1. Борсетка

Олег Штельман
      В любом даже самом большом и шумном городе всегда найдется небольшой островок тишины c православным храмом, окруженным деревьями, и птицами, скрывающимися в ветвях, которые вознаграждают  приходящих молитвенников своими дивными нежными трелями.
Не является исключением и наш городок Приморский.
      Только что закончилась служба в храме, и прихожане торопливо, расходятся по своим делам. Изредка кто-то из них останавливается на мгновение послушать пение птиц и спешит дальше. Вот только раба божья София никуда не спешит. Она сегодня причастилась христовых тайн, помянула усопших сродников и, выйдя из храма, присела на лавочку под деревьями, чтобы продлить свое молитвенное настроение. Радуясь весеннему майскому солнышку и растворившись в пении птиц, немного забылась, оттого что на душе было так хорошо. Ей никуда не хотелось уходить. Пробыв в таком состоянии некоторое время, она вдруг увидела, что из храма вышел отец-настоятель. Поднявшись со скамейки и подойдя к дорожке, по которой мимо шел отец, она сложила руки в месте под благословение и громко произнесла:
      – Благословите, отец Серафим.
      – Бог, благословит.
      – Отче, у вас не найдется пара минуток для меня?
      – Да, пожалуйста, слушаю вас.
      – Я давно наблюдаю за вами, за вашими проповедями. Вы всегда так говорите, как будто семена сеете, прямо влагаете по зернышку в сердце. Иногда ваши проповеди бывают даже неким откровением. Мне кажется,  у вас такая сильная вера, и от этого вам в жизни все легко дается. Поделитесь со мной вашей  верой.
      – Вы, знаете, мне кажется, что вера укрепляется через опыт жизни во Христе.
      – Вот я иногда причащусь, на душе все хорошо, и я вроде верю. А вот случаются какие-нибудь, житейские неприятности, и начинаю колебаться. У вас, наверно, такого никогда не бывает.
      – Но вы, наверно, и сами замечали: бывает так, что тучи вокруг сгущаются, и кажется, что всё, конец, помощи ждать неоткуда. И тогда вручаешь себя в руки Господа. И упование остается единственно только на Него. И тут вдруг раз - и тучи разошлись, и Господь сам начинает управлять, и все так разрешается, что даже ещё лучше, чем мечтал. Недавно со мной произошел такой случай.
      – Ой, – воскликнула София, – расскажите, пожалуйста!
      – Ну что ж, хорошо, слушайте.
      Отец Серафим присел на скамеечку, перекрестился и начал:
      – Было это на родительскую субботу. Днем я проезжал за рулем на машине мимо торгового центра и решил заехать выпить чашку ароматного кофе – время перед службой позволяло. Взял чашку кофе, присел за столиком и поставил борсетку с документами на стол перед собой, чтобы, когда выпью кофе, не забыть про нее. Тут за соседний столик присели какие-то интеллигентного вида люди, и я подумал, что лучше убрать борсетку, а то как-то неэтично держать ее на столе. Взял и положил возле себя на сиденье. Выпив кофе, я ушел, а сумочка осталась.
      На полдороге к храму я вспомнил про нее, вернулся. Подошел к столику, где сидел, вижу – борсетки нет. Спросил девушку, которая там прибиралась, она ответила, мол, ничего не было. Я уехал в храм расстроенный, ведь там были паспорт, документы на машину, права на вождение, банковская карточка. А поскольку я был прописан в другом городе, то теперь придется ехать туда, чтобы восстанавливать документы,а это километров триста. В тот момент у меня не оказалось денег даже на бензин, кроме того, я должен был деньги одному человеку и уже подходил срок отдавать. Да и без документов на машине ехать нельзя.
      В храме у нас был большой ремонт, и в отведенном небольшом  уголке я начал служить не полную службу, а только панихиду. Служу, а в это время один помысел начал подкрадываться ко мне, пытаясь склонить меня на свою сторону: почему Господь оставил своего священника и не напомнил о борсетке? Вместе с этим намекает на понимание того, что Бога нет, иначе, если бы Бог был, он бы обязательно  позаботился о своем священнике. Или, в крайнем случае, этот помысел  рассчитывал на мой ропот на Бога.
      Понимая задумку лукавого, я в ответ этому помыслу мысленно говорю: "Отойди от меня! Ну, подумаешь, бумажки! Господь и вера для меня дороже этих бумажек". Служу дальше. Через некоторое время опять находит на меня расстройство из-за документов, стою и чуть не плачу. Помысел снова повторяет: ну почему Бог не подсказал про документы. Тут же отвергнув помысел, я подумал: "Неужели я из-за потери документов проявлю ропот, и совершу измену Господу, обвинив его в своих бедах? При чем здесь Бог? Я сам, рассеянный, невнимательный, а Бог виноват?! Нет!"
      Продолжаю дальше служить. Опять в какой-то момент помысел, указывает на проблемы, связанные с потерей документов: ну почему Господь не дал памяти про борсетку? Снова я отверг помысел и говорю ему: "Лучше с Богом потерять, чем с тобой, сатана, найти, отойди от меня!"
      Закончилась панихида. Я вышел в церковный двор, подошел к машине, где лежал мобильный телефон, смотрю, кто-то звонил. Номер незнакомый. Думаю, наверно, это звонил тот, кто нашел борсетку и хочет выкуп.
      Набираю этот номер и слышу голос, который говорит:
      – Здравствуйте, отец Серафим.
      – Здравствуйте, – говорю, и начинаю понимать, что голос вроде знакомый.
      – Батюшка, как вы поживаете?
      Я думаю, ну зачем я буду портить настроение человеку своими проблемами, говорю:
      – Ничего, слава Богу.
      – А у вас все в порядке?
      По голосу я начинаю понимать, что это звонит знакомый прихожанин – хозяин армянского кафе.
Думаю, почему он спрашивает?! Ну сказал так неопределенно:
      – Есть небольшие неприятности: забыл борсетку в торговом центре.
      – Не переживайте, отче, ваша борсетка у меня!
      – Правда?! А как она к вам попала?
      – Приезжайте ко мне в кафе, я вам все расскажу.
      – Сейчас буду! 
      Я быстро сел в машину – и к нему, а кафе его напротив моего дома, через дорогу. Приезжаю, вхожу в кафе, а он возле входа встречает меня с моей борсеткой в руках. Берет благословение, приглашает меня присесть за стол. И рассказывает:
      – Помните, вы как-то приходили ко мне сюда, приносили большой календарь - красивый, с фотографиями храмов, и подарили мне. А рядом за столиком сидела моя давняя знакомая, Татьяна, мы тогда общались все вместе. Так вот, она сегодня шла в торговом центре и видит: сидят несколько мужчин, разложили на столе ваши документы и кричат друг другу: "Все, пить сегодня будем, гулять будем. Давай звони!" А кому звонить - не знают. Они кому-то даже уже звонили. У вас в сумочке много визиток разных людей. Татьяна это увидела и говорит им:
      – Ребята отдайте документы, я этого человека знаю.
      А они в ответ:
      – Иди отсюда! – И с бранью матерной на нее.
      А она опять:
      – Ребята, отдайте, я сейчас охрану позову.
      – Да пошла, ты…
      И опять матом выругались.
      Оказалось, что у Татьяны родная сестра работает в этом центре в охране, здоровая тетка - ростом под два метра. Татьяна ей позвонила по мобильному, та,  дала сигнал охране, и все охранники сбежались и к ним. Все у них отобрали и сказали: "Лучше сразу все отдавайте, иначе мы вас найдем". У них тоже были личные документы, записали их имена, фамилии, где живут и прочее. Затем она привезла борсетку ко мне в кафе. Ведь где вас искать, она не знала.
      – Дай ей, Бог здоровья на многая лета! Буду за нее молиться и за вас, тоже. 
      Вот  такое произошло чудо. Так и это ещё не все! Мало того что этот человек вернул боресетку, так он еще меня угостил шикарным ужином. Принес армянский шашлык, люля-кебаб, салаты, армянское вино.
      После ужина, попрощавшись с хозяином, я вышел на улицу и не спеша, направился к своему дому, рассуждая: "Интересно, если бы я послушал лукавый помысел и зароптал бы на Бога, произошла бы встреча Татьяны с этими людьми, которые нашли мои документы, или нет?!"  Впрочем, я думаю, Господь все равно проявил бы свою отцовскую любовь ко мне и спас бы мои документы. Но тогда, я бы чувствовал себя виноватым за то, что усомнился в промысле Божьем обо мне. И возвращение моих документов укорило бы меня за маловерие, а так как этого не произошло, то я, радостный и счастливый, вдобавок получивший утешение в трапезе, шел домой, чтобы отдохнуть от моих дневных приключений.
      – Ой, батюшка, – воскликнула София, – вот это история! Как вы это выдержали? Если бы со мной такое приключилось, я бы в панике слезами вся извелась. Вот это чудо!
      – Скажите, София, а вы никуда не торопитесь?
      – Нет, батюшка.
      – Тогда пойдемте к нам, в церковный дом на чай. Вы, не против?
      – Нет, я не против.
      – Вот видите, идут наши церковные работники, которые следят за чистотой в храме, идут наши певчие. Я думаю, что у каждого из них есть своя история их веры, которой они могут поделиться с вами. Ведь когда человек искренне ищет Бога, то Господь приоткрывает тайну своего бытия и своего божественного присутствия. Ведь не зря говорят святые отцы, что вера – это тоже дар Божий.