Красный факел

Юрий Панов 2
Говорят, до войны новосибирский «Красный Факел» был одним из лучших театров страны. Даже опального «Гамлета» поставил в переводе Пастернака. Но вот настали 80-е странные времена. Помню,  к нам на курсы лекторов- пропагандистов пришел Владлен Бирюков и долго говорил о театральном искусстве, а перед уходом попросил: «Ребята, придите в театр. Без зрителей тяжело». Пошел я в тот же вечер. Давали «Дядю Ваню». Прозвенел второй звонок, но в зале было пусто – пять зрителей. Я думал, спектакль отменят, но нет, на сцене без занавеса, где уже стояли декорации,  в полутьме вдруг появились призрачные фигуры актеров и заговорили.  Раньше, как положено биологу, любил я монолог Астрова о лесе, но тогда меня поразила другая фраза, сказанная у   старой географической карты: «А, должно быть, в этой самой Африке теперь жарища – страшное дело!»  Мне стало жутко. Глас вопиющего в пустыне! Почему-то я сегодня все чаще  вспоминаю эту фразу?