Рецензия на роман Ф. М. Достоевского Бесы

Братья Бирт
                В конце ХIХ века в России усиливается влияние западных тенденций на переустройство  внутренней жизни. Появились  нигилистические воззрения  на существующий  строй. Роман  «Бесы»  Фёдора Михайловича Достоевского опубликован в 1872 году. В это время в стране  появляются личности террористической направленности, а затем и  организация такого  толка  под названием «Народная воля». В России уже нашёл своих последователей "Катехизис революционера".
                Роман «Бесы»  - это безрадостное  угрюмое произведение без единого светлого «лучика». Интуиция  писателя вызвала потребность написания этого пророческого  произведения.    В нём   описывается создание  этакой  группы людей,  которые желали бы разрушить всё старое и создать новый порядок устройства жизни. Всё это пока у них, как-то по-дилетантски неуклюже и даже наивно... Но главное, что такие люди появились, как предтеча  громадного несчастия, которое вскоре  хлынет на Россию.  Читатели  того времени, ознакомившись с романом, даже и не могли подумать, как это  будет сбываться, но уже в более изощрённой и страшной форме.
                Один из главных героев романа – это молодой человек Пётр Степанович Верховенский. Он в беседе со Ставрогиным восклицает: «Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо! Русский Бог уже спасовал перед  «дешёвкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог или тащи ведро».  О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они попьянее стали!  Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут к этому идёт…» Удивительная прозорливость  писателя!  И начнётся сатанинский шабаш!  Через девять лет после публикации романа будет убит император Александр II, а затем двадцатый век принесёт России убийство императора Николая II и его семьи, революции и войны  будут  щедро проливать кровь россиян. А дьяволу будет всё мало и мало крови! Бесы затопчут  в грязь  все религии в России, порушат все церкви. И страну уже назовут по-другому. И атеизм в ней будет насаждаться каждому человеку...
                Для того  чтобы раскачать устоявшиеся нравы надо повсеместно создавать этакие группы, которые беспрекословно должны выполнять волю вождя. «Ну-с и начнётся смута! Раскачка такая пойдёт,  какой мир ещё не видал…  Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…», - восклицает Пётр Степанович. Он создаёт первичную  революционную ячейку из пяти членов  -  «пятёрку». Мечтает, что таких «пятёрок» будут тысячи.  И что не жилось спокойно этому бездельнику и ему подобным?!  Затем он  организует  убийство Шатова, который был один из них, но потом засомневался в этом мероприятии. Пётр Верховенский решил, что Шатов  донесёт на них, если оставить его в живых. Образ  Верховенского Петра  – это  яркая  негативная личность. Он слуга дьявола,  бес, который не останавливается ни перед чем в своих задумках об изменении жизни в российском обществе. Ему нужны послушные помощники, и он находит  людей, в которых живут эти бесы. Он требует от них неукоснительного  исполнения своих приказов. Пролитая кровь сплачивает всю эту бесовскую группу и в то же время и раскрывается вся эта тёмная сила перед обществом, которое пока ещё  дремлет в устоявшихся, довольно благополучных,   правилах бытия.      
                Неверие в Бога приводит к суициду инженера Кириллова.   Он убивает себя, утверждая: «Страх есть проклятие человека… Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую… Я три года искал атрибут божества моего и нашёл: атрибут божества моего – Своеволие…  Я убиваю себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою». Это обстоятельство использует в своих целях Пётр Верховенский.  Перед смертью Кириллов подписывает предсмертную записку об убийстве Шатова, хотя  не имел к этому никакого участия.
                Губернаторша Юлия Михайловна устраивает благотворительный «литературный бал», на который собрался весь высший свет городка.  Пока  они могут  позволить себе  такое мероприятие.  Перед самым  праздником этот главный бес, молодой Верховенский, возбудил рабочих фабрики выступить с  претензиями  к своему управляющему,  который их «надул» при расчёте.  Толпа рабочих пришла к губернатору Лембке, который крикнул им: «Розог», шапки долой». Как это всё пока неуклюже и даже наивно!  Тут вдруг выясняется, что горят дома в городе. Кто-то организовал  поджог. Одно несчастие сменяет другое. Безрадостная картина бесовского торжества.
                Ещё один главный герой – это Ставрогин Николай Всеволодович. Он сын Варвары Петровны, богатой помещицы. Он жил в своё время в Петербурге, «предаваясь разврату», затем в Швейцарии. Эти богатые люди могли позволить себе запросто съездить за границу  и пожить там  годик-два.  Главный бес, Пётр Степанович,  вздумал сделать Ставрогина вождём будущей революции, усмотрев в нём незаурядную личность этакого «Ивана-царевича».  Он направляет Ставрогина:  «Вы призваны обновить дряхлое и завонявшее от застоя  дело;  имейте всегда это пред глазами для бодрости. Весь ваш шаг пока в том, чтобы всё рушилось:  и государство, и  его нравственность». Но Ставрогин не идёт на поводу у Верховенского, не потому, что он чист духовно, а  у него свои душевные проблемы, накопившиеся за его короткую беспутную жизнь.
                Николай Всеволодович  тот ещё  грешник! С его молчаливого согласия тоже убивают  брата и сестру Лебядкиных.  Да и косвенно он же виноват и в смерти Лизаветы Николаевны, с которой у него не случилась любовь. Лизавета могла бы стать тем единственным светлым лучиком, но автор решил, что она должна быть безвинно убиенной, как и Марья Лебядкина. И ещё умирает со своим новорождённым ребёнком Марья Шатова, заявившая в негодовании, что Ставрогин подлец. В высшей степени удивительно фатальное литературное сочинение! 
                Ставрогин  исповедуется архиерею Тихону в своих грехах, особенно в совращении девочки, которая потом повесилась. Образ этой девочки преследует его: «Я увидел перед собою (о не наяву! если бы, если бы это было настоящее видение!), я увидел Матрёшу, исхудавшую и с лихорадочными глазами, точь-в-точь как тогда, когда она стояла у меня на пороге и, кивая мне головой, подняла на меня свой крошечный кулачонок. И никогда ничего не являлось мне столь мучительным!»  Этот образ и доведёт  Николая Всеволодовича  до самоубийства.
                В этом довольно грустном, но пророческом  романе  много смертей.  В этой бесовской круговерти  погибают  многие герои, но этот сатана, Пётр Степанович, успевает вовремя  уехать за границу, оставив после себя череду смертей. Писатель  как бы убеждает нас, что дьявол  жив и бодрствует в этом мире.  Он вначале всегда вселяется в  людей, а уже потом  начинается бесовская вакханалия  в виде революции или войны. Вот какая неуёмная сатанинская сила! 
                Надо отметить, что диалоги в романе  довольно длинны  и  непредсказуемы, и в этом их прелесть и яркость.  Общение между героями романа через отношение к Богу – это основное  направление в произведении. В этом обществе никто не работает за зарплату.  Никто никуда не торопится ни в какую смену, ни на какую работу. Герои тусуются между собой и так активно, что  ни о какой работе или учёбе не может быть и речи, не  до этого! И ещё надо подчеркнуть, что  в диалогах дворян очень часто встречаются вставки  из  французского языка. Это  вначале надоедает и создаёт дискомфорт при чтении, а потом привыкаешь к этому, а затем приходит осознание, что эти люди  просто отошли от своего народа и  своего родного языка.   И по-другому они уже не могут существовать.  Они живут в своём замкнутом  сытом  мире, в который  уже бесцеремонно втискивается бесовская сила, утверждая свои правила, своё безверие и хаос...
                Степан Трофимович Верховенский,  приживальщик у помещицы Варвары Петровны Ставрогиной.  Он живёт в имении помещицы на правах лучшего друга,  который получает от неё "пансион" в размере 100 руб в месяц. За такие деньги можно каждый месяц покупать стадо коров, этак штук тридцать. Но тут надо иметь ввиду, что ему предоставлена ещё и квартира с прислугой. Какой работающий в наше время человек может себе такое позволить??  У Степана Трофимовича нет никакого имущества. Но у него есть свои литературные амбиции и непослушный злобный сын Пётр Верховенский. По-современному можно сказать, что Степан Трофимович живёт как бы постоянно в санатории в отдельной квартире со своими слугами. Но однажды ему надоедает  жить  на попечительстве  у богатой женщины, и  он уходит в никуда, лишь бы уйти. Это его путь в вечную жизнь.  Это его Голгофа!    Он идёт по дороге и  встречает  крестьян, и начинает говорить с ними, пересыпая свою речь французскими словами. Здесь явно чувствуешь его полнейшую неприспособленность к жизни. Степан Трофимович, будто комнатный цветок, оказавшийся вынесенным на мороз. Он вскоре  заболевает  и  умирает, обретая вечную жизнь у Господа.  Пожалуй,  здесь это единственный герой, которого принимает Бог. Вот предсмертные слова  Степана Трофимовича: «Моё бессмертие уже потому  необходимо, что Бог не  захочет сделать неправды и погасить совсем огонь раз возгоревшейся к Нему любви в моём сердце…  Если я полюбил Его и обрадовался любви моей – возможно ли, чтоб Он погасил и меня и радость мою и обратил нас в нуль? Если есть Бог, то и я бессмертен!»
                Это роман о вечной  борьбе зла и добра в душах людей. Эта борьба  доведена  здесь до экстремального значения, а потому  и возникает эта череда смертей. Это роман-реквием, здесь всё в мрачных тонах. Каждому человеку дано такое право  Господом:  выбирать  самому:  либо добро, либо зло. Этот  выбор доступен всем, независимо от  социального статуса человека.   Роман  как бы  подразумевает, чтобы читатель задал себе вопрос: «А с кем я?  Правильно ли я живу?»  Ведь от вселившихся в человеческое сознание бесов ничего путного не получится, а наоборот только усугубится весь негатив. Здесь и показана взаимозависимость одного бесовского происшествия от предыдущего с нарастающими отрицательными последствиями. Надо заметить, что герои Достоевского - это в основном сибариты, которые нигде не работают, и нигде не учатся. Они не озабочены зарабатыванием на жизнь.
                Не удивительно, что в советское  время, торжества узаконенного атеизма,  это произведение в полном объёме  не издавалось. Ведь роман предсказывал, как это должно случиться, как бесы будут овладевать Россией, как они установят свои безбожные законы.
                В "Бесах"  нет человеческого труда, нет достижения цели через этот труд, как впрочем, и в других работах писателя. Но есть мучительный поиск религиозной нравственности, что и составляет мировую ценность литературных произведений Ф.М. Достоевского.
               

Декабрь 2016г.