Охоту на слово ИНАУГУРАЦИЯ хочу начать со строчек Пушкина из сказки о царе Салтане. Помните царицу с сыном, которых оппозиция в составе злой бабки и не менее злых сестриц пленила и отправила в бочке по морю на волю волн? Мать с сыном благополучно пережили пленение и попали на далёкий остров. Голодными легли спать, зато утром в их жизни всё поменялось.
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Пушкин кратко и ярко рассказал о процедуре выборов и инаугурации. Посмотрите последовательность действий: островитяне встретили пленников воды (моря), признали царевича великим, возложили шапку-венец, подчинились его воле, а царевич с разрешения матери-царицы стал княжить под именем Гвидон. Ничего лишнего. Княжение состоялось. Ритуал простой, но зрелищный и для венчающегося на власть, и для наблюдателей.
Сейчас другое время, другие слова и на западе, и у нас. У нас скоро может ничего своего не остаться – всё заимствуем как бедные родственники. Либеральная власть без заискиванием перед Западом не может, своего ума не хватает. Вот и церемония вступления в должность названа у нас трудно воспринимаемым словом инаугурация или инавгурация, якобы от латинского inauguro — «посвящаю». Как отмечает Википедия, этот ритуал заимствован из церемоний коронаций монархов. Однако в современных монархиях коронация вытеснена менее формальной инаугурацией (за исключением Великобритании).
Вспомнить об инаугурации есть повод. В США, первой столице современного мира, выбрали нового президента, и его вступление в должность назначено на 20 января 2017 года.
В Вашингтоне перед Капитолием при большом стечении народа новоизбранный приносит присягу примерно такую:
«Я торжественно клянусь (или обещаю), что буду добросовестно выполнять обязанности президента Соединённых Штатов и в полную меру моих сил буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов».
Текст присяги нашёл в Википедии. По случаю инаугурации устраиваются торжественный парад и бал.
По американскому образцу инаугурация стала проводиться во многих странах, зависимых от США, например, в Мексике, в Бразилии, в Германии.
После распада Советского Союза либеральные власти слямзили, стибрили, свистнули, позаимствовали или попросту украли инаугурацию на Западе, как и название должности главы страны - президент. В русском же языке нет слов для тех, кто смотрит только на запад. И хотя в слове президент два русских корня пре (-д, перед, впереди) + сидеть, воспринимается оно как иностранное.
Четверть века Россия живёт чужим умом и по чужим правилам. За это время было 5 президентских инаугураций. А лучше не стало: ни одного яркого кино, ни одной выдающейся песни. Развитие населения по сути прекратилось. Образование деградирует. Культура провокационна. За всех думает один президент. Он очень много сделал, чтобы изменить отношения в мире, чтобы заставить ястребов участвовать в переговорах с голубями. Но как заставить либеральное правительство действовать с интересах населения?
А какие надежды люди возлагали, когда проходила первая инаугурация?
Борис Николаевич Ельцин - 10 июля 1991 года, инаугурирован он как высшее должностное лицо советской власти в России - Президент РСФСР в Кремлёвском дворце съездов, а на второй срок уже как глава государства - Президент Российской Федерации 9 августа 1996 года, при этом церемонию второй инаугурации Ельцина сократили из-за состояния его здоровья.
Владимир Владимирович Путин инаугурировался трижды: 7 мая 2000 года, 7 мая 2004 года и 7 мая 2012 года в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца, перед стоящим там императорским троном.
Дмитрий Анатольевич Медведев - 7 мая 2008 года в том же месте по той же церемонии.
Первую присягу Ельцин произносил, приложив руку к сердцу. Позднее президенты произносили текст присяги из Конституции Российской Федерации, положив руку на Конституцию, и получали от председателя Конституционного суда Российской Федерации специальный знак Президента России, похожий на орден «За заслуги перед Отечеством», однако не имеющий статуса государственной награды и изготовленный специально для использования в качестве одного из символов президентской власти в России. Если на Ельцина эти знаки были реально возложены, то Путин и Медведев предпочли регалий не возлагать: они были поставлены перед ними в раскрытом футляре. Также новому Президенту вручаются президентский штандарт, специальная копия Конституции Российской Федерации, и, конечно же, ядерный чемоданчик (ключ от управления всем ядерным потенциалом РФ). Текст с небольшими изменениями взят из Википедии.
Хочу подчеркнуть, что до 1991 года инаугураций у нас не было, и ведь обходились. Слова такого ИНАУГУРАЦИЯ ни в жизни, ни в наших словарях не было. И ведь жили и не тужили. Я не думаю, что слово обогатило словарный состав русского языка, хотя его попытались присвоить, образовав от существительного инаугурация и прилагательные инаугурационный и инаугурациозный, и глагол инаугурироваться, и наречия инаугурациозно и инаугурационно. Не удивлюсь, если встречу и другие формы этого слова.
Впрочем, есть вопрос. Как же мы раньше-то жили без этого достаточно труднопроизносимого чужого слова? И тут возникает ряд интересных наблюдений.
В княжеские времена вместо инаугурации было венчание. Об этом и рассказал Пушкин.
Венчать кого, - находим в словаре у Владимира Даля - увенчать, возлагать на кого почетно венец; | возводить на царство, короновать; | удостаивать, сподобить, возлагать на кого высшую почетную награду.
А что такое венец? Кольцо, обод, обруч, окружность, полоса кружком, со значением возвышенного положения или почетного значения вещи. | Очертание сияния, блеска вкруг головы святого на иконах; | царское головное украшенье, корона; | девичья головная лента, повязка; | убор в виде нижнего отруба сахарной головы твер., с поднизью, рясами или жемчужною сеткою на лбу; | возлагаемый во время бракосочетания, венчанья, на голову жениха и невесты, брачный знак, в виде короны.
У слова венец много и других значений, но они не имеют отношения к нашей теме.
Отметим ещё несколько моментов из словаря Даля. Венценосный, коронованная особа, государь и государыня. Венценосец м. венценосица ж. то же, а также | святой, сподобившийся венца славы духовной. Венценошение ср. действие и состояние венценосца.
У слова ВЕНЕЦ столько значений, что вряд ли у кого-то хватит духу признать его заимствованием. Правда, в современных условиях слово утратило множество прежних значений, а венчанием стали называть в основном бракосочетание по православным традициям.
Была ещё процедура настолования, торжественное посажение на стол (престол), но слово это было вытеснено иноземным интронизация и стало практикой Православной церкви, особым видом торжественного богослужения.
Великих князей на Руси венчали, а в 1497 году, по официальной версии истории, Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника с титулом царь. На царство венчался и Иван IV Грозный. Правда, в последнее время русское слово венчался заменяется западным словом короновался. Это не одно и то же. Венчания на царство проходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, а затем Патриархами.. Венча;ние на ца;рство было торжественным, носило сакральный характер и сопровождалось принятием символов принадлежащей царю власти: великокняжеские бармы (широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья), пояс «золотой великий», животворящий крест, «шапка золотая» с меховой опушкой (шапка Мономаха). Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия. А в 1561 году был утверждён сан царя на Руси и в соборной («Утвердительной») грамоте изложен порядок священного действа («чин венчания на царство»).
В полном объёме обряд по чину венчания императоров Византии совершён 31 мая 1584 года при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Внутри Успенского собора было устроено
специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения царского венца на голову царя. Тогда же впервые была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символа власти над всеми православными землями. После венчания военное празднество на Девичьем поле.
С венчания на царство начинались правления Бориса, самого оболганного монарха России, Фёдора Борисовича. Официальная история называет ещё трёх самодержцев в переходный период, но называет их не теми именами, с какими они пришли во власть, а придуманными романовскими историками, имею в виду Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марину Мнишек, но она отказалась и от крещения, и от причащения, а ещё Василия Шуйского. Все они венчались на царство.
Венчались на царство и первые Романовы, начиная с Михаила Фёдоровича 11 июля 1613 года и Алексея Михайловича 28 сентября 1645 года, для него в Константинополе были изготовлены новые регалии: золотой скипетр, держава и диадема (бармы). Фёдора Алексеевича венчали на царство 16 июня 1676 года. Последнее венчание на царство состоялось 25 июня 1682 года, на трон были посажены сразу два брата Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич, для них был изготовлен двойной серебряный трон, а для Петра – новая шапка Мономаха.
На этом русский период правления завершается, а после принятия Петром Первым титула «императора всероссийского» русское слово венчание заменяется чужеземным коронация. И эта церемония продолжалась с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции 1917 года.
Прямая ветвь рода Романовых на всероссийском престоле пресеклась после смерти императрицы Елизаветы Петровны. А ее коронация состоялась в апреле 1742 года и отличалась необыкновенной пышностью. Поэт, историк, учёный Михаил Ломоносов пытался назвать коронацию на русский лад - восшествие на престол, написав для этого оду. Но его идею не поддержали.
В советские времена ни коронаций, ни интронизаций, ни восшествий на престол, ни, конечно, инаугураций не было. Были выборы, были вступления в должность с поздравлениями и речами, были концерты, праздничные обеды, но ни венцов, ни корон, ни держав, ни скипетров в эти годы не было.
А вот на фоне инаугураций в Российской Федерации мы замечаем пока не очень ясный, но, на мой взгляд, очень опасный процесс, связанный с попытками навязать народам монархию.
6 марта 2013 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась бутафорная «коронация Марии». Впервые с 1917 года за богослужением возносилась молитва о здравствующей Главе Российского Императорского Дома.
Естественно, что меня на такие мероприятия не зовут, потому воспользовался сведениями из интернета. А там отметили, что при этом действе «его святейшеству» сослужили митрополит Волоколамский Илларион, председатель Отдела ВЦС; архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления МП по зарубежным учреждениям и зампредседателя правления банка «Пересвет»; епископ Штутгартский Агапит (РПЦЗ); епископ Дмитровский Феофилакт и многие другие. Всех перечислять не намерен, хотя было немало и заметных чиновников нынешнего государства Российского. Действия эти могут привести к расколу русского общества, ведь монархия требует сословного деления общества, значит кому-то будет отведена роль князей и всем его потомкам, а кому-то быть только слугами и никакого просвета. Разве можно такие вопросы решать кулуарно, пусть и с благословения самого патриарха. Да и кто без русского народа, без его мнения решает вопрос о приглашении живущих в Европе осколков не то отказавшейся от власти царской династии на фоне страшной мировой войны, династии, кровно связанной с фашистским режимом в Германии?
Впрочем, я веду речь о словах, о вреде чужеродных слов, которые засоряют наш язык. Сорными словами для нашего языка являются и слова типа ИНАУГУРАЦИЯ.
Слово это абстрактное, оно родилось не естественным путём, а искусственно, сложением разнородных частей.
Присяга, клятва, клятва в верности, вступление в должность, зарок, торжественное или специальное обещание, какое-то другое, может быть, новое слово, но с прозрачным значением. Но это должно быть русское слово а не заимствованное у тех, кто нападал на нашу страну и получал отпор.