Истинный путь любви

Татьяна Александровна Андреева
Вчера, на литературном вечере в санатории «Бодрость» я познакомилась с череповецким дагестанцем, Сефербеком Сефербековым. Этот удивительный человек сорок лет проработал на заводе «Северсталь» и прошёл путь от простого разнорабочего до мастера цеха.  Сейчас он на пенсии и приехал в вологодский санаторий подлечиться: горячий прокат забирает здоровье и слух. 

Когда речь зашла о поэзии, Сефербек с воодушевлением прочёл собравшимся пару стихов великого Омара Хайяма, а потом несколько любимых стихотворений нашего Николая Рубцова.  Глядя на его помолодевшее, радостное лицо и сияющие глаза, я попросила его рассказать что-нибудь о себе.  Вот, что он нам поведал:

- Я родился и вырос в Дагестане.  У нас была большая семья – бабушка, отец, мама, пять братьев и две сестры.  Я был ещё маленький, но помню, как мы дружно жили - отец работал учителем в дальних деревнях, он ходил туда пешком и ездил на велосипеде: транспорта никакого не было; мама занимались хозяйством, старшие дети ей помогали, а бабушка в свои сто три года пекла хлеб для всей семьи.  Малыши и я среди них, крутились у неё под ногами, в надежде получить кусочек горячего хлеба.  Бабушка разжигала дрова в дагестанской печке - тандыре, а когда они прогорали, сажала большие круглые лепёшки на внутренние стенки раскалённой печи.  Между круглыми лепёшками оставались пустые места.  Туда бабушка помещала маленькие треугольники из остатков теста.  Через некоторое время она доставала готовый хлеб, а горячие треугольники тут же раздавала нам, своим внукам. 

Я до сих пор вижу старые бабушкины руки с узловатыми пальцами и тёмной сухой кожей, роднее и прекраснее этих рук нет ничего на свете, помню вкус и аромат того хлеба и прилив счастья от соприкосновения с ним.  И теперь, если мне грустно, я вспоминаю улыбающуюся бабушку с покрасневшим от печного жара лицом, обжигающий руки дагестанский хлеб и, мгновенно оказываюсь в нашем дворе рядом с нею, братьями и сёстрами, и моё сердце поёт от радости.

«Вот истинный путь любви», - думала я, слушая эту прекрасную историю, - «бабушка вкладывала в маленькие кусочки теста всю свою любовь к внукам, и эта любовь, поселившись в их сердцах, живёт с ними всю жизнь и передаётся новому поколению детей и внуков.  И так было, есть и будет, пока не прейдёт род их.  И, чтобы жила эта святая любовь, я помолюсь своему православному Богу за мусульманина Сефербека Сефербекова, да продлится род его во времени".