М. Д. Папсуев. Наказание - тонкая вещь

Литклуб Трудовая
Об авторе :  http://www.proza.ru/2015/10/24/1749


Взыскания в Армии – явление обычное. И хотя Дисциплинарный Устав  даёт право командиру наложить взыскание за проступки подчинённого в течение месяца после проступка, чтобы не допустить ошибки. Но, как правило, подчинённый получает взыскание сразу после проступка.
Получив взыскание за личный проступок, военнослужащий – офицер, обычно относится к этому явлению как к досадной неизбежности.  А вот взыскание «не за себя» , за деяния подчинённых или за отрицательные результаты от тебя не зависящие, командира сильно угнетают, хотя внешне многие это и не показывают.
Зимой на стартовой позиции ракетного дивизиона заклинило движок  у снегоочистительной машины на шасси ЗИЛ-150. При анализе причин поломки зам по технической части  ракетного дивизиона майор Кумокин доложил, что причина ясна как Божий день – шофёр солдат не вовремя долил масло в двигатель.
На заливной горловине налицо свежие потоки масла, которое солдат доливал уже после выхода из строя двигателя. В дивизионе запасного двигателя нет, а на дворе – снежная зима. Снег надо чистить. Зам. по политчасти предположил , что вышестоящее командование кого-то изрядно накажет. Майор Кумокин Василий Дмитриевич -  участник Великой Отечественной войны. Войну закончил в звании старшины в должности радиомеханика танковой бригады. На всякое явление у него был пример из Великой Отечественной войны. К взысканиям он относился внешне спокойно, рассуждал философски. На предположение замполита заметил:
- Э, комиссар! Сколько взысканий уже было, а сколько ещё будет. А вот в декабре 1941 года под Кубинкой заглох танк на льду через речку и провалился. Пока пришёл тягач, в Т-34 натекло воды и вода на сильном морозе внутри замёрзла. Что делать ?Кто-то предложил погреть танк костром. Лёд растает, вода вытечет. Под танком развели костёр, сели пить спирт. Пока танк греется, а мороз сильный. Холодно. Малость отвлеклись, а танк от костра загорелся. Да так, что подойти нельзя. Прибежал командир роты. Узнав, в чём дело, пообещал зампотеху роты, который был с нами, трибунал и расстел. Ведь в 1941 году костром сожгли танк !?!?
Обозвав зампотеха губошлёпом и дураком, комроты приказал принести ящик толу. Ящик с толом подложили под танк, подожгли шнур. После взрыва командир роты приказал зампотеху написать Акт о прямом попадании бомбы. А ты, комиссар, говоришь о вонючем снегоочистителе!