Свиток и сапог. Глава 74

Леонид Бликштейн
1.В прошлой главе мы наметили шесть парадигм идентичности и три контекстных темы,  связанных с первым шагом СА основного алгоритма идентичности, обозначенным в первой половине восьмого стиха восемнадцатого псалма: "Закон Господа совершен укрепляет  душу" (Пс. 18.8). Как мы выяснили еврейский текст этого стиха Torat YHWY tmima meshivat hefesh содержит несколько ключевых понятий, которые нуждаются в углубленном осмыслении и прежде всего понятие Учения (Торы в широком смысле слова), как динамического целого, как  некоего эйдетического  единства, обеспечивающего тем, кто всерьез относится к Учению, восстановление/возвращение внутреннего эйдетического единства личности, о котором идет речь в понятии души. Буквальный перевод этого стиха таким образом мог  бы звучать как "Учение Господа целостно, возвращает душу".

2. В связи с этой идеей мы используя матричный анализ идентичности, разобрали первую тему части и целого и соотнесенные с этой темой парадигмы одономики (1)СВА и ее производных, таких  как эндономика и метаномика (2).  В этой главе мы продолжим разбор первого (систематизационного)шага СА алгоритма идентичности (первой половины восьмого стиха восемнадцатого псалма) и рассмотрим следующую тему подлинных и мнимых ценностей и связанные с ней две из обозначенных нами шести парадигм идентичности: эйдономику (3)САН и сюнейдономику (4)CAG.

3.Мы сделаем это на примере текста первого псалма и двух евангельских притч.

Вот текст первого псалма в  синодальном переводе.

1. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2. но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром.
5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
(Псалтирь 1:1-6)

4. Попробуем применить матричный анализ идентичности к этому тексту. Путь праведных в данном случае это первый шаг основного алгоритма идентичности т. е. движение вверх вдоль нормативной СА диагонали матрицы, связывающей нижнее правое (а от наблюдателя левое)контекстное поле личности  С с верхним левым (а от наблюдателя правым) контекстным полем общих принципов и норм А, таких как истина и справедливость.

5. Закон в собственном смысле слова и является конкретным выражением этих норм, но это слово не отражает в полной мере значение еврейского слова Тора, которое оно переводит и которое имеет характер динамического целостного процесса Учения/Науки, не сводящегося к тем или иным выводам, формулам и результатам. Нормы внутри этого процесса имеют скорее роль структурных принципов, обеспечивающих интеграцию процесса в единое целое, и не сводятся к той или иной формулировке.

6. Об Учении/Науке можно думать день и ночь ввиду их внутреннего богатства и разнообразия, как это делает герой псалма, а о законе, как собрании готовых и неизменных формул на все случаи жизни, день и ночь размышлять всерьез невозможно.

7. В данном случае динамика этого повседневного размышления обеспечивается упомянутыми выше двумя парадигмами идентичности: эйдономикой CAH и сюнейдономикой CAG, составляющими вместе эйдономную контекстную группу АНCG. Внутри этой группы движение по диагональным линиям идет не только вверх, но и вниз, то есть включает возвратную фазу и носит характер цикла. На это можно видеть указание в еврейском тексте рассматриваемого нами восьмого стиха 18 (в еврейской Псалтири 19) псалма, где говорится о том, что изучение Торы "возвращает душу" т. е. восстанавливает целостность, эйдетическое единство личности (подробно об этом см. главу 73).

8. Но прежде чем посмотреть на этот цикл в контексте матрицы идентичности нам нужно обратить внимание на присутствие иной альтернативной парадигмы "нечестивых"/развратителей в тексте первого псалма. Что представляет собой эта альтернативная парадигма, которую мы назовем адверсономикой?

9. Совещание/собрание нечестивых, упоминаемое в псалме, это некое "мы" (контекстное поле "своих" G в середине правой боковой идиографической вертикали СВ)целью которого является приобретение односторонних преимуществ, например власти и влияния (контекстное поле субъекта власти F) за счёт интересов других людей, которым личность С противопоставляет себя и от которых она отделяется(диссоциативная линия СF), поступая вопреки принятым нравственных нормам ради членства в G.

10. Таким образом контур адверсономики CGF. Ее содержание это индивидуальный и групповой эгоизм, гедонизм, цинизм и насилие в различных комбинациях, а также политический авантюризм . Распад общества часто сопровождается бурным ростом численности и влияния разнообразных адверсономных группировок и версий культурного дискурса. Так в притчах Соломона упоминаются разбойники, предлагающие главному герою стать членом их шайки, в книге пророка Исайи идет речь о людях, которые празднуют и веселятся, ловя момент наслаждения посреди разрушающейся жизни и общества, которому угрожает гибель: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем".

11. Иисус в синоптических Евангелиях иронизирует по поводу тех, кто принимает его за члена адверсономной группы на том основании, что он ест и пьет с грешниками: "Пришел Сын Человеческий ест и пьет, и говорят вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее".

12. В матрице идентичности адверсономная парадигма CGF делит линию CG (нижнюю половину правой, а от наблюдателя левой боковой идиографической/имманентной вертикали СВ) с сюнейдономной (от греческого сюнейдесис, что значит совесть)парадигмой идентичности CGA. Разница состоит в том что сюнейдономная парадигма в отличие от адверсономики ориентирована не на внешнюю экстенсивную власть и манипуляцию обстоятельствами, а на внутреннее интенсивное преобразование и развитие личности и группы в соответствии с требованиями истины и справедливости (контекстное поле общих принципов А). Эта ориентация в матрице отображается полугоризонтальной трансформативной диагональю GA.

13. Указанное выше наличие общей линии CG обеспечивает сравнительно внезапную смену одной парадигмы на другую. В древней аскетической литературе и в Талмуде упоминаются случаи внезапного обращения разбойников к монашеству или к изучению Торы. Сходные свидетельства можно найти и в рассказах о Франциске Ассизском. В русской классике о том же говорится в знаменитых, ставших народной песней стихах Некрасова об атамане Кудеяре, у которого пробудилась совесть после чего он ушел в монастырь служить Богу и людям.

14. Есть основания полагать, что автор первого псалма в своем противопоставлении сюнейдономики и адверсономики сознательно учитывал имеющийся между ними общий элемент CG. Это заметнее в еврейском тексте псалма, где например тот, кто поступает по совету злодеев (halakh b'etsat reshaim)противопоставляется тому, чье "желание в Учении Господа" (akh b'torat YHWH kheftso речь идет именно о желании или о стремлении khefets, а не о воле как в синодальном переводе, поскольку слову "воля" в еврейском тексте соответствует другое понятие ratson), причем в обоих случаях употребляется один и тот же предлог "в". Так же как разбойников соединяет привязанность друг к другу и стремление к наживе любой ценой, обозначаемые имманентной связкой CG, общину праведных edat tsadikim соединяет общее стремление к познанию Торы, которое в матрице обозначается той же связкой.

15. Если сюнейдономика CGA и в особенности ее трансформативная диагональ GA тематизирует восходящее движение по нормативной линии СА (первый шаг основного алгоритма идентичности), то связанная с ней эйдономика (от греческого эйдос, целостный образ/идея) САН тематизирует нисходящее движение по той же линии.

16. Главное движение внутри эйдономики происходит сверху вниз вдоль полувертикальной референциальной диагонали АН, связывающей верхнее левое контекстное поле общих принципов А с нижним центральным контекстным полем ценностей Н. Референциальная линия АН играет также большую роль в гипономике АНВ, основной центральной парадигме понимания,культурного углубления и интенсификации, которую я подробно обсуждаю в следующих главах в связи с 24 псалмом и третьим шагом алгоритма идентичности. Левая (а от наблюдателя правая половинка гипономики регуланомика AFH (от латинского слова regula правила)связана прежде всего с тематизацией референциальной линии АН.

17. На этой линии мышление с помощью общих принципов истины и справедливости (контекстное поле А)перерабатывает материал повседневного жизненного опыта в конкретные правила, определяющие повседневное поведение и усваивает их себе как ценности (контекстное поле объектов/ценностей Н). Указание на этот процесс жизненного усвоения и переосмысления активированных принципов можно видеть во второй половине второго стиха приведенного выше первого псалма: "... И о законе Его размышляет он день и ночь".

18. Вместе с правой (а от наблюдателя левой) половинкой гипономики агономикой (от лат. agere действовать) BFH регуланомика образует гипономный треугольник АНВ с вершиной в середине нижней горизонтали матричного квадрата. Этот треугольник, основанием которого является верхняя сигнификативная горизонталь матрицы АВ (принципы/формы) напоминает обращенное к солнцу растение, например дерево. Символ дерева также представляет собой эйдетическое единство корней, ствола, веток и листьев. Не случайно автор псалма сравнивает гипономного праведника с деревом, посаженным вблизи орошающих корни живительных водных источников Учения: лист этого дерева не сгниет и оно даст плод в назначенное время.

19. Таким образом первый псалом дает не только тематизацию первого шага алгоритма, он представляет собой сжатое описание всего процесса культурной интенсификации и интеграции личности (исходной правое нижнее контекстное поле личности С)и оправдания ее жизненной работы. Этому процессу интеграции противопоставляется процесс фрагментации личности, захваченной и подавленной хаосом собственных желаний и социальных влияний, толкающих ее на путь развлечений, растрат,карьеризма интриг и преступлений, начало которого обозначено расходящейся с нормативной диагональю СА диссоциативной линией CF, соединяющей контекстное поле личности С с контекстным полем субъекта власти F в середине верхней горизонтали матричного квадрата.

20. Расхождение (диссоциация) с нормами и принципами, постепенно ведет к усвоению диссоциативного фактора разъединения и фрагментации самой адверсономной личности, подготавливая тем самым ее неизбежный окончательный распад, превращение в "прах, возметаемый ветром."