телевизору всё чаще настоящее театральное, высокое искусство заменяют на всякие реалити-шоу с разборкой чужих неприглядных жизненных ситуаций, бранью, мордобоем и выяснением кто когда с кем спал, от кого родились дети, кто выгнал старушку из собственной квартиры- иными словами бабьи сплетни возвели в целый жанр! то  смотрю я его, бишь телевизор,  крайне редко. А по старинке получаю удовольствие от прослушивания радиоспектаклей. Благо, что в интернете можно найти почти всё и старое, и новое.

     И вот недавно в один из пасмурных дней сидя дома и занимаясь своими делами, я решила прослушать старый, хорошо известный и любимый мной спектакль театра Моссовета в постановке Леонида Варпаховского 1976г   "Странная миссис Севидж" Джона Патрика,в который раз насладиться замечательной игрой любимой мной Веры Марецкой, услышать её непревзойдённую интонацию, чуть надрывную глубину голоса.
 
        Прослушав спектакль от начала до самого конца на душе стало удивительно благостно и тепло, как обычно и бывает от соприкосновение с настоящим, истинно прекрасным, возвышенным искусством. Захотелось просмотреть и остальных  исполнителей, кто был занят в спектакле:
От автора — Ростислав Плятт;
миссис Сэвидж — Вера Марецкая;
Тит, её сын, сенатор — Михаил Погоржельский;
Сэмуэл, её сын, судья — Алексей Консовский;
Лили-Бэлл, её дочь — Татьяна Бестаева;
Эммет, доктор — Константин К. Михайлов;
миссис Пэдди — Ирина Е. Соколова;
мисс Вилли — Тамара Чернова;
Джефф — Леонид Сенченко;
Ганнибал — Олег Щетинин;
Флоренс — Нелли Молчадская;
Фэри — Ирина Квитинская.

Режиссёр (радио) — Леонид Варпаховский.
Год записи: 1976

           Олег Щетинин ... и сразу нахлынули воспоминания, коротенькие эпизоды из детства.

               Когда я пошла в первый класс, то сразу же сдружилась с девочкой, сидящей со мной за одной партой, звали её Жанна. Обе мы были рослые, только Жанна полненькая и с очень толстой длинной косой, а я худышка с тоненькими косичками. Обе были круглые отличницы и обе оказались влюбчивые не по годам!  С первого класса мы влюбились в одного мальчика, его звали Олег Б., он тоже был отличник, жил с Жанной в одном доме, маленький и кругленький. Ежедневно я приходила к Жанне во двор и мы наматывали круги вокруг дома обожаемого нами объекта. Сочиняли ему вместе стихи. Даже одну строчку помню:
   " ... и может быть замуж я выйду потом,
    но в сердце огонь не погаснет!"

            Догадывался ли наш возлюбленный о наших страданиях или нет мы не знали, и скорее всего это для нас не было главным. Процесс воздыхания продолжался до того момента, когда придя в школу 1 сентября в четвёртый класс после летних каникул мы сели за парты , а наша учительница- красавица Нина Васильевна Шабейкина ввела в класс новенького ученика и представила его: "Ребята, это Олег Щетинин, он будет учится теперь в вашем классе."

         Мы с Жанкой ахнули- такой красавец, глаз не отвести. стройненький, высокий, подтянутый, а самое главное - с густыми волнистыми волосами на голове!! Это вообще немыслимо!!! Наши мальчики, как все послевоенные, были наголо острижены -головы как коленки, а тут такое!
  В ту уже секунду мы с Жанкой изменили Олегу Б. ( маленький, пухленький, бритоголовый- фу!) и дружно стали сохнуть по Олегу Щетинину. Может и не мы одни.

           Олег Щетинин был серьёзный, вдумчивый, не шалил, не грубил, хорошо учился, но всегда куда-то после школы спешил. Тогда мы не догадывались, что видимо он занимался в каком-то кружке, студии при Доме Пионеров, и занимался чем-то с огромным удовольствием, а не гонял балду как многие наши сверстники. Единственно, что чуть разочаровало нас с Жанкой, так это то, что приблизительно через неделю он пришёл в класс с такой же наголо стриженной головой. Но очарование не пропало. Страдать по Олегу Щетинину мне пришлось не так долго: после шестого класса моя семья переехала на другой конец Москвы и я пошла в другую школу.

            Потом встречаясь с бывшими одноклассницами в разговоре вскользь промелькнуло, что Олег поступил в театральный, потом, что окончил, потом, что служит в театре Моссовета.

          И вот по прошествии множества лет, уже будучи совершенно взрослой девушкой, я со своей подругой- одноклассницей из той, первой школы, пошла на спектакль в театр Моссовета специально, чтобы посмотреть как играет и какой теперь стал Олег Щетинин. В фойе, как и положено висела его фотография- красивый, молодой, с немного томным взглядом. Рядом фотографии всех старых и нынешних артистов, как и положено. То есть он, наш одноклассник Олег Щетинин, полноправный артист этого театра, труппы, всё это вызывало и радость за его сбывшиеся мечты, и гордость, что учились когда -то вместе. Конечно, смотря спектакль мы наблюдали только за ним, игравший в этом же спектакле Олег Анофриев явно проигрывал, как нам казалось,  нашему Олегу и по фактуре, и по игре. Но зал почему-то воспринимал всё наоборот. И как показала в дальнейшем жизнь, воспринимал не случайно.

          После спектакля было огромное искушение зайти за кулисы и...   и что? Сказать: вот мы с тобой учились, вот мы пришли тобой восхититься, вот мы... А помнит ли он нас вообще ? Это не факт. И нужно ли ему наше вторжение? Мы обе простые инженеры, а он уже почти звезда, навязываться как-то неловко и мы не пошли. Всё же потом я жалела не знаю почему.

          Потом я увидела его в телевизионном фильме "Две сестры"- он играл там главную роль. Играл прекрасно...

          И всё. В дальнейшем жизнь не предоставляла возможности видеть его ни в кино, ни в театре. Как развивалась его судьба и карьера мне было неведомо. Можно было только догадываться, что не очень успешно.
 
       И вот теперь прослушав радиоспектакль я полезла в интернет, как всегда, чтобы навести справки , интересно всё же что у него да как. Так лёгкая ностальгия детства.

       Первое, что я обнаружила,  оказалось очень печальным: его нет уже на этом  свете, умер он ещё в 2005 году. Просмотрела "фильмографию" и увы-  десяток фильмов едва наберётся, да и то в основном - эпизоды. Кроме "Василия Тёркина", где он играл рассказчика и "Странной миссис Севидж"( Ганнибал), тоже роли в театре небольшие. И такая грусть на меня нахлынула не передать словами.
          Какая же сложная это профессия - артист, мало обладать превосходными внешними данными, мало обладать лицедейскими способностями, красивым голосом, пластикой - нужно  очевидно ещё что-то неуловимое, неосязаемое, возможно то, что сегодня называют харизмой, чтобы ты был востребован, что бы всё в твоей жизни сложилось! И кроме всего ещё, и это пожалуй самое главное, необходимы везение, удача и случай.

       Нет в Википедии и сведений о его биографии,  семье, о карьере тоже совсем мало.

 Щетинин Олег Владимирович
15 декабря 1946 — 28 февраля 2005

Выпускник Школы-студии МХАТ (1971).
Актёр театра им.Моссовета (70-80-е годы).

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
Вот некоторые высказывания его почитателей:

---"Великолепный актер, породистый с хорошими данными! Очень жаль, что мало снимали или он был чересчур хорош для заурядных режиссеров. Я его видела всего лишь в одном фильме и сразу запомнила."

---"Всем любителям радиотеатра хотел бы напомнить что в любимом очень многими спектакле «Звезда Бродвея — Ореамнус Монтанус» по пьесе В. Стейнбека звучит бесподобный голос Олега Щетинина. Он исполняет роль ветерана Клемента Тайрэлла." 



     Вот и мне  захотелось описать эти свои нахлынувшие лёгким бризом воспоминания  про очаровательного мальчика с сероголубыми грустными глазами и густыми волосами, мальчика из моего детства.
        Светлая ему память!