Хлебный человек

Татьяна Кирюшатова
Случилось это в одной деревеньке. Название ее уж давно  никто не припомнит.
Домов в деревеньке было не много. Все друг друга знали, все друг друга привечали. Дружно работали, дружно и отдыхали.
Бывало, настанет пора в поле хлеб убирать, все как один утром выходят, лишь старики да старухи немощные в деревне остаются. В поле придут и сразу за работу, а детишек малых в теньке оставят с  девчушками-пестуньями.

Вот однажды работали люди в поле, работали, слышат, кричит девчушка-пестунья громко-громко:
- Идет! Идет!
Те, что постарше, ей сразу же:
- Тише! Не кричи так, а то всех напугаешь!
А сами  вокруг глядят: кто идет, где идет, с какой стороны?

Так уж издавна в той деревеньке водилось: в страду уборочную являлся людям Хлебный человек. Роста он был среднего, волос золотой, как пшеница, в каждой руке по небольшому мешочку с зерном. Покажется Хлебный человек в поле, да и растворится, будто и не было вовсе. Знали люди, что увидеть его – добрый знак. Хлебный человек появился – значит, хлеб уродился. Значит, весь урожай соберется, в закрома уберется и будет вся деревня до следующего урожая сыта да довольна.
- Вон же он! Вон же он! – кричит девчушка-пестунья. – Вдоль поля идет.
А народ ей:
- Видим, видим! Не шуми так.
Человек Хлебный прошел да и скрылся, а люди опять за работу принялись. Только дело у них  теперь быстрей спорится, на душе радостней стало да спокойнее.

А в один год вот что приключилось.  Работали люди в поле, девчушки малышей нянчили, а мальчишки малые в теньке бирюльками забавлялись. Играли они так, играли да и кушать захотели. Вот достали они из котомки хлебушек пшеничный, корки отломили, поели, а из мякиша давай шарики катать да друг в друга кидать. Кидают, хохочат, по траве катаются.  Девчушка одна им хотела было сказать, что не годится хлебом играть, так они и в нее мякиш кинули. Кинули и смеются пуще прежнего.
Тут люд деревенский стал в тенек с поля подтягиваться, отдохнуть чтоб, да воды напиться. Увидали мальчишек, отругали крепко.  Чуток отдохнули, да снова в поле. Детворе наказали Хлебного человека высматривать.

Только не явился в тот год людям Хлебный человек. Ждали они его, ждали, все думали:
- Вот-вот появится! Ни сегодня, так завтра.
День за днем прошел, в поле весь хлеб убрали, а Хлебного человека так никто и не видел.
Тут старичок один, самый старый в той деревеньке, говорит:
- Плохо наше дело. Не показался нам Хлебный человек, знать не сохраним мы урожай собранный, до следующего урожая с трудом дотянем.
Расстроились люди, да делать нечего. Сказал кто-то:
- Будем на лучшее надеяться.

Уж не припомнит никто, что в тот год с урожаем случилось, только уже весной хлебали всей деревней пустые щи. Даже в праздничный день не с чего было лепешек напечь, муки ни в одном доме не было.

На следующий год, та же самая история повторилась. Не пришел к людям Хлебный человек, как ни ждали его, как ни звали.  Рожь плохо уродила, а пшеница еще хуже.

На третий год настала уборочная пора, вышли люди в поле, принялись за работу.  А старушка одна деревенская, та, что тридцать лет на печи лежала, с печи-то вдруг слезла. Слезла и принялась с лоскутов кукленка мастерить. Нарядила кукленка в штаны да рубаху, волосы ему золотые приладила, а к ладошкам по мешочку с зерном привязала.
Кое-как старуха с этим кукленком в поле приковыляла. Смотрит, в тенечке под деревьями девчушки-пестуньи с малышней возятся. Старуха та сама за куст спряталась, и девчушкам человечка показывает. Одна из них как закричит:
- Вон он! Вон он! Человек Хлебный.
Другие тоже увидали и давай народ созывать:
- Сюда! Сюда! Скорее!
Пока они так шумели да народ созывали, старушка человечка спрятала, да и сама убралась подальше.
Люди девчушек пытают:
- Говорите, каков он был?
А те отвечают:
- Волос золотой, как пшеница,  в руках мешочки держал.
Был-был, за кустом стоял, а потом пропал.

Обрадовались люди: показался-таки Хлебный человек, знать будет в этом году богатый урожай. Снова за работу принялись, со спокойной душой да с радостью.

Урожай и, правда, богатый тогда уродился. Весь год потом  пироги пекли, ватрушки, шанежки да расстегайчики.
Старуха та, еще лед тридцать на печи пролежала. А Хлебного человечка из лоскутков с той поры многие делать начали. Верили люди, что с ним урожай хороший будет. А детишкам с малых лет строго-настрого наказывать стали: хлеб не крошить, не кидать,  хлебом  не баловаться, а почитать его,  как родного батюшку.