На статью Джованни Вепхвадзе о коллекционировании

Designer
На статью Джованни Вепхвадзе "Коллекция и коллекционирование"

Добрый день, Джованни.
Очень жаль, что ты уже не можешь сопровождать тут свою страницу, и отвечать на отзывы. Тем не менее, напишу тебе рецензию как живому. Пусть не для тебя, но для твоих читателей.

На счёт того, с какого количества единообразных предметов начинается коллекция – это не тема для рассуждения вообще. Это зависит от склада ума обладателя. Для абсолютного большинства и десяток предметов не коллекция, но если человек, заражен коллекционированием (неважно чего), то, как говорил мой друг Нодар Сумбадзе (ты наверняка был с ним знаком): - Три предмета – уже коллекция.

А вопрос о том, наилучшим ли произведением того или иного художника обладает коллекционер – вообще не имеет правильного ответа. На это вам не ответит даже некто купивший на мировом аукционе за невероятные деньги, полотно суперзнаменитого художника, поскольку оценка художественной стоимости полотна – величина относительная, скажем так, командно-субъективная, зависимая от бесконечного множества факторов.

Что касается того, что и как коллекционировать, то стоит вспомнить Георгия Костакиса, обладателя одной из лучших в мире коллекций «русского авангарда».
Во-первых, очевидно наличие у него «жилки коллекционирования», о чём говорит то, что коллекционировал он не только живопись и не только авангардную. Начинал он с классики, и только чуть позже, почувствовал, что появился новый объект коллекционирования. В результате – коллекция, стоящая в тысячи раз больше изначальной цены.
Это не только везение, но и знание предмета + «чуйка коллекционера».

Кстати, Джованни, использованный вами эпитет «доморощенный» по отношению к коллекции – несколько унизительно звучит, особенно в устах живописца. Ценна любая коллекция живописи уже тем, что даёт средства к проживанию живописцев, для которых жизненные обстоятельства не сложились. Не сложились безотносительно их таланту.

Кстати, не факт, что любой коллекционер старается преувеличить уровень своей коллекции, совсем не факт. Но это абсолютно верно по отношению к нуворишам, для которых живопись – это только объект вложения капитала и, по сути, не разбирающихся в искусстве вообще и живописи в частности.

В этом тексте есть одна замечательная мысль, которая, если обозначить одной фразой, будет звучать где-то так: работа никому не известного художника, при стечении обстоятельств, могла бы СЧИТАТЬСЯ шедевром!
Это очень напоминает один фантастический рассказ, где некто, отправляется на машине времени в прошлое и скупает несколько, наиболее значительных полотен некого «великого» в его время художника, но возвратившись, узнаёт, что работы эти больше ничего не стоят, поскольку изъяв их он изменил историю и художник так и остался неизвестным.

Джованни, статья очень полезная, для нас она осталась одним из артефактов твоего наследия.

http://proza.ru/avtor/giovanni