Александр Герцен

Алексей Мельников Калуга
Москва. Сивцев вражек. Приземистый старинный особнячок. Уютный, камерный и очень содержательный. Здесь гранился талант одного из самых выдающихся литераторов и публицистов отечества - Александра Герцена. В тишайшем уголке самого сердца столицы. Хранящем дух великих деятелей российской истории.

Залы последовательно ведут нас  шаг за шагом вслед биографии писателя:детство, дом, университет, первые  литературные опыты,  выдающиеся  друзья-единомышленники, яркие оппоненты, начало вольнодумства, ссылки, скитания, эмиграция, революционный опыт Европы, издательская деятельность, политическая борьба, восхождение на литературный Олимп с гениальными "Былое и думы".

Чем не путеводитель по жизни самого знаменитого из наиболее  неизвестных. Обладателя самого громкого имени из незаслуженно забытых имён. Наиболее талантливого из всех недооценённых гениев. Невпопад растиражированного, незаслуженно поносимого. Неизбежного и неуловимого в изучении одновременно. Провидца, романтика, философа, бунтаря и ярчайшего стилиста. Всё  это он –  русский Гомер века XIX, нерв эпилептического века XX и горечь прозябания века XXI   - Александр Герцен. Будет ошибкой не зайти ...


В каждом городе, наверняка, есть улица его имени. На нашей одно время даже был ресторан. Он так по революционно-демократическому и назывался – «Герцен». В нынешние «нью-самодержавные» времена его закрыли. И переквалифицировали в кавказскую шашлычную. Саму улицу переименовывать не стали – она и так достаточно коротка. К тому же пересекается с другой – родственной по духу - Огарёва. Так что менять таблички пришлось бы сразу на двух. Накладно…

Интересно всё-таки, что было в этом ресторане. Бифштексы? Осетрина? Ром?  Или всё-таки аккуратно разложенные по столикам главы «Былого и дум»?  «В Ватикане есть новая галерея, - читаем у лучшего русского мемуариста, - в которой, кажется, Пий  VII  собрал огромное  количество  статуй,  бюстов,  статуэток,  вырытых  в  Риме  и  его окрестностях. Вся история римского  падения  выражена  тут  бровями,  лбами, губами…»

Вся история заката самодержавия на Руси выразилась в герценовской эпопее столь же характерным образом: «бровями, лбами, губами…» Плюс – позами, ужимками, привычками, голосами… «Сергей  Глинка,  "офицер",  голосом  тысяча  восьмисот  двенадцатого  года, густо-сиплым, прочел свое стихотворение…»

Я не видел ещё ярче и сочнее ремарки относительно примет эпохи наполеоновского нашествия: «голосом тысяча восьмисот двенадцатого года…» В нём прослушивается и бородинская канонада, и хриплый окрик командиров на гренадёрский строй, и густое лошадиное ржание из-под гусарских шпор, и прокашливание солдатского мундштука на привале, и даже самый запах едкого окопного табака вот-вот вдарит в нос со страниц герценовской эпопеи.

История в ней порой сжимается точно материя в нейтронной звезде – до плотности неимоверной. Один сочный мазок – и выписана суть столетних хитросплетений судеб российских прим. Той же первопрестольной. А за ней – и державы в целом.  «Москва, по-видимому  сонная  и   вялая, занимающаяся   сплетнями   и богомольем, свадьбами и ничем - просыпается всякий  раз,  когда  надобно,  и становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза. Она в 1612 году кроваво обвенчалась с Россией и сплавилась с нею огнем 1812. Она склонила голову перед Петром, потому что в звериной лапе его была будущность России».

Меткие исторические реминисценции у Герцена почти всегда перерастают в пророчества. В этом его величие. В этом наша беда: «в звериной лапе его была будущность России…»  Как в воду глядел: иным образом в будущность Россия входить так по сей день и не научилась.

Интересно, что было бы с русской историей, да и страной в целом, займись Герцен работой «по специальности»? Дипломированный астроном, выпускник естественного факультета МГУ, искушенный кристаллограф, короче – талантливый физик, а наверняка в будущем – и педагог, мог бы вполне украсить свои портретом галерею выдающихся естествоиспытателей московского университета. И занять vip-ложу в истории российской науки. Ан, нет: променял оную на историю самую.

Герцен не вошёл в историю, русская история вошла в него и обрела голос. Впрочем, не всегда благозвучный, иногда срывающийся в напряжении голосовых связок на крик и фальцет, но всякий раз слышный и различимый издалека. Что не мешает, впрочем, внутри себя этому голосу не прислушиваться и тщетно искать исторических благозвучий там, где за них по малодушию принимают уютную немоту.

Оцените, насколько современны и актуальны герценовские мысли и наблюдения, сделанные им полтора века назад. Как будто это о нас - о современной России.
"Шёл с благородными стремлениями и завязанными глазами".
"Люди для мундира".
"Цензоры качали головой, читая притчи Христа".
"Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем
 воспитывать одного ребёнка".
"Почётные ничтожества".
"Правительствующая полиция".
"Дети его были крещены в православную веру, то есть не имели никакой".
"Броситься в отчаянное православие, в неистовый славянизм, если нет желания пить
 запоем, сечь мужиков или играть в карты".
"Славянизм, или русицизм, не как теория, не как учение, а как оскорблённое
 народное чувство, как тёмное воспоминание и верный инстинкт, как противудействие
 исключительно иностранному влиянию существовал со времени обрития первой бороты
 Петром I".
"Появление полицейского в России равняется черепице. упавшей на голову".
"Централизация может многое сделать для порядка, для разных общих предприятий, но она несовместна с свободой, ею легко народы доходят до положения хорошо бережёного стада или своры собак, ловко держимых каким-нибудь доезжачим".