Танаис, Танаис, иде же ты был? -8

Осипов Виктор
Так что же знал Анаксимандр и мог отразить на своей карте? Были ли, в конце концов, у него границы между северной и южной частями суши, как пишут отечественные работники официальноисторической науки?

Напомню годы жизни Анаксимандра - около 610 — 546 г.г. до нашей эры.

Произведений, дошедших из тех времен, не так уж много, их можно пересчитать по пальцам, разумеется, если нам (гражданам) представлены все материалы. И географических сведений там кот наплакал. Наиболее известные авторы -Гомер и Гесиод.
А потому вновь обратимся к книге Ельницкого «Знания древних о северных странах». Говоря о том, откуда Анаксимандр мог черпать географические сведения и каково конкретно их содержание, Ельницкий почему-то обратился в том числе к работе Псевдо-Гиппократа» «О числе семь»:
«В главе XI этого произведения, между прочим, излагается представления о разделении всей Земли на семь частей, а Земля при этом сравнивается с человеческим телом;(1) в качестве головы она имеет Пелопоннес, местожительство благомыслящих людей; (2) Истм, соответствующий спинному хребту;         (3) Ионию, в качестве грудобрюшной преграды; (4) Геллеспонт - в качестве бедра; (5) Фракийский и Киммерийский Боспор — в качестве ног; (6) Египет и Египетское море — в качестве (верхней части) живота; (7) Понт Эвксинский и Меотиду — в качестве (нижней части) живота и прямой кишки».
 
Это ж что за уродец, какового рисует нам Псевдо-Гиппократ, спинной хребет которого раз в пять по длине короче головы (Истм намного короче и меньше Пелопоннеса), а верхняя часть живота — Египет- вообще находится вне туловища, отдельно (Египет отделен от Греции Средиземным море), одна нога растет прямо от груди, а вторая от нижней части живота?

Не, ништяк! Представляете, захотелось тебе покушать, а ты говоришь Египту, то бишь верхней части живота (где желудок): посиди-ка, дорогой, в черном чулане, не мешай работать, и оставляешь его чулане. Ну прям мечта современного работодателя — двенадцать часов без перерыва на обед.

А ноги, ноги... Только почитайте: вначале грудобрюшная перегородка (Иония), потом сразу бедро (Геллеспонт), а потом голень ноги (Фракийский Боспор). У ихних баб, в то время, ноги прям от ушей росли!!  Ништяк! Одни блондинки  длинноногие. Так вот вы какие, амазонки!
 
А если серьезно, то Ельницкий продолжает зажигать:
«Как ни туманны в географическом отношении ассоциации с частями человеческого тела очертаний соответствующих стран и морей на древней карте, однако данные гл. XI позволяют высказать чрезвычайно важные предположения об изображении северных стран на древнейших ионийских картах. Прежде всего псевдогиппократово сравнение фракийского и Киммерийского Боспора с ногами человека предполагает известную параллельность расположения Константинипольского и Керченского проливов на древнеионийской карте. Из этого следует, со значительной вероятностью, что Азовское море изображалось ионийцами как восточное продолжение Черного моря, а не как северный его придаток. Сравнение же Египетского моря (Восточного Средиземноморья) с верхней частью живота , а Эвксинского Понта с нижней частью допускает мысль о том, что Черное море представлялось на ионийской карте расположенным значительно восточней  египетско-сирийского угла Средиземного моря.»
 
Сама мысль использовать для анализа географических знаний периода до Анаксимандра источник того же времени является проявлением профессинальности исследователя. Но если нет источника того времени, а осветить данное время необходимо, а в истории такая необходимость постоянно присутствует, что остается делать?

Обратиться к поэзии (понятие литературы в то время не существовало).  Поэт, конечно, не географ, да к тому же имеет  право пофантазировать. Потому работа с привлечением произведений поэтов опасная штука, постоянно нужно отфильтровывать реальные сведения от возможных фантазий поэта.

Например, касательно важных предположений, сделанных Ельницким из  текста, «прежде всего псевдогиппократово сравнение фракийского и Киммерийского Боспора с ногами человека предполагает известную параллельность расположения Константинопольского и Керченского проливов на древнеионийской карте.»
Константинопольский и Керченский проливы не просто параллельны, а находятся на разных берегах Понта Эвксинского - соответственно южном и северном, то есть  расположены последовательно. Ноги получаются какие-то колченогие.

К сожалению, не нашел греческого текста произведения «О числе семь», что резко сократило возможности анализа. Например, не уверен в существовании в тексте наименования «Египетского моря», наименований Киммерийский Боспор, Меотиды.
Но наибольшие вопросы вызывает упоминание Египта в составе человеческого тела. Какую аллегорию использует в данном случае Псевдо-Гиппократ, не совсем понятно. Как уже говорилось, Египет (верхняя часть живота) лежит в противоположном направлении от Пелопоннеса, и тело от Пелопоннеса тянется в противоположном от Египта направлении — на север.

То есть нарушается целостность, неразрывность человеческого тела. Да, руки — ноги присоединены к телу шарнирно, с ними поэт без особого ущерба может проявлять любые фантазии, представлять их в любой форме. Но разделять живот на верхнюю часть и нижнюю часть, то есть как у муравьев, да и то у них они между собой соединены, в отличие от псевдогиппократова тела. Поэтому разделение живота на верх и низ, причем верх живота отдельно от тела, «под мышкой»,  у Псевдо-Гиппократа нужно только с юмором, заранее зная, что этому никто не поверит.

Но текст перед глазами, и очень напоминает произведения одного древнегреческого поэта, кстати, современника настоящего Гиппократа, знаменитого врача античности, действительно писавшего о медицине, и произведения его дошли до наших дней. Имя этого юмориста достаточно известно. Это Аристофан, писавший комедии. Например, в комедии «Мир» крестьянин Тригей на огромном жуке-навознике взлетает на Олимп в поисках Богини Мира, которую затем освобождает при поддержке всех греческих городов.

Разбираем Ельницкого дальше: «Из этого следует, со значительной вероятностью, что Азовское море изображалось ионийцами как восточное продолжение Черного моря, а не как северный его придаток.»

А вот это интересно. И очень напоминает одну известную из античности карту, называемую Певтингеровой, которую официальноисторическая наука относит ко II веку, но уже нашей эры. Мы анализируем VI век до нашей эры.
Левая часть современного Черного моря, западная, на Певтингеровой карте носит наименование Аксинского Понта, или Негостеприимного моря.  А правая часть современного Черного моря носит название Эвксинского Понта, или Гостеприимного моря. В отличие от официальнотноистоической науки, которая обьясняет нам, что первых греков, высавдившихся на черноморское побережье, неласково встретили туземцы, и всячески мешали грекам в налаживании такой необходимой для именно туземцев торговле  (основной товар, предлагавшийся греками для обмена — вино). Но в дальнейшем туземцы убедились, греки-цивилизаторы, конечно же, милые люди, которые несут им на своих кораблях все ценности-прелести, позволили грекам основывать апойкии.

Так вот. Ельницкий, несомненно знакомый с этой картой, как бы говорит нам, что во времена Анаксимандра западная и восточная половины современного Черного моря могли восприниматься как Меотида и Эвксинский Понт соответственно. Что, кстати, соответствует карте Роберта С. Брамбо, которую мы упоминали выше, и на которой известная официальноисторической науке Меотида (на месте современного Азовского моря) отсутствует. Кстати, на этой же карте современное Черное море никак не наименовано. 

Прочитаем эти два предложения Ельницкого вместе: «Прежде всего псевдогиппократово сравнение фракийского и Киммерийского Боспора с ногами человека предполагает известную параллельность расположения Константинипольского и Керченского проливов на древнеионийской карте. Из этого следует, со значительной вероятностью, что Азовское море изображалось ионийцами как восточное продолжение Черного моря, а не как северный его придаток.»

Из параллельности Константинопольского и Фракийского проливов и Меотиды (современного Азовского моря»  как продолжения Эввксинского Понта (современного Черного моря) можно сделать предположение, что оба пролива расположены на одном, южном берегу Понта. То есть вполне можно рассуждать, что этому предположению соответствует Фасис, который впадает в Черное море=Азовское море по предположению Ельницкого. Но это предположение нуждается в исследовании.

Если же текст действительно написан Псевдо-Гиппократом, а не Аристофаном, исходя из целостности человеческого тела получается, что Египтом (верхняя часть живота) называлась область севернее Ионии, как известно, грудобрюшной перегородки, и Понтом, который, как известно, есть нижняя часть живота. Тогда все совпадает с человеческим телом. И которую греки позднее переименовали  в Геллеспонт. А Египет перенесли в Африку.

Вот так и получилось, что у Псевдо-Геродота между верхним животом (Египет) и нижним животом (Понт) вставлено бедро (Геллеспонт).

Из учебников по анатомии человека следует, что в античной Греции, как и в античном Риме, запрещалось вскрывать трупы людей, поэтому знаменитый Аристотель вскрывал трупы животных. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции произвели вскрытие трупов людей Герофил и Эразистрат в III веке до н.э. А уж термин «грудобрюшная перегородка», похоже, это уже более близкое нам средневековье. В Древней Греции такой термин точно не существовал. Так что чему соответствует Иония, переводчик нам придумал.
 
Странное это произведение, «О числе семь».
Продолжаем разбираться с границами материков в античное время.