Землекопы

Владимир Левкин
 
                15.12.16.


Эра ручного труда канула в лету давно, всё сейчас как-то механизировано, индустриализовано, то есть сплошная скука, работают без огонька и вдохновения, а ведь были, были настоящие поэты ручного труда. Они трудились вдохновенно и радостно, попасть в хорошую бригаду, допустим землекопов или плотников, было большой удачей для пролетариев. Особо ценились бригады, работающие на подрядах, где были большие заработки.

В нашем посёлке решили провести канализацию по главной улице.  Мы, малолетки, бегаем смотреть,  как её строят. Для начала двухкилометровую трассу прошёл бригадир землекопов вместе с топографом, разметили трассу, вбили какие-то колышки, а на следующее утро появилась бригада землекопов из двадцати  человек  с кирками, лопатами и ломами. 

В восемь утра начали копать трассу.  Яма от ямы - два метра,  каждый работник копает отдельную яму четыре метра длиной и сантиметров шестьдесят  шириной.   Глубину мы пока не знаем, а меряем ее вечером, когда бригада идёт по домам, ну что-то всего два пятьдесят, определяем мы.

Утром на лошадях и старом «Захаре» уже везут короткие, метра по полтора, керамические трубы и тут же сгружают на кучи выброшенной земли.  Мы с интересом наблюдаем, что будет дальше.  Землекопы до обеда пробивают отверстия в перемычках каждый со своей стороны и делают сбойку.  Пообедав и покурив, часа в два дня начинают, не мешкая укладывать и соединять трубы, всё в темпе и без шуму и нажима.  Просто каждый знает свое место и работу. К вечеру третьего дня укладывают километр трассы.  Утром, оставив на засыпке двух человек,  бригада  начинает отрывать ямы на второй половине трассы. В субботу наблюдаю, как их бригадир ходит и придирчиво проверяет, как засыпаны ямы с трубами.  Два километра трассы готово.  Рядом стоит целёхонькая дорога из брусчатки,   по которой уже ездят автобусы №10. Мне понравилось как они работают, но в землекопы я не пошел, сдрейфил.