Доктор Мария - 1

Любовь Гиль
     Этот рассказ о Марии Львовне Лисс, о маме  лучшей подруги моей юности и всей моей жизни, Анечки Бернштейн.
     Написан он в июне 2011 г. к семидесятилетию начала  войны 1941-1945 гг.
Публикация состоялась в международном электронном журнале "МЫ ЗДЕСЬ" в № 311

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3722


        Вот уже прошло немногим более трех лет, как ушла из жизни моя подруга Аня.  Мне ее очень не хватает. Прекратилась наша переписка, нет телефонных разговоров с ней, но она продолжает присутствовать в моей жизни, память о ней навсегда остается в моем сердце.             


                Ветеранам войны  и труженикам тылa посвящаю


    Вот и наступил момент, когда, наконец-то, решила написать о Человеке, о самом добром друге, o женщинe, являющейся для меня на протяжении всей моей жизни образцом для подражания, о которой не могу забыть и часто мысленно с ней советуюсь.
Это мама моей давней, самой близкой подруги школьных лет, Ани  Бернштейн, в замужестве  Рониной. С Анечкой мы  много лет жили и прoдолжаем жить в разных местах, жизнь нас, как говорится, разбросала по белу свету. Но были письма, встречи, телефонные звонки, сейчас подсоединилась ещё и связь по Интернету. Была и переписка с мамой Ани, Марией Львовной, но, увы,  18 лет назад она ушла от нас.
          Да будет благословенна ПАМЯТЬ о ней.

    О вехах жизни Марии Львовны Лисс мне поведала ее дочь, Анна, хранительницa семейной хроники, перешедшей к ней по эстафете.
 Из письма Ани:
“Моегo прадедушку (отец моей бабушки по материнской линии) звали Павел Кисельгоф. В его семье, проживавшей в Витебске, было 5 дочерей. Все его дочери получили высшее образование, что в царские времена было большой редкостью для еврейской семьи. Старшей была моя бабушка Анна, потом Белла, Рахиль и Женя. Имени одной из своих двоюродных бабушек не знаю, онa погибла во время Гражданской войны. Все сестры учились и закончили Высшие Бестужевские женские курсы в Санкт-Петербурге. Это былo единственнoе  высшее учебное заведение для женщин  в Российской империи. Насколько я знаю, там можно было получить квалификацию  фельдшерицы – акушерки, преподавателя. Ничего технического. Курсы были платными, после их окончания нужно было отработать 3-4 года по государственному назначению. Моя бабушка, Анна Павловна  Кисельгоф, после окончания курсов  работала в Поволжье. В нашей семье сохранились ее фотографии, сделанные в Саратове и Нижнем Новгороде. Во время Первой мировой войны женщин на службу не призывали. Вероятней всего, она пошла работать вольнонаемной в передвижной госпиталь, вывозивший раненных в глубь России. Там же работал аптекарем и мой будущий дедушка, Лев Лисс.  Вскоре после состоявшегося знакомства влюблённые друг в друга молодые люди поженились, и свежие революционные ветры занесли их в Сибирь.  Mоя мама родилась 18 октября в 1920 году в городе Бирске Томской области, а в 1924 году семья переехала в Харьков.”

    В те годы в  Харьков, тогда столицу Украины, стекалось много  энергичных, полных сил и энтузиазма молодых  и не очень молодых людей. Среди них было немало и евреев - жителей городов и местечек бывшей черты оседлости. Острая квартирная проблема заставляла вновь прибывших искать выход.  Кто-то так и не смог обосноваться в Харькове, другие селились на окраинах и в близлежащих посёлках, кому-то всё же удалось стать строителями новой жизни украинской столицы. Льву и Анне повезло, в одном из близких к центру районов жили близкие родственники Льва, у них  во владении был просторный,  добротно построенный дом с большим двором, и они позволили молодой семье сделать пристройку.
      Детство Муси (так её называли дома) было благополучным, она посещала группу из нескольких  детей, с которыми проводились короткие занятия по музыке, рисованию, танцам, языкам, этикету.
       Её школьные годы, с 1929-го по 1939-ый, прошли в очень дружном классе. Со своими одноклассниками  Мария Львовна поддерживала отношения до конца своих дней.
   В 1939 г. девушка поступила в медицинский институт и вскоре,
 в начале 1940-го года Мария познакомилась с  молодым человеком, начинающим инженером, Моисеем, будущим мужем и отцом её детей.
Несколько слов о Моисее Яковлевиче Бернштейне. Он родился в 1914 г. в Белоруссии, в местечке Краснополье Могилевской губернии, был единственным сыном Якова (Янкеля) Львовича Бернштейна и Тайбы Моисеевны Дубниковой. Его отец  в 1914 г. был призван на  Первую империалистическую войну, с которой ему не суждено было вернуться. Мальчик рос без отца. Их семью поддерживал  брат покойного отца,  он и настоял на том, чтобы юноша в 1929 году после окончания семилетки переехал в Харьков, где жила семьи самого дяди.

 В Харькове  Моисей  учился в фабрично-заводском училище, затем окончил институт. Он успел немного поработать,  и вскоре был призван на срочную воинскую службу. Служил  на Дальнем Востоке, где-то очень недалеко от Халхин-Гола, после демобилизации вернулся в Харьков и начал работать на одном из крупных заводов.

   
Сразу понравившиеся друг другу Мария и Моисей, начали встречаться, строили планы...
В архиве семьи Лисс-Бернштейн сохранилась фотография Марии, надпись на оборотной стороне сделана 2 -го июня 1941-го года. Молодая девушка дарит своё фото любимому человеку, она счастлива и надеется на прекрасное будущее с ним.
     Всё изменилось утром 22 июня 1941-го. Война мгновенно перекроила все  планы, рушились надежды. Нo несмотря на надвигающуюся  на всю страну грозу, молодые люди решили пожениться.
     Медицинский институт эвакуировали в г. Чкалов, все парни в 42-ом были выпущены досрочно и отправлены врачами в фронтовые госпитали, девушки последовали за ними в 43-ем. Госпиталь, в который была направлена Мария, двигался на запад до мая 1945 г. День Победы Мария Львовна Лисс отметила в г. Пиллау  восточной Пруссии, в настоящее время г.Балтийск Калининградской области.

      Моисей Яковлевич всю войну и до 1948-го г. работал инженером на номерном заводе, эвакуированном на Урал. Особо ценным специалистам из тех, кто мог и хотел воевать, заводы давали “бронь”. Кузнецы оружия победы  - так назвал Марк Штейнберг в своей книге "Евреи в войнах тысячелетий" этих тружеников тыла, обеспечивших армию оружием и боеприпасами и приблизивших День Победы. Моисей Яковлевич Бернштейн, несомненно, из этой славной когорты.
      Родители Марии не смогли эвакуироваться, тяжело заболела её мать, а отец не мог и не хотел её оставлять. Так они и остались вместе навсегда в Дробицком Ярe, среди тысяч других ни в чем неповинных людей. Светлая им память.

    
На фото- Мария Львовна Лисс, капитан медицинской службы, военный врач фронтового госпиталя,   на дорогах войны, 1945 г.

Дальше читать здесь:

http://www.proza.ru/2016/12/13/1312