Дамы... Прекрасные и Ужасные

Ольга Анцупова
…Удар саблей в живот не оставил шанса дуэлянту, но к ужасу секундантов на губах умирающего появилась злорадная усмешка, как только он понял, что его враг тоже обречен…

Так трагически окончился затяжной соседский конфликт и так нелепо оборвалась жизнь двух известных помещиц Орловской губернии – Ольги Петровны Заваровой и Екатерины Васильевны Полесовой. Шёл 1829 год…

А через пять лет их подросшие дочери Анна и Александра, которые, кстати, по приглашению своих мам присутствовали на той злосчастной дуэли, тоже сошлись в смертельной схватке - только уже не на саблях, а на шпагах. Юная Анна Полесова погибла… 

Со школьной парты нам ставили в пример утонченность и женственность барышень той эпохи. Мы искренне верили старшему поколению, что «ушко девическое в завиточках волоска с полупохабщины»* в те времена алело мгновенно, а грубая сцена насилия среди черни могла легко отправить этих изящных красавиц в корсетах и кринолинах в глубокий обморок.

И поэтому история ссоры помещиц Полесовой и Заваровой кажется просто диким исключением. Увы…

Воспетый поэтами образ Прекрасной Дамы 17-18 вв не будет полным, если не упомянуть о бешеной популярности женских дуэлей в ту эпоху. И вовсе не между «грубыми и невежественными» простолюдинками,  а между теми самыми… которые в корсетах и кринолинах…

Оставим на совести школьных учителей наше заблуждение в том, что барышни прошлого отличались образцовой кротостью и смирением, женственностью и утонченностью. Оставим и на совести писателей пасторальные женские портреты той эпохи: как свидетельствуют исторические документы, Прекрасные Дамы легко хватались за оружие, выбирая в соответствии со своими предпочтениями сабли или шпаги, пистолеты или кинжалы, мечи или рапиры.

Женские дуэли были неизменно трагичнее по своим последствиям, нежели мужские: рассерженных дам невозможно было ни примирить, ни разнять, и по официальной статистике на 10 «женских» дуэлей приходилось 8 со смертельным исходом (на 10 «мужских» - только 4). В отличие от мужчин, дуэлянтки прибегали и – назовем вещи своими именами – к откровенным подлостям: например, смазывали кончики шпаг ядом.

Что же так сердило Прекрасных Дам, что они были готовы рискнуть своей красотой и даже жизнью?

Увы – женская натура непредсказуема, и рассердиться они могли буквально по любому поводу. Например, красавица-графиня Екатерина Дашкова, дискутируя в Лондоне в доме графини Пушкиной с образованнейшей женщиной той эпохи -  герцогиней Фоксон, посчитала какое-то слово своей оппонентки неуважительным. Маркиза де Несль и графиня де Полиньяк не поделили между собой благосклонность будущего кардинала герцога Ришелье. Француженка Мария Д’Агу приревновала своего возлюбленного – композитора Листа к писательнице Жорж Санд. Англичанки леди Алмерия Брэддок и миссис Элфинстоун так сильно поспорили из-за возраста одной из них, что сначала стрелялись на пистолетах, а затем сошлись в ближнем бою на кинжалах. Дуэль между Лихтенштейнской принцессой Паулиной Меттерних и графиней Кильмансегг произошла по причине несогласия барышень в вопросе украшения зала к музыкальному вечеру.

А вот известная оперная певица Жюли Д’Обиньи (мадемуазель Мопен), разочаровавшись в мужчинах, любила переодеваться в мужскую одежду и провоцировать мужчин, успев убить на дуэлях немало представителей сильного пола и покалечив того больше. Кстати, она была не одинока: провокациями мужчин занимались в те времена десятки «ряженых» женщин, имевших какие-то свои претензии к мужскому полу в целом.

Справедливости ради надо сказать, что Россия долго сопротивлялась европейской моде на женские дуэли. Но всё изменилось с восшествием на престол Екатерины Великой. Именно она, которая в 15 лет, будучи ещё принцессой Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, едва уцелела летом 1744 года во время дуэли на шпагах со своей троюродной сестрицей Анной Людвигой Ангальт, сумела-таки переломить сознание русских дам и ввести моду на женскую дуэль в России. Более того, императрица и сама охотно участвовала в дуэлях в роли секунданта: так, в 20 поединках только одного 1765 года она восемь раз выступала в этом качестве.

«Впереди планеты всей» оказалась культурная столица России. В Петербургских женских салонах даже незначительные ссоры между барышнями зачастую заканчивались жестокими поединками. Яркий пример: в салоне некой госпожи Востроуховой за один 1823 год произошло 17 дуэлей!

Примечательна запись французской маркизы де Мартене: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

К сожалению, в последнем она была права: русские дуэлянтки, как правило, действительно, шли до конца, вопреки строгому распоряжению Екатерины Великой немедленно прекращать дуэль между дамами «с первой кровью». Ни кровь, ни вид ужасных ран не мог остановить наших женщин.

И если, например, в Европе женский дуэльный кодекс предписывал в обязательном порядке сходится в схватке, обнажив верхнюю половину тела во избежание заражения крови из-за одежды, то наши женщины бросались в бой, не думая о такой мелочи. Они, вообще, похоже, не думали ни о чем в момент гнева: ни о сепсисе, ни о родителях, ни о мужьях, ни даже о своих детях, которых оставляли сиротами.


ПОСТСКРИПТУМ

Не стоит винить иноземку  Екатерину Великую в тлетворном влиянии на русских аристократок. Мол, это она разбудила низменные инстинкты наших Прекрасных Дам. Будем справедливы: дуэли при Екатерине Второй оказались «хорошо забытым старым».

Вспомним отечественную историю. Так, Псковской судебной грамотой (1397 год) были узаконены не только поединки между женщинами, но даже поединки между женщинами и… мужчинами! Правда, во втором случае женщины имели право выставить вместо себя отца, брата или мужа, а то и нанять бойца. И, кстати, на «женские дуэли» в Древней Руси было, действительно, жутковато смотреть, ведь в ход пускались не пистолеты и шпаги, а… рогатины, дреколья и дубины, окованные железом.

 

* В.В.Маяковский «Во весь голос»

На иллюстрации: открытка начала 19 века