Восемь своих и трое приёмных

Светлана Зайцева
Расскажу вам незамысловатую историю одной семьи, которая произошла в послевоенное время. Такую историю может вспомнить, наверное, каждый: настолько она распространена и на первый взгляд непримечательна.
    Эту историю мне вчера вечером рассказала старушка, поджидавшая свою подопечную (девочку Лену), пока та занималась художественными танцами в доме детского творчества "Огонёк" у нас в Кунцево. Старушка доводилась Леночке не родной бабушкой, а няней. Я оказалась её случайной собеседницей (тоже ждала свою младшенькую из кружка).
    Привожу её рассказ с некоторыми авторскими вольностями, которые списываю на несовершенство своей "девичьей" памяти.
    Итак...
    Во время войны мать этой старушки (назовём её для простоты Марией) овдовела и на руках у неё оказалось пятеро детей. Муж погиб на фронте и поднимала она их одна.
    Жила она в деревне. Нет, не жила - выживала. Но тут с войны начали возвращаться односельчане. Среди них был и Иван (имя ему тоже дадим простое).
    У Ивана с семьёй всё тоже обстояло не ахти: жена во время войны умерла и троих сыновей отправили в детский дом куда-то далеко, чуть ли не в Сибирь. Иван долго искал, и, наконец, нашёл своих мальчишек. Но как их растить одному, без женского тепла?
    И присватался Иван к Марье.
    Он сказал ей так: "У тебя, Марья, своих пятеро, а кормить, вижу, тебе их нечем. Давай так: поженимся, я привезу своих троих из детского дома, да и твоих не обижу. Буду растить их, как родных. А одна ты пропадёшь: посмотри, сколько ртов, и все есть просят. Будем жить вместе, авось и продержимся!"
    А, может, и не так он сказал, а как-то по-другому, но Марья всё равно согласилась: вдвоём-то легче.
   Вот она, обычная послевоенная семья: отец, мать - и восемь детей. Потом ещё трое общих ребятишек у них народилось. Так и жили: "В тесноте - не в обиде", как сказала бы моя баба Аня, тоже впроголодь пережившая войну.
    Вот и вся история...
    Что уж в ней такого героического?
    Так думала я, прихлёбывая кофе из бумажного стаканчика и размышляя о жизни. И вдруг - сравнила: у меня трое детей. Трое - всего-навсего! И то частенько бывает трудно.
    А каково было Ивану да Марье растить в голодные годы одиннадцать человек?
Но ведь не жаловались!
    А потом мне пришло в голову: ведь это и есть самое обыкновенное женское счастье: шум, гам, детский смех (а иногда - и слёзы).
    И всегда - вместе. Всегда рядом - мужское плечо. Это ли не радость?
    И подумала я грешным делом: "Повезло тебе, Марья! Счастливая ты была. Несмотря на все твои беды - счастливая!"
    Тут занятия в кружке закончились, прибежала Леночка, обняла свою няню, и они заторопились домой. А я ещё долго сидела: молчала, думала...
   Вот бы у кого нам с вами поучиться. Правда?

ФОТО: history.sgu.ru, cherkesk.bezformata.ru