Не на месте. 28. Йар

Милена Острова
   в это же время  на побережье близ города


   Йар Проклятый

   …Красные отсветы от очага. Ночь. Тихо. Шатер большой, по стенам – оружье. Мечи, тесаки, цепы, плетки боевые. Целой дружине хватило бы. Но это все – его, больно уж любо ему – оружье…
   Тут воняет горклым жиром, железом и мертвечиной. Логово Зверя.
   Он лежит на одре из шкур и глядит неотрывно вверх. Глаза – черны, мертвы. Они загораются пламенем лишь в предвкушенье убийства…
   Погляди на меня, колдун. Ты! Нелюдь! Я тебя не боюсь! Явись открыто, скажи: чего тебе надо?
   Нет ответа.
   Он пялится на дырку для дыма. Ждет, ждет, ждет… и лишь заметив в ней свет – подымается. Слуги, что спят у входа, вскакивают, отводят с поклоном полог.
   Кругом еще сумрачно. Дюжина дюжин шатров – ровно снопы черные. Шевелятся горбатые тени, рыкают, пар валит с пастей – верблюды.
   Он идет мимо бесшумно, но где проходит – там просыпаются тотчас и выходят следом. Он поднимается на всхолмье, снова ждет.
   Солнце восходит. Пора.
   И он начинает петь. Без слов, все громче и громче, не прерываясь для вдоха. Воет дико, нечеловечьи, так что воинов его продирает жутью. Даже верблюды прядают в испуге, хотят бежать – и не смеют.
   Только ведьма-шаманка в плаще из красных шкур подходит без страха. Встает за плечом. Глядит с восхищеньем, с гордостью. В руках ее бронзовый нож и чаша – для ритуала. Для крови…
   А он все воет – выгнувши грудь, напружив жилы. Он взывает к Духам. Всю адову богомерзкую нечисть сзывает на пир. Кличет смерть и беду…
   Заткнись! Слышишь, ты! Ты не смеешь!..
   Так нельзя, не должно быть… Я…

   Снова, другое.
   Он стоит на крутом увале, озирает долину внизу. Поле бранное. Тьма народу побитого – вповалку, пластами; уж стервятники слетаются…
   И – город вдали.
   Но он не спешит: живое мясо дольше хранится. Побегут ли, затворятся за стенами – им не спастись. Его рать одолеет любой заслон; раскинется широко по холмам и долам, возьмет в клещи – и соберет свою жатву до зернышка…
   А позади, за увалом, его стан стоит. Уж не дюжины – без счету шатров, аж черно кругом. Воины разложили костры, натащили с поля мертвецов, а то и живых еще. Пировать готовятся, победу праздновать.
   Но ему нынче мяса не хочется, без того уж насытился – жизнями выпитыми.
   Вот подходит к нему старуха-ведьма – скрюченная, совсем уже одряхлелая. И молвит странное.
   Ты, говорит, теперь должен меня убить. Великая власть – одинока, и ни в чем нельзя ей иметь слабины. Убей меня сейчас, дабы не быть боле ни к кому привязанным.
   Колдун, головы не повернувши, фыркает: я не привязан, мне до тебя и дела нет.
   Тогда убей, потому что я так прошу. Я не хочу видеть, как ты исполнишь, что суждено, и погубишь все племя йохское и прочие племена.
   Обернувшись, он глядит равнодушно. Потом накрывает ей ладонью лицо – и старуха падает, окоченелая. Мало жизни в ней, в полглотка выпита досуха.
   И смекаю я, что то была его мать. Шаманка, родившая демона себе и другим на погибель…
   И сжимает вдруг болью страшной.
   Будто не свою, а мою мать убил он.
   Будто не его – меня суждено было ей растить, беречь, укреплять волшбою; верить, вопреки всему, в грядущее мое величие…
   И такой лютой силищи была та вера, так велика колдовская власть, что не посмели соплеменники тронуть отступницу. И неназванный муж ее, вождь того племени – не посмел тоже. Нарушив обычай, оставил ей жизнь, возвысил, сделал своею первой советчицей; выродка же признал сыном.
  С той поры вождю всегда была удача в войне. Множил он славу свою. И меж прочих сынов все более выделял того странного мальчишку с очами демона и силою не по летам. Его любил пуще всех, ему в наследство завоевывал земли, богатства. Чуял, что тому суждено стократ преумножить отцовские подвиги, прославив весь род их вовеки…
   И собственные мои родители привиделись вдруг словно бы кривым отраженьем, бледной тенью – тех двоих. Отец с его пустой амбицией… Мать с ее жалким кликушеством…
   …ОТГОЛОСОК  СУДЬБЫ.  ПОПЫТКА  ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ  СЦЕНАРИЯ…

   ***
   - Рррраффф… ваффф…
   Что?.. Кто здесь?.. Фу… Тьфу… Да куда ты лезешь, морда!..
   Пес. Здоровенный косматый псище. Глядит на меня и ухмыляется, лапы в грудь уперши. Язычино жаркий вывалил, слюнями капает, рыбным духом из пасти на меня воняет. Довольный!
   Подле еще двое вертятся – таких же: огроменных, чисто белых, только у одного по хребту полоска бурая.
   - Ррррааау… Бафф!
   - Э, не! – хватаю его за брылья обеими руками. – Хоре, ясно? И так уж всего умуслякал, клятый… Ну, здравствуйте, здравствуйте. И чьи ж вы, такие красавцы, будете?..
   И тут только слышу издаля голос женский:
   - Не бойтэсь!.. Они не трогать!.. Бровчек! Ремешок! Колтуша!.. Оставит! Замри!
   Псы прядают разом, дружно плюхаются на зады и впрямь застывают.
   А женщина уж бежит, спотыкаясь, одергивая на ходу одежу. Вся расхристанная, мокрые косы мотаются, пятнают рубаху. Следом бегут еще собаки.
   Волоса у ней белесые и говор чудной – чужанка, из поморов.
   - Проститэ… бога радди... Такая неловкость… Я не знала, тут кто-то есть… О, мне жаль… Вы цел?..
   - Цел, – говорю. – Да ничо, я животину люблю. Ладные они у тебя. Заморские, с ваших краев?
   - Да, – кивает. – Глупый. Щенки. Я купалась… Убежали, не ждали.
   Вылезаю из лодки старой, в которой ночевал. Забираю суму свою, гляжу кругом: берег пуст, едва рассвело. Ан ведь утро Откровения нынче!
   Говорю чужанке с поклоном:
   - Спроси что угодно, и получишь ответ прямой и правдивый.
   А она медлит, хмурится. Поди, не ведает обычая нашего?
   - У вас… печаль. Здэсь, – и на лоб мой кажет. – Большая печаль, тягость. Что-то случило? У вас горэ?..
   Эка…
   - Н-нет. Хотя… и горе тоже: человек один помер, близкий… Я виноват перед ним… А еще я из дома отчего ушел – сбежал, почитай… Думал, так лучше… – мямлю; слов-то не собрать, а ведь надо – чтоб честно, от сердца. – А главное, не знаю, как дальше быть. Куда податься, чтоб вреда с меня меньше… Дурной ведь я человек-то, порченый.
   Нескладно выходит. Еще решит, что юродивый.
   А она – напротив, так и подается ко мне:
   - О-о! Нэт. Во-первых, уныние – грэх. Отчаивать – нельзья! Ныкогда! Надежда всегда есть, всегда с нас, надежда – в Бог! Надо веррыть!..
   И уж лыблюсь против воли: до чего ж смешной говор у ней!
   Она сзывает собак – всего их восьмеро, и все как на подбор. Идем берегом. И она все говорит, говорит. С жаром, быстро, не шибко разборчиво. Но – хорошее, участливое. Что невзгоды и испытания нам даются не просто так, а для чего-то, и через них мы можем стать лучше, чище, сильнее. Что человек не вправе отчаиваться, пока он кому-то – хоть кому – в этом свете нужен…
   Чудная она. Сама немного блаженная. Ан и светлая. Ровно и грязь к ней не липнет.
   Мы идем мимо рыбаков, и один окликает ее грубо: что, мол, белобрысенькая, нового хахаля завела? Я напрягаюсь. А она отшучивается тут же – легко, смеючись:
   - Как быть? Ты же, Рэйта, меня нэ жалуешь. Зря столько сохла на тебэ. Ах!
   Мужики ржут. Тот, наглый, подбоченивается:
   - А че? Я готов, хоть сейчас!
   - На свадьба приходы!
   - Ладно. Арте привет!
   - Арта – мой жених, – улыбается она мне. – Вы не думайтэ, это шутка. Он мой жених знает, – и кулак кажет, и смеется.
   Мы подходим к крайнему домику. Она отворяет калитку, запускает собак. Гладит меня на прощанье по руке:
   - Хоть немножко легче? Да? Я рада. Держитэсь. Ответы придут, вы найдетэ, справитэсь, я уверэна. О! Так странно… Ведь я знаю человека – такие же глаза. Как ваши.
   Угу. Я тоже его знаю. Второй день жду, да, верно, зазря…
   - Благодарствуй, – кланяюсь ей и иду скорей прочь.
   Вправду, чуть приотпустила тоска-то. А все ж от людей бы мне стороной держаться надо. Да и болтаться здесь больше невмочь. Валить пора. Хватит.
   Тут спиной чую взгляд – недобрый, тяжкий. Глядь: за кустами мужик, навроде хоронится. Зырит злобно. Чего ему надо-то? Вроде, не встречал его прежде.
   Не-ет. Валить, точно. От лиха подальше.
   Спускаюсь к берегу, повертываюсь – он все зырит-сверлит. Ну и ляд с тобой.
   Обхожу кругом и возвращаюсь на большак, что на восток ведет. Сюда шел на закат, а обратно, сталбыть – на восход. Вот и ладно. Пусть так. Коль судьба, как-нибудь уж встренемся. Аль догонят. А мне тут боле оставаться нельзя.

   продолжение: http://www.proza.ru/2016/12/10/234