История княжны N. Полностью

Эмма Татарская
               
 1.
   - Николенька, прости, что так называю тебя по старой памяти, ты ведь теперь при чинах.
- Какие чины, княгиня! Как здоровье? - Николай поцеловал протянутую маленькую сухую ручку.
- Беда у нас, Николенька, вся надежда на тебя.
Голос княгини дрогнул, но железная воля не позволила проявить слабость.
Николай уже догадывался, в чём дело. Утром он прочёл в Московских ведомостях заметку, что в Берлине разыскивают русскую княжну, подозреваемую в отравлении мужа, барона Г.
Интуитивно он понял, о ком идёт речь, и сердце сжалось от тревоги. Чуть позже пришёл лакей от княгини Ольги Алексеевны с запиской. Она просила прийти.

 Николай отложил все дела и поспешил к княгине. Он уже был уверен, что в заметке говорилось о племяннице княгини - Нине Гончаровой.
Ольга Алексеевна дружила с его матушкой, и Николай с Ниной, можно сказать, выросли вместе. Отец, известный в Москве адвокат, умер, когда Николенька ещё учился в гимназии. Папенька любил покутить в ресторанах, содержал любовницу, да и к актрисам заглядывал. После его смерти, оказалось, что денег нет совсем и им предстоит жить на небольшую пенсию.

Правда, Николай закончил гимназию с золотой медалью, и был принят в университет на юридический курс за казённый счёт.
Княгиня Ольга Алексеевна деликатно помогала им, а позже, когда Николай уже учился, находила ему подработку, рекомендовала своим знакомым и сама попросила разобрать их семейный архив, навести порядок в документах.
Старуха, княгиня Дарья, отличалась редким самодурством и деспотизмом, но в делах разбиралась слабо. В результате, управляющий обворовал их самым бессовестным образом.
Николаю не было ещё и двадцати лет, а он сумел во всём разобраться, и управляющему пришлось выплатить им приличную сумму, чтобы не сесть в тюрьму.

 Николай тайно был влюблён в Нину. Мечтал - он будет известным юристом, и она пожалеет, что как жениха его не воспринимала.
Дочь грузинского князя и русской княжны Марии, синеглазой блондинки, она была красавица и гордячка.
Блестящий князь Вахтанг, советник при императоре, увидел на балу Машу и влюбился без памяти. Маша отвечала взаимностью. Но когда Вахтанг приехал просить руки Машеньки, старуха княгиня в грубой форме отказала.
 - Не отдам свою дочь за басурмана!
Напрасно её старались убедить, что грузины христиане, даже император пробовал вмешаться - княгиня была непреклонна.
Тогда влюблённые решили бежать, по дороге в Грузию обвенчались.
Машенька страдала, боялась проклятия матери и заболела. Родив дочь Нину, вскоре умерла. Князь был безутешен, единственной его радостью оставалась дочь Ниночка.
Но старуха и тут приложила руку, не могла успокоиться.
  Она послала верных людей, они выкрали девочку и привезли в Москву.
Князь бросился вдогонку, но в дороге сердце не выдержало, и он в одночасье скончался.

2.
Нина осиротела, но стала богатой наследницей. А старуха княгиня из самодурства, продолжала называть её незаконнорожденной.
После смерти княгини, её старшая дочь Ольга взяла девочку к себе. Нина получила хорошее образование, как было принято в лучших домах Москвы.
Невеста завидная, но слишком гордая. Женихам одному за другим было отказано, а другие боялись свататься.
В результате, Нине уже двадцать лет, а она ещё не помолвлена.
Однажды в гостях у подруги, её увидел помещик Гончаров. Он был уже не молод - к сорока годам. Славный человек, добрый и хозяйственный. Когда-то он сватался, но получил отказ, и с тех пор жил в деревне, занимался хозяйством.
Увидев Нину, влюбился, совсем потерял голову, и не надеясь ни на что, сделал предложение. А она, неожиданно для всех, приняла его и уехала с ним в его поместье в Калужскую губернию.

Нине понравилось в деревне. Соседи оказались хорошие, и они весело проводили время. Муж обожал её, потакал во всём, а на зиму уезжали в Москву - у Гончарова был хороший дом. Зима - время балов. Нина - одна из первых красавиц, веселилась вовсю. Так, счастливо и беззаботно, прошло пять лет.
Гончаров был заядлый охотник. Неожиданно случилась беда - несчастный случай на охоте, и его не стало. Нина горевала недолго - продала поместье и дом и уехала в Париж.
 Николай после университета занимался уголовным сыском - лавры Шерлока Холмса не давали покоя.
 - Нина не виновата, я уверена, она не способна на такое! Её подставили, это ясно. Там какие-то тёмные дела творились! - сказала Ольга Алексеевна.
 - Не беспокойтесь, княгиня, у нас не выдают своих граждан. Другое дело, что немцы не любят, когда убивают их баронов. В Германии один из лучших сысков в Европе. Пусть Нина никуда не выходит пока. Я могу с ней поговорить?
 - Она ждёт. Егор, проводи Николая Дмитриевича.
Нина была очень бледна, похудела, подурнела.
Обнялись, расцеловались троекратно.
 - Я не убивала, клянусь!
 - Я верю тебе. Расскажи всё подробно, начиная от твоего отъезда в Париж.

 - В Париже жила моя подруга Анна с мужем, она пригласила меня в гости. Я жила у них, пока подыскивала квартиру. У неё было много знакомых и меня ввела в их общество. Опера, театры, балы, приёмы - время летело быстро. Появились поклонники, некоторые предлагали руку и сердце, но я не спешила, всё чего-то ждала, принца наверно...
Кто привёл в наше общество Вольдемара, я не помню. Вначале всё было прилично - он прекрасно рисовал смешные шаржи на мужчин и быстрые портреты дам. Музицировал, пел романсы. Потом мне шепнули, что он человек не нашего круга, и мне надо быть с ним осторожней. Я заметила, что мужчины перестали играть с ним в карты.
Но я не слушала никого, он как будто околдовал меня! Мы стали близки и он поселился у меня. Через некоторое время нас перестали приглашать, и к нам никто не приходил. Только Анна осталась со мной, позже она сказала, что боялась за меня. А потом я поняла, что беременна. Он очень изменился, стал насмешлив, даже груб со мной, исчезал на неделю, на две, потом появлялся, чаще без денег, брал у меня и снова исчезал.
Почему я всё это терпела? Неужели он так подавил мою волю?
Однажды прибежал испуганный, стал торопливо собирать свои вещи, сказал, что его хотят убить и убежал.
Примерно через полчаса, вбежал  без доклада молодой граф Оделевский. Я была знакома с его отцом в Москве, знала, что Дмитрий учится в Сорбонне и ему готовят место в посольстве.
 - Вы!? Неужели Вы как-то связаны с этим негодяем, шулером? Он довел до самоубийства моего друга, тот проиграл ему все деньги, присланные на учёбу! Я убью его! Где он?
Я сказала, что он только что уехал на извозчике, а куда, не знаю.
 - Проверьте, на месте ли Ваши деньги, драгоценности, счета. Мне жаль Вас, мадам.
Он ушёл. Я посмотрела: сейф не вскрыт, драгоценности на месте, а денег, конечно, не оказалось.
Я уже была на сносях и боялась, что волнение вызовет преждевременные роды. Послала Дашу за Анной.
 - Я примерно этого и ожидала. Пойдём в банк, посмотрим, не снял ли он твои деньги. Ему подделать доверенность ничего не стоит.
Худшие наши опасения подтвердились. Мне показали доверенность, написанную моим почерком, с моей подписью. Я осталась без гроша. В России были ценные бумаги, но их ещё надо было продать. Анна дала мне денег на первое время. Я отправила телеграмму тётушке, чтобы она продала мои акции и выслала деньги.
 
 На следующий день начались схватки. Роды были тяжёлые, я долго болела. Анечка не отходила от меня. Тётушка настаивала, чтобы я возвратилась в Москву, а я не могла - гордость не позволяла. Как я вернусь обворованная, да ещё с незаконнорожденным ребёнком?
По совету доктора, я поехала лечиться в Баден-Баден. Заложила почти все драгоценности, оставила дочь на попечение Даши и кормилицы и уехала.
Сначала я так плохо выглядела, что никто не подходил ко мне, но лечение делало чудеса, я чувствовала, как силы возвращаются. Появились поклонники. Я решила больше не капризничать и выйти замуж - другого выхода не видела.

 Барон всё испортил. Как только он приехал, стал неотступно преследовать меня, всех женихов распугал. Огромный, толстый, уже в возрасте. Мои требования оставить меня в покое игнорировал. Я хотела уехать, но врач советовал довести лечение до конца. А барон всё время говорил, как он богат, обещал золотые горы, что я буду жить в замке, осыплет меня драгоценностями. Попытался подарить мне ожерелье, но я не приняла. Душа рвалась в Париж, к дочке, которую я успела полюбить.
А барон не оставлял меня в покое, обещал, что я заберу дочь и Дашу к себе.
И я сдалась, сделала вторую страшную ошибку. Мы обвенчались и я уехала с ним в Берлин.

В первый же день, с ужасом поняла, что я натворила. Тёмный, мрачный, холодный дом, отапливались только три комнаты. Обстановка прошлого века, эти страшные портреты предков на стенах. Барон оказался патологически жаден - после вкусной, разнообразной еды в Париже, эти жареные колбаски. Он потреблял их в огромном количестве, запивая литрами пива.
Все вечера проводил в компании со своим другом доктором, он жил по-соседству. Пили пиво, играли по мелочи в карты.

 О том, чтобы взять в этот каземат дочку и речи не могло быть. Она завяла бы здесь, как цветок.
Какие балы, какие развлечения? Один раз вывез меня на приём в ратушу, чтобы похвастаться новой женой, подарил колье и кольцо ради такого случая.
Я хотела оформить развод и уехать в Париж, но оказалось, что это невозможно.
По брачному контракту, который я подписала не разобравшись, развод до года не допускался. Сбежавшую жену могли посадить в тюрьму. Я была в отчаянии, понимала, что год не выдержу.
 - Почему же ты не написала мне? Я бы приехал, в любых законах есть лазейки!
 - Гордость моя не позволяла. Я много раз вспоминала о тебе, но так и не решилась написать.

3.
 
Наступило лето, стало немного легче - я выходила в город, гуляла. Анна писала часто, поддерживала меня. И вдруг приходит письмо, от него. Негодяй как-то нашёл меня. Он представился моим братом и просил у барона разрешения приехать, обещал бесплатно написать его парадный портрет. Барон разрешил - он давно мечтал о портрете.
А Вольдемар вёл себя, как ни в чём не бывало, на мои упрёки, что он обокрал меня, уверял, что всё отдаст. Он быстро освоился, в первую же ночь скрёбся ко мне, но я сказала, что буду кричать, и он ушёл.
Рано утром уходил писать пейзажи, днём барон позировал ему для портрета. Пил с ними пиво, играл в карты.
Однажды предложил им сыграть в более серьёзную игру, покрупнее.
На это барон ответил: - Здесь нет дураков играть с шулером. Тебе мало, что я твою сестру подобрал чуть ли не с панели, ты ещё меня хочешь обокрасть?
Никогда ещё я не была в такой ярости! Вся кровь бросилась мне в лицо. Я схватила с камина часы и запустила их в барона. Кричала: - Я русская княжна! Никому не позволю оскорблять меня! Завтра же расскажу судье, как ты меня обманул!
Я ушла в свою комнату. Барон испугался, прибежал, на коленях просил прощения, дал много денег - мне пришлось взять, нужно было отправлять в Париж. На следующий день подарил ожерелье с крупными изумрудами.

 Через несколько дней, когда я гуляла, подошёл Вольдемар и стал уговаривать меня отравить барона. Я отказалась категорически - я не убийца. Решила набраться терпения и ждать до года, а потом сразу же развестись или бежать, если развод не удастся. Обдумывала план бегства.
 
4.

Горничная вдруг стала ко мне хорошо относиться, выбалтывала все секреты  барона, а знала она много. Сказала, что всё состояние завещано дочери от первого брака, а жена получает только пожизненную ренту без права проживания в замке.
Я не очень верила ей, подозревала, что Вольдемар соблазнил её, и они в сговоре.
Портрет барона был готов, и тот прямо сказал, что загостился, пора и честь знать.

 И вот настал этот страшный день. Вольдемар, как ушёл утром с мольбертом, так и не возвращался, а был уже вечер. Пришёл, как обычно, доктор.
Барон поднялся за чем-то в свой кабинет, и вдруг раздаётся страшный крик. Мы с доктором помчались к нему. Барон открывает рот, а сказать ничего не может, показывает рукой на сейф. Сейф открыт и совершенно пуст.

 Я всё поняла - Вольдемар как-то узнал код и ограбил его. Барон был близок к удару, и доктор начал пускать кровь, а мне приказал принести его капли.
Я накапала, как обычно, двадцать капель. Барон уснул и умер во сне.
А в моей комнате, на полке, стоял флакон с каплями барона! Значит, негодяй подменил флаконы, чтобы сделать виноватой меня. Как хорошо, что я вовремя увидела этот флакон! Я выбросила его в клумбу с цветами. До утра просидела в своей комнате в ужасе.
Утром меня попросили спуститься. Там уже были два полицейских и доктор, они допрашивали горничную. Она сказала, что утром видела, как Вольдемар уходил с мольбертом и саквояжем, больше ничего не знала. Но ведь она поставила в мою комнату флакон! Кроме неё никто не заходил.
Доктор сказал, что есть признаки отравления, и отправил кровь в лабораторию, на анализ. Прибежала дочь барона и набросилась на меня, еле оттащили.
Полицмейстер сказал, что проведут обыск в моей комнате. Как хорошо, что я выбросила флакон, иначе меня сразу бы арестовали, и я ничего не сумела бы доказать!
Мне приказали никуда не отлучаться из комнаты. Горничная принесла мне еду и чай.
Рассказала, что подозревают меня в сговоре с любовником, который выдавал себя за брата. Он ограбил, а я отравила. Она предложила мне своё платье и сказала, что надо бежать, пока не поставили охрану.
Я была в панике, понимала, что меня арестуют, как только будут готовы анализы, а это казнь!
Я переоделась, драгоценности привязала в поясе под корсет, денег немного было, на билет до Варшавы хватило. Там я продала за половины цены кольцо, купила билет до Москвы и вот я здесь. Не могу спать, всё время думаю, как всё произошло. Больше склоняюсь к тому, что горничная убедила меня бежать, чтобы я была единственной подозреваемой. А может она спасла меня? Чужая душа - потёмки.
 - Я постараюсь во всём разобраться, обещаю тебе. Сейчас главное - привезти сюда твою дочь. Они могут похитить её и тем самым выманить тебя.
Зря он это сказал! Нина всплеснула руками и упала в обморок.
Николай крикнул горничную, вдвоём они привели Нину в чувство.
 - Надо спасать дочь, надо ехать за ней! - повторяла она возбуждённо.
 - Я поеду один, тебе нельзя! Ты должна сидеть дома и не впускать никого!
 - Я поеду с тобой! - её трясло, как в лихорадке.
 - Я отвезу девочку в посольство и оттуда сразу поеду в Берлин.
На следующий день, взяв с Нины обещание нигде не показываться, он уже ехал в Париж. В том же поезде, в третьем классе сидел его помощник, молодой, ловкий парень, проверенный не раз в совместных операциях.

5.

В Париже Николай быстро вышел на перрон и через минуту уже мчался на извозчике по нужному адресу. В поезде он помог пожилой даме донести до выхода саквояж. Седые букли, очки, шляпка с вуалью. Сейчас он вдруг вспомнил о ней и не мог сдержаться, выругался. Упрямая грузинская кровь! Все-таки поехала, не утерпела!
Подъезжая к нужному дому, увидел, как разворачивается извозчик.
 - Маскарад хорош! Зачем ты поехала?
 - Я не могла не поехать, прости. Сейчас Даша ушла с девочкой в парк, нужно срочно сходить за ней! 
 - Я схожу. Не выходи никуда, прошу.
Николай быстро пошёл в парк. Дашу он узнал сразу, она гуляла с коляской.
 - Ты только не волнуйся, Даша, сейчас нужно пойти домой - девочку могут похитить.
Даша, умная девушка, ни о чём не спрашивая, повернула домой. Николая она знала.

 Нина держала дочку на руках, и слёзы текли ручьём.
"Пусть поплачет - натворила дел." - подумал Николай. Поехал в посольство.
Граф Оделевский уже служил помощником посла. Посол был стар и болен, и готовил себе замену. Они внимательно выслушали и разрешили Нине с дочкой и горничной пожить в посольстве, пока есть опасность.
С осторожностью, перебрались.
Составили договор, что он представляет интересы княжны Гончаровой и её защиту, посол заверил бумагу. На всякий случай, оставил помощника под видом дворника и вечерним поездом уехал в Берлин.

 От усталости, Николай сразу крепко уснул и ему приснился очень чёткий сон:  Вольдемар разговаривает с какой-то женщиной. Во сне он знает, что это не горничная. Но кто же тогда?
Проснувшись, Николай выпил чаю, задумался. Кто эта женщина?
Он не говорил Нине, что знаком с Вольдемаром, они учились в одной гимназии. Его отец преподавал черчение и рисование, иногда заменял учителей немецкого языка.
Когда Николай уже работал в уголовном сыске, Вольдемар проходил по одному делу, но сумел выкрутиться и исчез, как оказалось, в Париж.

Поезд подходил к Берлину.
Николай сразу поехал в полицейское управление. Его провели к следователю, который занимался делом барона. Оказалось всё гораздо хуже, чем он предполагал.
У следствия не было сомнения в виновности Нины и её любовника, который выдавал себя за брата. Дело было закончено, через неделю должен состояться суд.
Горничная и доктор проходили как свидетели.
Времени оставалось мало и Николай решил в первую очередь побеседовать с горничной.

6.

Николай устроился в гостинице и поехал в замок. Долго не открывали, наконец, впустили. В большом, полутёмном зале, у камина сидели две женщины. Одну из них он сразу узнал - это её он видел во сне, Гертруда, дочь барона. Вторая - горничная Марта.
Опытный следователь, Николай умел расположить к себе людей, попросил разрешения побеседовать. Дочь вела себя нервно, на щеках выступили красные пятна, далеко не красавица, она стала ещё неприятней, глазки бегали, руки дрожали.
На вопрос, знала ли она Вольдемара, ответила отрицательно.
Николай заметил, что Марта при этом удивлённо посмотрела на неё.
"Первая ложь - они несомненно были знакомы" - подумал он.
А Марта отвечала на вопросы заученно и твёрдо - это тоже настораживало.
Итак, ещё одно действующее лицо трагедии - Гертруда. То, что она говорит неправду, нет сомнений. Николай вернулся в гостиницу, пообедал. Он очень устал за эти дни, но оставалось мало времени до суда, нужно решать, как строить защиту.

 Поздно вечером кто-то робко постучал в дверь. Николай открыл - на пороге стояла Марта.
Она вошла и сразу начала рыдать.
 - Я боюсь, они убьют меня!
 - Кто? Успокойтесь, - он дал ей воды.
Рассказ Марты многое прояснил. Вольдемар соблазнил её вскоре после приезда, и бедняжка влюбилась безумно. А он быстро охладел к ней. Заподозрив измену, Марта начала следить за ним. По утрам он уходил писать пейзажи, но однажды, вместо того, чтобы пойти на природу, направился в небольшой частный домик. Вскоре туда прибежала Гертруда. Марта была в отчаянии.
 Муж Гертруды работал управляющим на одном из заводов барона. Скучный, педантичный человек, скупой, как и его тесть.
 Разумеется, этот Казанова затмил его.
Когда Марта стала упрекать его в измене, Вольдемар пришёл в бешенство, чуть не задушил её и сказал, что убьёт, если она скажет кому-нибудь хоть слово.
С тех пор она выполняла все его приказы.
Он приказал ей поменять флаконы и отнести в комнату княжны.
 - Я ничего не знала про яд! Клянусь! Нина ни в чём не виновата, я не хочу, чтобы её казнили! Это Гертруда сказала ему код сейфа, барон доверял ей.
 - Но зачем ей идти на преступление, помогать грабить отца?
 - Я думаю, он обещал жениться на ней, она надеялась, что уедет с ним. Мне он тоже обещал, но когда я сказала, что не знаю код, переключился на Гертруду.
Она сейчас в панике - он убежал, бросил её, боится, что всё раскроется - муж не простит ей. Поклянитесь, что не используете мои слова против меня, а то я утоплюсь! Они убьют меня!
Николай, как мог, успокоил бедняжку. Но и у него были условия.
 - Ты должна признаться в суде, что уговорила княжну уехать, а я промолчу, что ты поменяла флаконы. А так как другой флакон не нашли, то и обвинять тебя в этом никто не будет.
Марта ушла, а Николай задумался, как строить защиту?
Девушка виновата, что поменяла флаконы, но она могла и не знать про яд, а могла и догадаться. Гертруда помогла ограбить отца, надеясь на счастье с любовником.

 Суд длился несколько дней, чаша весов склонялась, то в одну, то в другую сторону. Наконец, было принято решение, которое устроило обе стороны.
Нину оправдали из-за отсутствия прямых улик. Гертруда сама себя наказала, лишившись большой суммы денег, и была отдана под поручительство мужа. Всю вину возложили на Вольдемара, он был приговорён к повешению и объявлен в розыск.
Нина лишалась наследства, но она и не претендовала на него.
Николай с лёгким сердцем вернулся в Париж и перевёз Нину с дочкой и Дашей в Москву.

 Прошло полгода. Николай просматривал газеты, и ему попалась на глаза заметка о драке на пароходе. Там шла крупная игра, и один из игроков обвинил другого в шулерстве. Купец, десятипудовый детина, набросился на шулера с кулаками, но тот выхватил пистолет и ранил купца в руку. Но он ещё больше разъярился и так измолотил его, что пострадавший, некий Вольдемар Н. лежит в тюремной больнице Царицына и дни его сочтены.
Николай срочно выехал. Уже в дороге, составил признательное письмо от имени Вольдемара, которое тот должен подписать. Попросил тюремного врача привести его в чувство.
Вольдемар открыл глаза, усмехнулся: - Нашёл всё-таки меня! Я знал, что ты будешь искать, следил за процессом. Ты хорошо защищал Нину и этих дурочек. А деньги я проиграл. Какая игра была! Впрочем, тебе не понять. Давай, я всё подпишу.
Мне терять нечего, ТАМ уже ждут. 
Он хотел ещё что-то сказать, но сознание покинуло его.
Николай заверил подпись у начальника тюрьмы и в тот же день вернулся в Москву.
Итак, Нина была полностью оправдана.
А романа у них не случилось, так бывает - слишком настрадалась. Но время лечит, и кто знает, что будет - всё ещё впереди.