Любить, так любить!

Александр Смирнов 83
На снимке: пятый или шестой класс Клеванцовской школы, 1944-1945 г.г. Автор - среди учительниц, в третьем ряду, третий слева, в матроске. Шура Чистякова - во втором ряду, вторая слева.

Не сразу у меня появилось намерение написать этот рассказ, это 89-й по счёту, хотя вскользь я касался этой темы и ранее, в другом сюжете. Но здесь я хочу представить на суд читателя всё в развёрнутом виде.

Итак, звалась она Татьяной, скажете Вы. Нет, это не так, звали её Шура Чистякова. Это её настоящее имя, как и моё, зовут меня тоже просто, без изысков, без всяких там Эдуардов, Ричардов, Станиславов, а Александром Смирновым, а тогда звали просто Сашей Смирновым, и меня это вполне устраивало. А что, разве плохие имя и фамилия, да и отчество вполне ничего, но просто тогда я отчеством и сам не пользовался, и ко мне обращались без него. Сейчас нередко и к взрослым по примеру иностранцев обращаются без отчества.

И история вовсе не выдуманная, а самая настоящая реальная. Шурочка понравилась мне с первого взгляда, наверное, я в неё влюбился, причём, как говорят, по уши. Я забыл упомянуть, сколько мне было лет тогда. Никогда не отгадаете! Двенадцать и тринадцать лет. А что, вполне солидный возраст для любви; сейчас, как сообщают средства массовой информации, в таком возрасте некоторые девочки становятся мамами. Но в наше время и в возрасте на четыре—пять лет старше о таком не слыхивали. Наверное, Вы думаете, что я убалтываю Вас, и никакой любви не было. Тут Вы опять ошибаетесь, всё было, но в пределах допустимого в том возрасте и в то время.

А происходило это в Островском районе Костромской области, в котором расположена родовая усадьба знаменитого драматурга А.Н.Островского. В селе по названию Клеванцово, здравствующем до сих пор, располагалась неполная средняя школа. Там мы с Шурой учились в 5 и 6 классах, таким образом мы общались в течение двух лет. Оба мы были родом из небольших деревень, расположенных в 4-5 километрах от села, но по разные стороны от него. В наших деревнях были только начальные школы, поэтому каждый из нас приходил пешком утром в школу, а после занятий также пешком уходил домой. Тогда не было такого, чтобы детей возили в школу на машинах, да и на лошадях тоже.

Хотя я и сказал, что влюбился с первого взгляда, наверное, я поторопился, потому что в начале пятого класса мне сначала нравилась другая девочка, её звали Нина Громова. На фотографии она находится в средине нижнего ряда. Но она была сильно заносчивой, мнила о себе слишком много, всех мальчишек класса считала недостойными, поэтому я решил, что и она не стоит моего внимания. В чём-то она, может быть была и права, девочки в этом возрасте кажутся взрослее мальчишек, они быстрее развиваются, это потом мальчишки догоняют их.

Итак, я начал интересоваться Шурочкой, кстати, в деревне многие тоже меня звали так же. Вот, всё-таки преимущество имени Александр. Во-первых имя очень гордое, сколько знаменитейших людей носили это имя! Да назовём хотя бы Александров Македонского, Пушкина, Невского, Суворова, а сколько ещё в заначке. Те же Александры Первый, Второй и Третий. А что, неплохие в общем-то цари, не сравнить, конечно с Петром Первым, но уж получше этих Николаев, Павлов. Но имя надо заслужить и подтвердить большими достижениями, а, может быть, и подвигами, как, например, Александр Матросов, но, по крайней мере, не посрамить! Кроме того, какие вариации имени: Саша, Шура, Саня, с разными уменьшительными и ласкательными вариантами, не надо придумывать всяких Котиков, Лапиков и прочих уменьшительных имён домашних животных.


Шурочка во многом отличалась от других девочек класса. Роста она была среднего, и это меня устраивало, а то некоторые в классе были на голову выше, мы их звали жердями, а жердь, Вы знаете, как обидно слушать такое. Это такой длинный-длинный очищенный от сучьев прямой ствол молодого дерева. Хорошо, что не кривой и не старый. Но не будем отвлекаться. У Шурочки было белое-белое чистое лицо, оно просто завораживало своей белизной и чистотой, не то, что у других. А глаза! Они казались мне огромными и голубыми, когда она полностью открывала ресницы, правда я почему-то это не сразу заметил. Она была очень чистоплотной, всё в ней было аккуратным, нарядным, сверху платьица — обязательно белый кружевной воротничок. Представляете, как тут не влюбиться? Чувствуется, и Вы бы влюбились, будь мальчишкой.
 
А что же я себя не представляю? Успеете, дойдёт повествование и до меня. Как говорила героиня в фильме «Девчата»? Если мы сразу всё переделаем, что же потом будем делать? Это сейчас молодёжь успевает всё переделать задолго до свадьбы, а тогда об этом до свадьбы ни-ни! А мы тогда и о свадьбе ещё не помышляли. Продолжаю о ней, моей Шурочке. Я вот подумал, а что это я всё оттягиваю говорить о себе? Хотите получить откровенный ответ? Да Вы наверняка догадались, что я это делаю умышленно, потому что достоинств у меня было маловато, Вы и сами потом об этом узнаете. У Саши, виноват, у Шуры, было ещё ценное достоинство, редкостное у женщин, да и у девочек: она не была болтливой, скорее, наоборот, была очень сдержанной на язык. Представляете, какой клад! А ведь часто девчонки, да и женщины бывают такие трещотки!

Всё-таки никак не удастся избежать самокритики. Как бы хотелось выглядеть достойно в сравнении с такой чудесной девочкой и облагородить себя, тем более свидетелей нет, и никто не опровергнет некоторого приукрашивания. Что же сдерживает? Как ни странно звучит: не могу и не умею врать, я в принципе до сих пор стараюсь никогда не говорить что-то лживое. Правда, это не означает, что я говорю всегда всю правду, обстоятельства иногда заставляют о чём-то умалчивать.

Итак, начинаем раздеваться. Во-первых, у меня и тогда, и сейчас небольшой рост, опять же не скажу всю правду, но и не солгу: рост ниже среднего. Но, не подумайте, однако, что я вообще коротышка, но именно ниже среднего. А это, сами понимаете, для девочек в таком возрасте существенный минус. И глаза у меня не впечатляют размерами, правда, это не такой большой недостаток. И ещё. Я не отличался тогда особенной чистоплотностью. Нет, это не значит, что я вообще был грязнулей. Так получилось, что в течение почти года мы вдвоём с младшей сестрой жили одни в доме в деревне, при этом хорошо учились, сами вели хозяйство без чьей-либо помощи и  иногда забывали во-время привести в порядок  одежду.

 Я однажды прочёл в Комсомолке, а тогда она была настоящей Комсомолкой, а не липовой, о том что какая-то девушка просила у газеты совет (представляете, тогда у газеты просили советы и газеты их давали!) Я привожу этот реальный пример из жизни не просто с бухты-барахты, а потому, что речь идёт опять-таки о любви. Девушка не знала, как поступить: ей очень нравился парень, он тоже её любил, но она не могла примириться с тем, что он нечистоплотен, например, купив картошку на рынке, несёт её домой в карманах. Комсомолка её, естественно утешает:

 - Это не страшно, это не главное, чистоплотности можно научить, в отличие от дурости, плохого характера, нечестности и прочих подобных качеств. Кажется, они её убедили, во всяком случае, я им поверил тогда.

Не подумайте, со мной такого отродясь не было. Но был еще скелет в шкафу. По своему характеру я не конфликтен и стараюсь всегда, где возможно и необходимо, придти к компромиссу. Это сейчас кажется, что это неплохо. А тогда я старался ни с кем не драться и возможно не потому, что не хотелось, а, может быть, причина была глубже, и состояла в том, что из-за своих ограниченных физических возможностей, в отличие от умственных, я не надеялся на успех в противоборстве. Зачем драться, если в любом случае несоразмерно схлопочешь?
 
Это как у Марка Твена или Джека Лондона: двое переселенцев, бывших друзей, вдрызг поссорились и решили стреляться до убийства одного из них, и никто не мог их примирить. Но когда им обоим примирительная комиссия объявила, что выживший будет непременно повешен, и показали саму виселицу, где это будет происходить, они тут же помирились.
 
Свой пассив я обозначил. А что же в активе? В нём тоже кое-что было. Во-первых, я был отличником, и не просто отличником, а лучшим учеником класса. Любому я был готов помочь и делал это, если ко мне обращались. Во-вторых, у нас была по деревенским понятиям хорошая семья: работящие родители, непьющие и некурящие отец и старшие братья. О матери, как и о всех женщинах деревни я в этом плане вообще не говорю. У нас в семье был единственный на всю округу студент, старший брат Павел, учившийся в институте в Ленинграде. У нас был лучший в деревне дом, конечно деревенский, не нынешний коттедж, тогда о таких и не слыхивали, но большой и красивый. Ну и что, скажете Вы, какое это всё имеет значение? Не скажите, в деревне при выборе избранника многое учитывается, здесь же всё на виду.
 
А как же чувства? А они тоже были и в большом количестве. Шура сразу почувствовала, что я к ней неравнодушен, женщины и девочки обычно сразу это ощущают. Сначала при обращении к ней она отмалчивалась, слегка краснела, затем стала вести себя более непринуждённо. Однажды я сопровождал её в поездке в посёлок Дымница на телеге до моей деревни, и мне было очень приятно показать наш красивый дом. Через некоторое время я сказал ей, что она мне нравится больше всех и предложил дружить. Она ответила мне почти такими же словами. Я не знаю, что чувствовала она, у меня внутри поселился праздник. Без неё я скучал, волновался, наверное, даже ревновал, хотя, казалось, повода не было, я не видел, чтобы она к кому-либо ещё проявляла интерес. Нам чаще хотелось быть вместе, но это могло быть только в школе, на уроках и переменах, далее мы уходили по домам.

Но все сразу заметили что-то необычное, происходившее между нами, и давали это понять разными способами. Одни ехидничали, другие поддерживали, третьи никак не реагировали. Но были и четвёртые. Расплата за любовь не заставила себя ждать. Однажды парень значительно больший по размерам по сравнению со мной, из старшего, седьмого класса, живший в той же деревне Козловке, где и моя Шурочка, подошёл ко мне и грозно спросил: «Это ты ухаживаешь за нашей Шурой?» Я не знал, что ответить, вернее, даже не успел, как он мне крепко врезал ногой по заднему месту, и, не говоря больше ни слова, ушёл. Я, правда, устоял на месте, но вдогонку за ним, чтобы ввязаться в драку, не побежал. В деревнях парни часто ревновали своих девчонок к ребятам из других деревень, и нередко происходили драки.
 
Однако, я не струсил, и, как ни в чём не бывало, продолжил с ней прежние отношения. В чём же они состояли? А в чём они могли состоять в те далёкие времена, у 12-13-летних подростков? Знаки внимания, немудрёные подарки, какие-то приятные ласковые слова, иногда, когда никого не было поблизости, удавалось погладить по плечу, взять за руку. Никаких поцелуев, всё откладывалось на потом. Но внутри всегда становилось светлее и теплее при общении с ней. Мы как бы сговорились быть вместе в будущем, и нас это тогда устраивало.

Но не всё было так гладко. Однажды я приехал в гости к моей тёте Груше, в ту же деревню Козловку. Как ни странно, она уже была проинформирована о наших взаимоотношениях и восприняла это всерьёз. Поскольку мой отец погиб на фронте, матери целый год не было с нами, она посчитала, что именно ей предстоит уберечь меня от ошибок. Решила со мной поговорить. Я сначала не понял, о чём может пойти речь. Однако, она нанесла мне неожиданный удар, начав беседу с главного:
- Я тебе не советую дружить с Шурой, она, конечно, девочка красивая и приятная, но её мать настоящий деспот, мужа держит под каблуком, помыкает им. Имей в виду, Шура и внешне, и по характеру похожа на мать, нелегко тебе придётся в жизни, если ты рассчитываешь на дальнейшие отношения. Уж мы-то хорошо знаем эту семью.

 Это был, как ушат холодной воды. Тётя могла поссорить наши семьи, поэтому я постарался успокоить её, сказав, что мы ещё дети, и нечего беспокоиться. В тот период времени  я был уже вполне самостоятельным и привык принимать решения сам.  Она пообещала не вмешиваться. Пока. Но я не мог отказаться от своей мечты. Почему тётя считает, что Шура похожа на мать? Почему я буду вести себя подобно её отцу? И хотя какую-то ложку дёгтя она налила в мою бочку мёда, на наших отношениях это не сказалось.
 
Страшный удар был нанесён совсем с другой стороны. Наша семья из-за болезни матери вынуждена была срочно переехать в далёкий город. Я даже не смог проститься с Шурочкой: были каникулы, и она уехала к сестре в гости в город Иваново. Попытки связаться с ней были безуспешны, ведь мобильников тогда не было. Мои переживания трудно представить, и они не скоро утихли. С тех пор я её не видел, и о её судьбе ничего не знаю.

Когда несколько лет спустя я приехал в гости на свою малую родину, то проезжал через её деревню и впервые зашёл в её дом. Там уже жили другие люди, которые сказали мне, что Шура со своей матерью уехали к родственникам в текстильный город невест — Иваново.

Хотел бы я встретиться с ней сейчас? Ответ не однозначен. Пришлось бы выбирать между желанием остаться юными в памяти друг друга или стариками весело вспомнить о наших детских годах.
После окончания института мы группой встречаемся через каждые пять лет. Так после достижения 30-летнего возраста один из студентов, Евгений, принципиально не ходит на встречи, говоря, что он хочет сохранить в своей памяти наших однокурсниц молодыми и красивыми. Другие с этим не согласились и продолжают встречаться, пока есть физическая возможность.

Продолжу всё в том же духе. Вы уже догадались, сколько мне сейчас  лет. Да, мне в этом 2016 году исполнилось 84 года. Ностальгия. Теперь это светлое для меня имя - Шура Чистякова является ключевым словом при вызове моей публикации по Интернету, где упомянуто её имя.