4. Ватиканские музеи и галереи - справка

Евгений Говсиевич
4. ВАТИКАНСКИЕ МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ - справка

СПРАВКА СОСТАВЛЕНА ЛИЧНО МНОЮ, ИСХОДЯ ИЗ МОИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙЙ

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (здесь собираются кардиналы для избрания Пап);
СТАНЦЫ (комнаты) и ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ;               
ПИНАКОТЕКА

4.1 РИМ – ВАТИКАН (XV - XVI вв.) – ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. На гербе Ватикана изображено 2 ключа – золотой – символ духовной власти Папы и серебряный – символ власти светской.               
2. Папы XV века – Николай V и Сикст IV поняли, что Союз католической церкви и искусства будет важным фактором успехов и престижа католической церкви, и они начали  строить Сикстинскую капеллу.               

3. Юлий II продолжил их дело и начал строить Собор  Св. Петра – самый большой собор в мире. Для этого он пригласил двух художников – малоизвестного Рафаэля и уже знаменитого Микеланджело и гениального Браманте, которого он назначил главным архитектором.

4. Во внутреннем дворике  Ватиканских  музеев находятся древнегреческие скульптуры из коллекции Юлия II. В Соборе Св. Петра находится знаменитая «Пьета» Микеланджело, которую он изваял в возрасте 25 лет.               
5. В 1506 г. Юлий II начал строительство Собора и ремонт (переустройство)  Сикстинской капеллы (до этого, с 1483 г.  фрески покрывали только стены здания, а он решил, что надо расписать  потолок фресками из сцен В.З.). Размеры капеллы впечатляют: высота – 21 м., ширина – 13 м., длина – 40 м.  Роспись потолка выполнена по сюжету  «Создание мира Господом в течение недели» из книги «Бытия». 

Первая  фреска - «Отделение света от тьмы».  Затем «Сотворение луны, солнца и планет» (правой рукой Господь создаёт солнце, левой – луну). В левой части этой фрески Господь создаёт животных и растения.  Затем «Сотворение Адама» (сотворение людей), где Бог и Человек впервые изображены как равные, что является истинным выражением идеалов Ренессанса. Следующий эпизод – «Первородный грех» - изгнание людей из Рая. Также впечатляет фреска «Потоп». История  создания фресок Микеланджело и Рафаэлем описана в знаменитой книге Вазари.               
6. В 1509 г. Юлий II начал работы в Ватиканском дворце.  Работами в 4 комнатах руководил Рафаэль. У него было много помощников – учеников. Он создал свою собственную школу (в отличие от Микеланджело, который привлёк к работам флорентийских художников, но остался недоволен их мастерством – в результате чего создавал свои шедевры самостоятельно).  В кабинете (канцелярии) Юлия II находится знаменитая «Афинская школа».               

7. Рафаэль создал лоджии (коридор) в Ватиканских музеях, которые обычно закрыты для туристов. На потолке изображены 62 фрески из В. З. и Н. З.  Рафаэль был организатором и координатором этих работ (сам создал несколько эскизов). В этом случае его гений проявился в создании коллективного разума.               
8. Микеланджело украсил капеллу обнажёнными фигурами, несмотря на то, что в то время это запрещалось. Он использует живую натуру – обнажённые мужские и женские тела, как средство художественного выражения.  Его не интересует пейзаж, интерьеры, перспектива – только тело человека, при помощи которого он может создать всё что угодно. В этом состоит его поэтика и философия искусства.               
9. Когда Рафаэль увидел  потолок, расписанный Микеланджело, он был поражён величием росписи обнажённой натуры. После этого он стал изучать анатомию  тела и использовал это в живописи фрески «Пожар в Борго», который остановил Папа, совершив чудо.  Мускулатуру выполнил сам Рафаэль. Но он понял, что уровня Микеланджело он достичь не сможет. В своей фреске «Афинская школа» Рафаэль, в знак глубокого уважения к мастерству Микеланджело, и за то, что тот   дал ему вдохновение и стимул разработать свой собственный метод, изобразил его на картине  в виде Гераклита.               
10. Его метод, его ниша  заключались в следующем.  В картине «Освобождение Св. Петра» он активно использует свет – реалистичность игры света. Это было кульминацией его экспериментов. Он создал 9 фресок-шедевров, украсив помещение  Юлия II самым передовым искусством своего времени.               
11. В ноябре 1512 г. росписи Сикстинской капеллы были завершены. Спустя  3 мес. – в начале 1513 г. Юлий II умер. С  помощью работ этих двух гениев  Юлий II хотел показать престиж и авторитет Ватикана. Результат превзошёл все ожидания.               
12. После этого Рафаэль стал придворным художником Ватикана, затем личным художником Папы, тем самым, упрочив своё положение, свой авторитет. В Ватикане выставлен его шедевр «Преображение» (1518-1520 гг.), который он создал самостоятельно. В 1520 г., в возрасте 36 лет, он скоропостижно скончался.               
13. После смерти Юлия II Микеланджело вернулся во Флоренцию. В 1527 г. он поддержал восстание против Папы. Он был вынужден скрываться и очень сожалел о содеянном.  В 1535 г.

Папа Павел III  по политическим и религиозным соображениям (набирал силу протестантизм)  пригласил Микеланджело изобразить самую большую алтарную фреску в мире «Страшный суд» на заалтарной стене. Микеланджело вернулся в Ватикан, когда ему был 61 год. Прошло 23 года с тех пор,  как он расписал потолок Сикстинской капеллы. Через 6 лет роспись была завершена.

Это грандиозная фреска с 400-ми  фигурами (высота 18 м., ширина – 13 м.). Речь идёт о том, что когда наступит конец света, случится второе пришествие Христа. Он воскресит мёртвых и будет их судить – кто отправится в Рай, а кто в Ад.. Ангелы читают списки, составленные Христом. Список тех, кто отправится в Рай, значительно меньше списка тех, кто попадёт в Ад..

На этой фреске Микеланджело изобразил и себя в виде человека со содранной кожей среди тех, кому уготована жестокая судьба.  Смысл этого заключается в том, что его душа будет вечно бродить, не находя пристанища и успокоения. Подавленные тяжёлые переживания и есть истинная природа человека. Картина пропитана общим впечатлением страха.  Это было послание реформаторам церкви – с предупреждением о том, что все отвергшие католическую церковь, отправятся в Ад. Микеланджело дожил до 89 лет.
         
В понятие «Музеи Ватикана» входит 15 объектов. Ансамбль Ватиканских дворцов включает 1400 залов и 20 двориков, которые хранят самую крупную в мире коллекцию произведений древнего искусства. Надо обязательно смотреть:

1. СОБОР СВ. ПЕТРА;
2. СИКСТИНСКУЮ КАПЕЛЛУ; 
3. СТАНЦЫ (комнаты) и ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ; 
4. ПИНАКОТЕКУ

4.2 ВНУТРЕННИЙ ДВОРИК (скульптуры) + МУЗЕЙ ПИО – КЛЕМЕНТИНО (галерея статуй)

СКУЛЬПТУРА/ПРИМЕЧАНИЕ

Аполлон, IV в. до н. э. Следит за полётом своей стрелы.

Мелеагр, убивший бешенного кабана.

Одежды женской фигуры без головы -  дочь Ниобы. (Ниоба – дочь Тантала). У Ниобы было 6 дочерей и 6 сыновей. Она хвасталась перед Летой, имевшей всего двоих детей – Аполлона и Артемиду. В результате Аполлон перебил всех её сыновей, а Артемида – дочерей.

Лаокоон,  I в. до н. э. Эту скульптуру приобрёл Юлий II. Разные варианты отколотой правой руки.

Бельведерский торс,  I в. до н. э. Жемчужина Ватиканских музеев (мышцы). Послужил моделью для Микеланджело при росписи некоторых фигур на потолке Сикстинской капеллы.

Венера Книдская (Стыдливая). Перед купанием.

Спящая Ариадна (Дочь Миноса). Помогла Тесею выбраться из лабиринта, после победы над Минотавром. Вышла замуж за Диониса.

Нил.  Бог реки (сфинксы и крокодилы).

Гермес

4.3 СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА

Всего 5 дверей (ворот). Святые врата открываются  один раз в 25 лет (в 2000 г., а потом в 2025 г.). Внутренняя длина – 186 м., внешняя – 212 м. Свод Собора имеет высоту – 44 м., высота купола – 119 м. + фонаря – 17 м., диаметр – 42 м.
Одновременно могут находиться 60 тыс. чел.  В правой стороне – статуя Св. Петра

ХУДОЖНИК/КАРТИНА/ПРИМЕЧАНИЕ

Микеланджело
Купол, Главный алтарь

Микеланджело
Пьета, 1499

Микеланджело было 25 лет

Бернини
Колоннада, Разные скульптуры, гробницы

Фра Анджелико
Расписаны стены капеллы КАПЕЛЛА НИКОЛИНА

4.4 СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

МИКЕЛАНДЖЕЛО - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:               

Пророк Иона
1. Отделение света от тьмы
2. Сотворение  Светил и растений на земле, 1511
3. Отделение тверди от воды, создание рыб и птиц
4. Сотворение человека (Адама), 1510               
5. Создание женщины ( Евы), 1510               
6. Первородный грех и  изгнание из Рая
7. Опьянение Ноя
8. Всемирный потоп, 1509
9. Жертвоприношение Ноя

Пророк Захария.
Роспись плафона, потолка, фрески.

Площадь потолка – 600 кв. м., изображено 343 фигуры.

«Страшный суд» имеет размеры: 18 м. -  выс., 13 м. -шир. Изображено около  400 фигур.

На женские образы этой фрески оказала влияние поэтесса Виктория Колонна, в которую Микеланджело был влюблён.

В 1565 г. Папа Пий IV приказал обнажённые тела закрыть драпировкой, а в 1956 г. Папа Климент VII  хотел вообще сбить весь «Страшный суд».  Художники из Римской академии убедили папу не совершать этого варварского акта.

Дельфийская сивилла, 1509
Предки Христа, 1511-1512               
Пророки и многое другое               
Страшный суд, 1536 - 1541

Крупные фигуры:
ЕВА,
ИОАНН-КРЕСТИТЕЛЬ,
ПЁТР, СИМОН  (с крестом);
ниже:
ЛАВРЕНТИЙ (с раскалённой решёткой),
ВАРФОЛОМЕЙ (с кожей, которую  с него сняли заживо – на ней черты Микеланджело), СВ. СЕБАСТЬЯН (со стрелами, символизирующими его мученическую смерть)

Боттичелли
Сцены из жизни Моисея, 1482
Наказание восставших левитов - Корея, Дафана и Авирона, 1482
Три искушения Христа, 1482
Первые две фрески – слева от алтарной стены, третья – справа

Гирландайо, Перуджино, Росселли Разное

4.5 КАПЕЛЛА ПАУЛИНА – молельня Папы Павла III

Микеланджело
Преображение Савла, 1545
Казнь Св. Петра, 1550

4.6 СТАНЦЫ (4 КОМНАТЫ) РАФАЭЛЯ

Адам и Ева,  1511
Суд Соломона? 1511
Философия, Поэзия, Юстиция, Теология, 1511
Роспись плафона
Парнас, 1510
Диспута (Спор о святом причастии), 1511
Афинская школа, 1509-1511
Три добродетели,
Григорий IX, Юстиниан, 1511

Станца дель Сентьятура – расписал сам.
Станца ди Элиодоро – помогали ученики.
Станца дель Инчендио ди Борго – помогали ученики.

Непревзойденный мастер, достигший в изображении ночи такого сходства, которого живопись прежде не знала.
Станца Константина
Встреча Льва I с Атиллой, 1512
Изгнание Элиодоро из храма, 1512
Выведение апостола Петра из темницы, 1514
Месса в Больсене, 1514
Пожар в Борго, 1514
Битва при Остии, 1514
Разное - (Школа Рафаэля)
      
4.7 ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ (написаны в 1519 г.)

Разделение земли и воды,
Сотворение животных,
Встреча Иакова и Рахили,
Сон Иакова,
Спасение Моисея

4.8 ВАТИКАНСКАЯ ПИНАКОТЕКА (18 залов – 460 произведений )

Джотто, Рафаэль, Леонардо и Тициан - имеют отдельные залы.
Представлены картины только на религиозные сюжеты.

ОСНОВНЫЕ ЗАЛЫ

№№ 2  (Джотто); 
№8 (Рафаэль); 
№9 (Лернардо); 
№10 (Тициан); 
№15 - Портреты               

ЗАЛ № 2 –  ДЖОТТО и мастера его школы

Джотто
Триптих Стефанаски, 1330
Триптих состоит из:
•распятия Св. Петра,
•Христос на троне,
•обезглавливание Павла.

На обратной стороне – Пётр на престоле – в центре, Иаков и Павел – слева, Андрей и Иоанн – справа. 
Также в зале представлен  Чимабуэ и др.
ЗАЛ № 3 – Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи + др.

Фра Анджелико
Житие Св. Николая, 1437

Фра Липпи
Коронация богоматери, 1441

ЗАЛ № 5 – Беллини + Джованни ди Паоло, Кранах-ст.  и др.

Беллини Пьета, 1474
Основоположник новой живописной традиции, в которой главная роль отводится колориту и цвету

ЗАЛ № 7 - Перуджино

Мадонна с с младенцем и святыми, 1497
Св. Бенедикт, 1498
Воскресение, 1500

ЗАЛ № 8 - РАФАЭЛЬ

Коронование Мадонны, 1504               
Мадонна дель Фолиньо, 1513               
Преображение, 1520
Благовещение, 1503
Поклонение волхвов, 1503
Добродетели богословия – Вера, Надежда, Милосердие,  1507               
Св. Пётр, 1514               
Св. Павел, 1514

Ни в одной галерее мира нет такого зала Рафаэля, как в Ватиканской пинакотеке. У входа в зал находится картина «Св. Иероним» кисти отца Рафаэля.
На картине «Коронование Мадонны» - сверху «Коронование», снизу «Успение». «Преображение» закончено его учеником – Романо. Н этой картине снизу - чудо с мальчиком, одержимым бесами, сверху -  Преображение Христа на горе Фавор. Его сопровождают Моисей и Илия. Ниже на земле находятся его ученики. Это Великое произведение явилось шагом на пути к маньеризму

ЗАЛ № 9 – ЛЕОНАРДО, Беллини

Леонардо
Св. Иероним, 1482
Незаконченная картина

ЗАЛ № 10 – ТИЦИАН, Веронезе, школа Рафаэля + др.

Тициан
Дож Николо Марчелло
Мадонна Фрари, 1535
«Мадонна Фрари» - украшение пинокатеки

Веронезе
Видение  Св. Елены, 1570
Его творчество завершает искусство эпохи позднего Возрождения

ЗАЛЫ № №12 – 14 – Картины XVII века – Караваджо, Мурильо, Пуссен и др. – стиль барокко (академизм, караваджизм)

Караваджо
Положение во гроб, 1603

ЗАЛ № 15  - Разные художники: Рубенс?,  Ван Дейк?
Портреты
Один из последних залов

Фото из интернета