Портреты сестер Браницких. Кавалерственная дама

Нина Ершова
1. ПОРТРЕТ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ  СЕРГЕЯ И ТАТЬЯНЫ ПОДСТАНИЦКИХ.

  Среди ранних портретов Елизаветы Воронцовой,  в девичестве Браницкой интересным показался мне ее портрет-миниатюра  неизвестного автора из  частной коллекции Подстаницких, датируемый 1810 годом.  На нем изображена юная девушка в платье глубокого синего цвета. Интересно, что на этом портрете у Елизаветы и глаза ярко-синего цвета, повторяющего цвет ее парадного платья с глубоким декольте.На корсаже  слева прикреплен бант синего цвета с алмазной брошью. Но если присмотреться внимательно, то видно, что это не брошь, а фрейлинский шифр.

  Из "Списка фрейлин российского двора" видно, что юная Елизавета вместе с сестрой Софьей стала фрейлиной императрицы в 1807 году. На тот момент царствовала Елизавета Алексеевна, жена императора Александра I (императрица с 1801 по 1826 годы). Елизавете Браницкой  в это время было пятнадцать лет, ее сестре Софье -семнадцать. Фрейлинский шифр в то время представлял из себя золотой вензель, осыпанный бриллиантами с буквами Е и М, по именам Елизаветы и Марии Федоровны, вдовствующей императрицы.

  Из книги Л.Е.Шепелева "Титулы, мундиры и ордена Российской империи" :

"Кроме парадного платья придворные дамы имели особые знаки отличия: гофмейстерины, статс-дамы, камер-фрейлины — миниатюрные портреты императриц, окруженные бриллиантами, носившиеся на правой стороне груди, а фрейлины — золотые, осыпанные бриллиантами шифры (вензеля императрицы или великих княгинь, при которых фрейлины состояли), увенчанные короной, носившиеся на андреевской голубой ленте на левой стороне корсажа. Обладательницы портретов именовались в быту «портретными дамами»".

   Вернемся к портрету юной Елизаветы. Если следовать дате его создания неизвестным художником, то в 1810 году Елизавете исполнилось восемнадцать лет. Модель на портрете вполне соответствует этому возрасту. Немного смущает ярко-синий цвет глаз девушки, поскольку на других портретах он чаще всего светло-карий. Но, видимо, цвет светлых глаз Елизаветы мог меняться в зависимости от наряда, об это говорит и другой ее портрет, написанный Петром Федоровичем Соколовым. Об этом портрете Елизаветы , обнаруженном сравнительно недавно, расскажу дальше. А об авторе работы мне хочется добавить, что существует портрет молодой Елизаветы предположительно 1819 года работы миниатюриста Фридерика Милле. С него была сделан линогравюра Г.Энгельманом в 1820 году.
   Этот портрет, который я нашла только в черно-белом изображении (линогравюра?) имеет большое сходство с портретом фрейлины Елизаветы Браницкой. Может быть, и автор у них один...
   Старшая сестра Елизаветы и Софьи, Екатерина, как и все дочери дочери Александры Браницкой, племянницы Григория Александровича Потемкина также была удостоена фрейлинского звания. Родилась она в 1782 году, а фрейлиной стала в 1793 в одиннадцать лет! Но это, скорее всего и неудивительно, поскольку она стала фрейлиной самой Екатерины II, очень любившей ее матушку Александру Браницкую. Екатерина была ее старшим ребенком и даже названа была в честь   самой Екатерины Великой.
   Если говорить о Елизавете Браницкой, в дальнейшем Воронцовой, то с 1823 года она стала кавалерственной дамой меньшого креста. С 1838 года она уже статс-дама, а с 1852 года - светлейшая княгиня.

2. ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ В ЗЕЛЕНОМ ПЛАТЬЕ.

   Вот интересная история этого недавно приобретенного портрета:

"  В 1966 году известный московский собиратель Ф. Вишневский приобрел акварельный портрет молодой женщины в зеленом платье. Анализ живописных приемов подтвердил его догадку: это работа известного художника первой половины XIX века Петра Соколова. Акварель экспонировалась в Государственном музее имени А. С. Пушкина на выставке собрания Вишневского. Было высказано предположение, что художник изобразил Елизавету Ксаверьевну Воронцову, знакомую Пушкина. Поэт был сильно увлечен ею во время пребывания в Одессе в 1823-1824 годах. В каталоге акварель датировалась концом 1820 годов.
Однако Елизавета Ксаверьевна на соколовской акварели выглядит значительно моложе, чем на других портретах конца 1820 - начала 1830 годов. Появилась необходимость в дополнительном изучении акварели.
Известно, что Соколов, писавший обычно с натуры, точно передавал туалеты позировавших ему светских красавиц. Молодая аристократка, изображенная художником, несомненно одевалась по последней моде. Пришлось обратиться к ее костюму. По нему удалось уточнить время создания портрета. Платья подобного покроя - с поясами по талии, "эполетками", двойными рукавами - начали носить за границей уже с 1821- 1822 годов. С 1823 года стали модны высокие пышные чепцы из кружев и лент - "мельничные крылья", как их тогда называли. Мода на эти чрезвычайно дорогие уборы держалась в течение десяти лет, но в портретах 1825-1827 годов они встречаются на немолодых уже женщинах. Прическа портретируемой также характерна для 1823 года. Изысканный блекло-зеленый цвет ее платья, зеленоватые камни в серьгах, дымчато-зеленые полосатые ленты чепца - также мода 1823 года.
Новая дата написания портрета - около 1823 года - заставила вернуться к иконографии Воронцовой, к воспоминаниям о ней современников...

   Портрет, вероятно, был сделан в начале лета 1823 года в Петербурге, перед отъездом Воронцовой в южные поместья. Осенью Елизавета Ксаверьевна переехала к мужу в Одессу, где и познакомилась с Пушкиным. Встречи поэта с Воронцовой продолжались до лета 1824 года, когда по настоянию Воронцова Пушкин был выслан в свое псковское имение - село Михайловское.
Акварель написана свежо и артистично. Она поражает точностью рисунка и прозрачностью красок. Изысканная гармония холодноватых зеленых тонов и теплых серовато- охристых, тщательно проработанное лицо, шея, плечи, где мазок короткий и плотный с небольшими белильными ударами, в отличие от широкой живописи одежды, - все это говорит о мастерстве акварелиста Петра Соколова.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ."

     Как видим, весь портрет выдержан в зеленоватых тонах. Зелеными кажутся и глаза Елизаветы,
меняющие свой цвет от портрета к портрету. Ярко синие, светло-карие и зеленые, они разные на  разных ее изображениях. Доказывает это и еще один, едва ли не лучший портрет Елизаветы работы Лоуренса Томаса.
   В 1821 году супруги Воронцовы приезжали в Лондон и присутствовали на коронации Георга IV.
Именно в это время знаменитый портретист Томас Лоуренс создает портрет Михаила Воронцова и эскиз к портрету Елизаветы.
 Художник сумел передать всю прелесть обаяния графини, живо передав ее облик.
 В настоящее время существует два варианта портрета графини:  рисунок графитным карандашом и сангиной на грунтованном холсте из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и живописный портрет работы Томаса Лоуренса, в настоящее время хранящийся в Галерее Тейт (Лондон).
   Карандашный портрет, выполненный в серо-розовых тонах поражает изысканностью облика молодой женщины. Серые глаза  сияют, весь облик наполнен обаянием  свежести и молодости.
Лондонский портрет в розовых тонах более яркий, жизнеутверждающий. Глаза кажутся черными и переливаются блеском агатов.Чувствуется увлечение художника моделью, поэтому портрет Томаса Лоуренса, несомненно самый лиричны среди всех портретов графини. Но остается еще один портрет Елизаветы Воронцовой тех лет, загадка которого не разгадана. Это миниатюрный портрет в золотом медальоне,подаренный Элизой при расставании вместе с перстнем- талисманом Александру Сергеевичу Пушкину. Но мне все же удалось обнаружить вполне достоверное предположение об авторе миниатюры и месте, гда находится медальон с портретом. Об это расскажу дальше.

3. ПОРТРЕТ В ЗОЛОТОМ МЕДАЛЬОНЕ.

ПОРТРЕТЫ-МИНИАТЮРЫ ЕЛИЗАВЕТЫ КСАВЕРЬЕВНЫ ВОРОНЦОВОЙ.
Вот выдержка из этой работы:
 
" По поводу медальона и его судьбы предоставим слово современному историку-искусствоведу Лидии Адольфовне Щербина:

«В 1985 году я приобрела буклет “Портретная миниатюра XVIII – XIX веков. Государственный музей Московского Кремля. Оружейная палата”. Увидев в нем женский портрет (Франция. Начало XIX века. Кость) работы А. Лагрене, сравнила его со скульптурой Дени Фуайтье, изображавшей Елизавету Ксаверьевну Воронцову. Скульптуру я впервые увидела в 1975 году, работая в фондах алупкинского Воронцовского дворца. Не было сомнений, что медальон и скульптура изображают одну и ту же женщину – графиню Воронцову. Я стала переписываться с Людмилой Фроловой, автором буклета. В 1989 году мне посчастливилось работать в фондах музеев Кремля, а чуть позже – сделать слайд миниатюры А. Лагрене с изображением Е. Воронцовой. Сходство миниатюры и скульптуры подтвердила также заведующая отделом миниатюр Эрмитажа Галина Принцева. Продолжив исследования, я пришла к выводу, что миниатюра – не что иное, как медальон, подаренный Пушкину Воронцовой в 1824 году на даче Рено, на их последнем свидании. О подарке графини пишет еще в 1951 году Мстислав Цявловский в книге “Летопись жизни и творчества Пушкина”, 1-е издание. Свое открытие я отразила в книге “Пушкин в Одессе”, написанной в 1989 году, а в 1991 году выступила с докладом на эту тему на заседании Пушкинской комиссии Российской Академии наук».

Сегодня медальон находится в Оружейной палате музеев Кремля. А до этого он принадлежал известному коллекционеру Л. Зубову. В 20-е годы прошлого столетия медальон попал через «Торгсин» (Москва) вместе с расписными чашами, серебряными кубками XVI–XVII веков в Оружейную палату, а именно в Кремлевскую колокольню Ивана Великого, здесь находится и фонд отдела миниатюр."

Может быть, это и есть тот самый портрет и та самая миниатюра... Во всяком случае,сходство с мраморным бюстом работы французского скульптора Дени Фуатье поразительное!
Хотелось бы верить, что это действительно так.Но мог ли, хотя бы теоретически, Ансельм Франсуа Лагрене создать миниатюру на кости в виде камеи с изображением профиля Элизы Воронцовой? Из его биографии следует, что мог.

4. АНСЕЛЬМ ФРАНСУА ЛАГРЕНЕ.

  Биография художника:

" Ансельм Франсуа Лагрене (Anthelme Fran;ois Lagren;e; 14;декабря 1774, Париж — 27;апреля 1832, Париж) - французский живописец, миниатюрист и рисовальщик.

  Сын известного французского живописца Л.-;Ж.;Лагрене;Старшего (1725—1805, профессора и директора Академии;художеств в Санкт-Петербурге (1760-1762), директора французской академии в Риме (1781-1787).

Ансельм Лагрене учился у своего отца, затем у миниатюриста Ф.;А.;Венсана. Специальностью его были миниатюрные портреты в виде камей, также он зарекомендовал себя как исторический живописец. Особенно своё мастерство Лагрене проявлял в изображениях фигур лошадей. Жил и работал в Париже. В 1799-1831 гг. регулярно выставлял свои работы в парижском;Салоне.

В 1817;году приехал в Россию и работал для императора Александра;I. За восемь лет своего пребывания в России снискал огромную популярность в среде русской аристократии. Лагрене исполнил большое число миниатюрных портретов российской знати, нередко стилизуя их под античные камеи. А.Г.Муравьева, жена декабриста, писала к свекрови Екатерине Фёдоровне из Читы в апреле 1827;года:

« … Закажите свой портрет в Москве Лагрене. Он сделал портрет маменьки столь похожий, что только не говорит. »
Этой «похожестью» и привлекали произведения французского мастера. Миниатюры Лагрене хранятся в Государственном;Эрмитаже, Государственной;Третьяковской;галерее, Государственном;Русском;музее и в других собраниях. Также сделал много рисунков, изображающих русские типы, нравы и костюмы.

Лагрене умер в Париже 27;апреля 1832;года от холеры."

  Итак, Лагрене с 1817 по 1825 года жил и работал в Петербурге, создавая многочисленные портреты знати. Елизавета Воронцова в 1823 году посещала Петербург, следовательно, художник вполне мог запечатлеть ее облик.
Сходство с мраморным бюстом, созданным скульптором Фуатье во Франции в 1822 году, т.е. практически о одно и то же время, поразительное!
  Все так, но был ли это тот же самый медальон, подаренный Александру Сергеевичу Пушкину, все же остается лишь предположением.

НА КОЛЛАЖЕ:

ВЕРХНИЙ РЯД: ПОРТРЕТ ФРЕЙЛИНЫ ЕЛИЗАВЕТЫ БРАНИЦКОЙ 1810 ГОДА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ПОДСТАНИЦКИХ. РЯДОМ - ПОРТРЕТ РАБОТЫ ФРИДЕРИКА МИЛЛЕ 1819-20 ГОДОВ
РЯДОМ - ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬОН С ПОРТРЕТНОЙ МИНИАТЮРОЙ А.ЛАГРЕНЕ НА КОСТИ.

НИЖНИЙ РЯД: КАРАНДАШНЫЙ ПОРТРЕТ ЭЛИЗЫ РАБОТЫ ТОМАСА ЛОУРЕНСА 1821 ГОДА РЯДОМ- ЖИВОПИСНЫЙ ПОРТРЕТ ЭЛИЗЫ РАБОТЫ ТОМАСА ЛОУРЕНСА. РЯДОМ - АКВАРЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ВОРОНЦОВОЙ 1823 ГОДА РАБОТЫ ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА СОКОЛОВА.