Что стоит за естественным законом? Гл. 4

Сергей Станиловский
               
                IV

Как мы знаем, существует 2 точки зрения на строение Вселенной – материалистическая и духовная, религиозная, Христианская. Первая утверждает, что материя возникла сама собой, по каким-то естественным, неведомым нам причинам. После этого, по опять-таки необъяснимым причинам, она образовала солнце, планеты и нашу землю, на которой, опять-таки, по неизвестным, но естественным, еще неизвестным науке причинам зародилась жизнь, которая почему-то стала эволюционировать сама собой, все усложняясь от примитивных червей до высокоорганизованных млекопетающих, выстраивая сама собой эволюционные цепочки, венцом которых явился человек, которого приверженцы теории эволюции называют царем вселенной, мерилом всех вещей и удовлетворение его потребностей – главной целью прогресса биологического, а впоследствии – и технического, начатого самим человеком. Возраст Вселенной - многие миллиарды лет, которые потребовались материи для того, чтобы эволюционировать от простейших форм жизни к более сложным.
Религиозный взгляд на Вселенную, который материалисты презрительно называют идеализмом, утверждает, что у Вселенной есть Творец, т.е. некий Разум, существовавший еще до создания вселенной, отличный от самого своего творения, который создал мир за 7 дней, как художник создает картину или как архитектор строит дом. Создатель Вселенной – Бог, населивший мир живыми существами, - не равнодушный к добру и злу внешний наблюдатель, он, создав человека, смотрит на него, как Отец радетель на своих чад, которому небезразлично, добры или злы будут его создания. После того, как человек вслед за змеем искусителем возгордился и предпочел руководствоваться своей, а не Божественной волей, из которой до этого черпал источник всех своих душевных и телесных сил, он был изгнан из рая, в котором до этого жил. Это изгнание повредило его природу, человек перестал быть бессмертным, т.к. перестал быть невинным, он получил на земле болезни и смерть и весь сонм современных бед, которые явились прямым следствием обожествления им своей воли, т.е. провозглашением себя отличным от Бога самостоятельным, существующим независимо от Него созданием.
Религиозный взгляд на нашу вселенную, в свою очередь делится на 2 ветви: Пантеизм и Христианство.
I. Пантеизм утверждает, что Бог стоит над добром и злом, он выше их, потому что сам является частью Вселенной, которая представляется некой бесконечной лестницей поднимающейся от простых к сложным формам жизни, и естественно тот, кто достиг высшей формы бытия, Бог, равнодушно взирает на более низкие ступени мира, над которым он властвует. По этой доктрине в мире действуют 2 независимых силы, уравновешивающих одна другую, - силы добра и зла. С этой точки зрения, в высшем Божественном смысле слова, добра и зла не существует. Эти понятия существуют только в понятии людей, делящих мир на то, что для них хорошо и что плохо. В воззрении Бога этих понятий не существует, ибо он царит над миром, а значит и над понятиями, присущими этому миру, - добром и злом.
II. Похожую схему строения Вселенной исповедуют и Буддизм, видящий мир в виде вереницы все утончающихся миров, делящихся на три основные группы:
1. Мир материальный - к нему относится: 1.1. Мир богов (очень похожих на богов из древнегреческой мифологии), которые живут на невидимой горе Меру, являющейся, как и древнегреческий Олимп, хребтом мира (или, как уральский хребет называют хребтом России). Буддийское название Меру происходит  от слова меруанда – спинной хребет на санскрите; 1.2. Далее идет Мир асуров – воинственных духов, живущих на небе, находящихся в состоянии постоянной войны; 1.3 Ниже асуров расположен Мир людей; 1.4. Еще ниже - Мир животных, чей удел фатальное невежество; 1.5. Под миром животных располагается Мир голодных духов, испытывающих беспрестанные муки жажды и голода, символизирующие карму (причинно-следственная связь в Буддизме) жадности  и 1.6  замыкают материальную границу вселенной адские миры, символизирующие карму ненависти. По Буддистскому поверью, выход из последних трех миров крайне затруднен и через тысячу перерождений, т.к. они являют собой миры фатальной зависимости, из которой буквально невозможно вырваться, в отличие от мира людей, который дает возможность адептам буддизма переродиться в высших мирах.
2. Следующим после материальных миров идет Астральный мир или Мир форм, олицетворяющий мир мыслей, также делящийся на десятки подступеней. И -
3. Каузальный мир или мир без форм, также включающий десятки все утончающихся градаций, олицетворяющий чистое сознание, свободное от ассоциаций и мыслеформ, достигаемое йогами в процессе Самадхи, т.е. высшей формы медитации. Первопричиной создания всего этого изобилия миров явилось Вселенское Эго – некая энергия, превращающаяся в тот или иной вид материи, в зависимости от частоты своей энергетической напряженности, явившаяся первоосновой вселенной, которая под воздействием трех энергий вселенной – Саттвы, Раджоса и Тамоса, олицетворяющих в мире людей, соответственно, невежество, ненависть и жадность, – вышла из состояния устойчивого равновесия и под влиянием этих трех вселенских ядов начала раскручиваться, рождая все более уплотняющиеся миры, пока не пала так низко, что  создала всю ту материальную вселенную, которую мы видим. Очищая свое личностное эго, которая является частью Эго Вселенского, поднимаясь во все более бестелесные миры, йог возвращает себе изначальное надмирное состояние несозданности и пустоты, которые были присущи вселенскому Эго до сотворения мира. Тем самым йог воссоединяется с мировой космической энергией в ее первозданном бестелесном виде, полностью утрачивая личностное эго, т.е. индивидуальность, прерывая неразрывную цепочку рождений и смертей. Именно к этой цели и направлено все многообразное учение йоги, с огромным количеством ее течений и школ. Таким образом, Буддизм видит спасение человека в избавлении от 3-х ядов - Саттвы, Раджоса и Тамоса, - при¬ведших к падению его Истинного Эго, и при посредстве специальных йогических практик, - в повторении в себе в обратном порядке процессов, происходивших во Вселенной,  приведших его к рождению в мире людей, обрекая на страдание.
В отличие от Пантеизма и Буддизма, Христианство считает Бога не безразличной к добру и злу частью Вселенной, приведшей к созданию множества миров, многие из которых с точки зрения Христианина мерзки, такие, например, как адские миры или мир голодных духов, а Создателем, Автором вселенной, который не может быть ее частью, как не может краснодеревщик стать полкой шкафа, или спинкой стула, или иной частью сделанной им мебели. Христианство видит Бога Богом–ревнителем, которому вовсе не все равно, действуют  ли его создания согласно Его воле, или они, отступившись от Него, избрали себе путь греха, посчитав себя самих богами.
Христианство приводит следующий довод, опровергающий воззрения Буддистов и Пантеистов. Бог не может быть частью вселенной, ибо, как известно, не все во вселенной совершенно, соразмерно и благочинно. Бог же, напротив, совершенен и благ, и потому быть частью несовершенного, а подчас и откровенно гадкого, быть не может. Значит, Он не часть Вселенной, а нечто внешнее, по отношению к ней. Из этого утверждения вытекает следующий вывод: поскольку Совершенный и Всеблагой Бог не мог создать вселенную несовершенной, и поскольку в Его изначально совершенном творении теперь не все ладно, т.к. там существуют и войны, и наркомания, и преступность, и терроризм, и многое другое, значит, творение его свернуло в сторону с того направления, которое было уготовано ему Творцом, другими словами, уклонилось от замысла своего Создателя. Это-то рассуждение и заставляет Христиан считать мир оккупированной злом территорией, а не видеть мир изначально таким, каков он есть сейчас, в котором добро и зло, будучи равны, не прекращают свою бесконечную борьбу, каковая и составляет многообразие течения жизни. Христиане, таким образом, берут пример со своего духовного Отца-ревнителя сражаясь за правду и истину, не называют ложь и несправедливость неизбежным злом.
У теории эволюционного создания Вселенной есть еще один вариант. Это развитие материи под действием некой спонтанной «жизненной силы», заставляющей материю самосовершенствоваться, вплоть до создания ею разумных существ. Это очень удобный вид, так сказать, современной религии, позволяющей, с одной стороны, ощущать себя на гребне несущейся с огромной силой в неведомым вершинам могучей волны эволюции, благодаря которой мы и появились на свет, чувствуя свою сопричастность к величию создания Вселенной, а с другой, поскольку жизненная сила – это всего лишь слепая стихия, мы освобождаемся от необходимости творить добро, нести покаяние и делать прочие неудобные действия, которые Христианство требует от своих последователей. Это всего лишь очередная уловка нашего разума, непременно желающего выдавать желаемое за действительное.
В самом деле! Если у спонтанно развивающейся материи есть разум, то она мало чем отличается от Бога, рассматриваемого в Христианстве. Если же у материи нет разума, а есть лишь некая слепая жизненная сила, то у нее и нет конечной цели. Таким образом, теория «жизненной силы» материи есть очередной самообман человечества, желающего оставить себе веру в высшее, но при этом избежать наказания за грехи.