Толковый словарь русских слов часть 5

Николай Леухин
         
   Народы Поволжья, Урала и Сибири

85.   БАШКИР(ы) (башк. «баш;орттар») – тюркский народ,  коренной автохтонный народ  Республики Башкортостан  и  одноимённой исторической области (Башкирия);
 – божественное начало и простор (природной территории)  послужили объединяющей Силой этого народа.

86.   БУЛГАР(ы) (лат. «bulgares», греч.  «bo;;;;;o;», болг. «прабългари», «протобългари», тат.  «болгарлар», чуваш.  «п;лха;рсем») - тюркские племена, населявшие с VI века степи Северного Причерноморья  до Каспия и Серного Кавказа  и мигрировавшие во 2-й половине VII века  частично в Подунавье, а позднее в Среднее Поволжье и ряд других регионов.  Булга;рский  язы;к - общее название нескольких вымерших близкородственных языков «булгар», существовавших на Балканах, в Среднем Поволжье и на Серерном Кавказе, которые вместе c современным чувашским языком и, возможно, вымершим хазарским, составляют  огурскую (булгарскую) группу тюркских языков. (Википедия)

Однако, уже на другой странице «Википедия»  относит  болгарский язык  к южной подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи, а чувашский, татарский и башкирский к тюркской языковой семье.
 
  – взаимодействие множества мирно мыслящих людей, говорящих на изначальной речи.
 
Когда  «булгары»  были названы  «татарами»?
Первым истриографом  Российского государства был назначен Ге;рхард Фри;дрих Ми;ллер (Мю;ллер), в русифицированном варианте Фёдор Ива;нович Ми;ллер (нем. Gerhard Friedrich M;ller; 1705 – 1783). Его труд «Происхождение народа и имени российского» * русские академики Российской Академии Наук  (Ломоносов, Крашенинников, Попов) нашли  «предосудительным России». Историю Сибири  он презрительно называет «Татарской историей».
В своём труде «Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года»,  М.В Ломоносов очень  коротко  без всяких подробностей отметил о более чем 800-летнем существовании  связей европейской части Руси с Сибирской территорией до её как бы завоевания  казаками Ермака в 1581 – 1585 г.

Известно о многотомном труде Николая Карамзина  (1766 - 1826) «История государства Российского».  За образец изложения был взят труд британского историка Эдварда Гиббона (1737 – 1794) - «История упадка и крушения Римской империи» (англ. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire). Наверное,  поэтому главной идеей своего труда Карамзин проводит  мысль о «благодетельности для России сильной самодержавной власти».  Но в этом объёмистом труде нет даже упоминания о Великой империи Тартарии.  Поэтому подлинной и объективной истории нашего государства, как и истории других народов, основанных исключительно только на рукописных источниках, быть не может. Но существуют более объективные области науки, дополняющие летописные. (журнал «Организмика», http://genocid.net/проясняется-докрещенская-история-руси/  - Тюняев А.А.)

Что касается «татар» (булгар) они не взялись из ниоткуда – «татарами» назывались все племена Великой империи Тартарии (татарин - лат. tartaries; см. этнонимы «скифы», «тюрки», «телеуты»). Миллер в тексте указвает какими источниками он пользовался.
   
87.    ТАР(Х)ТАРИЯ  - ТАРХ + ТАРI;  – утверждённая свыше изначальная сила согласованности (действий)  +   утверждённая свыше сила истины естества (как удвоение силы от согласованности и следование истине; (по др.русской мифологической версии название произошло от имени  Бога-Хранителя древней Великой Мудрости Тарха Перуновича и его сестры Тары (Тарi;) - как соединение мужского и женского начал).
 Крымская  Тартария»; монгольская Тартария;  китайская Тартария; индийская Тартария; тибетская Тартария  –  всё это некогда единая  Великая империя Тартария.  «Ким(н)ская Тартария – это одно из имён, которым называют Катай (Сathai).
В 1659 году «Всемирная история» Дионисия Петавиуса, который описывал богатое и развитое тартарское государство Катай (Cathai), которое издавна называлось Скифией. Как и Н. Сансон, он упоминает о государствах, входящих в Катай: Тангут (Tangut), Тендук (Tenduc), Камул (Camul), Таинфур (Tainfur) и Тибет (Thebet).
Карты Китая 1682 года итальянцев Джакомо Кантелли (Giacomo Cantelli) и Джованни Джакомо ди Росси (Giovanni Giacomo de Rossi.
https://skurlatov.livejournal.com/4367468.html  - Скурлатов – «блуждание в трёх соснах».
http://peshera.org/khrono/khrono-08_3.html  - Н.Левашов - «Пища РА, древняя история славяно-ариев».

88.    КАТАР(ы) (или «альбигойцы» – белые гои; http://www.tart-aria.info/gibel-frantsuzskoj-tartarii/  - А.В.Голубев – «Гибель французской Тартарии») – народ  малой Тартарии – Окситании, некогда обитавший на территории современных  Франции и Испании, главным центром которой  был  г. Альба.)
 
Справочные материалы о «катарах» противоречивы, на территории Европы они определены как «еретическая христианская секта», борьба с которой  долгое время была одним из главных мотивов политики римских пап.
В текстах катаров для самоидентификации широко использовались термины «Добрые люди»  или «добрые христиане», но этому определению полного доверия нет, оно никак не связано с катарами Индии.  (http://www.proza.ru/2011/05/01/1426  - Ю.Ульянов – словарь старословянских  слов - Тохары)

89.   ТАТАРЫ (самоназвание - «татарлар», «tatarlar»; «булгары» - «болгарлар»; см. историю  г. Спасска – Куйбышева - Булгара)  – тюркский  этнос, живущий в центральных областях  европейской части России, в Поволжье,  в Приуралье,  в Сибири, в Казахстане, в Средней Азии.
Татарский язык относится к кыпчатской подгруппе  тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский),  казанский (средний)  и восточный (сибирско-татарский).  Кря;шены (от рус. крещёные,  тат. кер;шен татарлары - крещёные татары,); татары-мишари (тат. миш;рл;р) – мещаряки;  нагайбаки — этноконфессиональные группы в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют христианство.

Буртасы – исчезнувшее, некогда самостоятельное племенное образование. Самые ранние упоминания о буртасах сохранили мусульманские географы: Истахри, Ибн Хаукал, Масуди, Ибн Русте, Гардизи, Ибн Хордадбех, Марвази. Посредствующим звеном между буртасами и мишарями являются так называемые посопные татары, жившие в конце XVII в. в Алатырском уезде (ныне район Чувашии). В актовых документах этого времени термин «посопные (ясачные) татары» равнозначен термину «буртас». (М.Ачкурин – Буртасы в документах XVII века - http://www.tatargen.ru/burtases-17.pdf )
О месторасположении буртасов говорят архелогические находки - город Буртас (Юловское городище 11-12в. возле г. Городище Пензенской области в устье р. Юлов) и название реки Буртас (впадает в Вишу – Цна – Мокша – Ока – Волга).
Соседние народы называли поволжских татар своими местными названиями: ногаи, башкиры, марийцы – суасами, удмурты – бигер-ёсами, мокша – келмасами, эрзяне – печкасами. В этих названиях просматриваются следы древних предков этого народа – асов, ас-готов (см. 15, 50, 66).
В расшифровке значения этнонима, с учётом изложенного выше, интересна расшифровка окончания самоназвания – «татар – лар» (булгар-лар, башкорт-лар):

Лар  – люди изначально раздельно (существовавшие и сохранившие свою национальную общность и древнюю культуру).

90.   Коми-ЗЫРЯНЕ (коми-зыря;не; самоназвание – «коми-зыряна», «коми-морт», «коми-войтыр»; «морт» - человек, мужчина); финно-угорский народ России, коренное население Республики Коми. Википедия);

Зырян(е)  – земля и объединяющая их речь создают образ одного рода, хранящего  наследие предков.
               
91.  Ко;ми-ПЕРМЯКИ (самоназвание -  «коми», «коми морт», «коми отир»; «морт» - человек, мужчина) – народ финно-угорской группы, проживающий в России.  Проживают на северо-западе Пермского края: на территории административно-территориального образования в составе края – Коми-Пермяцкого округа,  в Красновишерском муниципальном районе по реке Язьве – язьвенские пермяки, в Кировской области (в Афанасьевском муниципальном районе)  - зюзденские пермяки. (Википедия)
 
Финское племя, по языку почти тождественное с зырянами  и составлявшее вместе с ними в глубокой древности одну народность, соответствующую заволоцкой «чуди». Территория нынешних коми-пермяков ограничивается западными половинами уездов Чердынского и Соликамского, северо-западным углом Оханского уезда Пермской губернии и северо-восточным углом Глазовского уезда Вятской губернии; но, судя по хорографическим (танцы) и топографическим названиям, она охватывала ранее всю северо-западную часть Пермской губернии (уезды Оханский, Пермский, Соликамский и Чердынский). Пермяки сохранили  много следов языческой старины, например, в погребальных обрядов (оставление на могилах саней, орудий, горшков, положение с умершим пищи, денег), в поминках, в понятиях о душе, загробном мире  и т.д., в принесении жертв Богу телятами, баранами, курами, в поверьях о леших, водяных, домовых и т.п.  (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона).

– в их спокойствии существует (проявляется) сила мудрости и естества, объединяющие  человека со Вселенной.

92.   МАРИЙ(цы) (мар. «мари», «марий», «мары», «маре», «мере», «м;р;»; на чувашском ";арм;ссем" – сарматы; устаревшее русское наименование – «черемисы»; пихта считалась священным деревом у марийцев) – финно-угорский народ  в России, проживающий в основном в  Республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек (2010г.). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья  и Урала. Основной территорией проживания является междуречье Вятки  и Ветлуги.   
Выделяют три группы марийцев:
– горные (живут на правом и частично левом берегу Волги  на западе республики и в соседних регионах);
 – луговые  (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское  междуречье);
 – восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) - последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугово-восточные марийцы.
Говорят  на марийском и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи.

Мари  – их мышление изначально (своеобразно)  разделяет  бытийные истины.
Мере  – их мышление (своеобразно) связано  с  рассуждениями  о самих себе.
 
93.   Черемис(ы) (В широком смысле этим наименованием в рус. и зап.-европ. источниках 16 - нач. 18 вв. обозначались марийцы и чуваши. Упоминания о черемисах (цармис-чармис) встречаются в письме хазарского царя Иосифа (10 в.) и в начальной русской летописи «Повесть временных лет» (12 в.). Иностранные источники (А. Дженкинсон, Дж. Горсей, Дж. Флетчер, И. Масса, А. Олеарий, Я. Стрейс и др.) марийцев и чувашей объединяют под общим наименованием – «черемисские татары»).
   
  – природная красота и гармония с существующим миром выделяют их мышление и язык.

94.   МОРДВА (мокшане, эрзяне;  р. Мордова – приток Волги) Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности, т.е. экзоэтнонимом двух народов - Эрзяне  и  Мокшане,  имеющих различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом  типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре. Этнографические группы: эрзян - шокша, мокшан – каратаи.  Проживают в Российской Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской областях.  Верующие – в основном православные, есть также приверженцы народной религии  (традиционная религия мокшан – мокшень кой, основой которой является язычество, т.е. многобожие, к которому относятся и русские староверы-молокане (см. духоборы и молокане), проживающие на территории республики.)

 – они общаются и думают на языке (речи), отражающем накопленные знания своих предков; (два народа одинаково мыслящих, но разделённых).
 (Мордва до настоящего времени сохранила в своем языке древнее название Волги, как Ра (Rav), а название р.Мокша  и народа  «мокшане» может говорить о многовековом проживании народа на этих землях.)
95.   Мокша;(не) (мокш. - «мокшет»;  этническая группа мордвы, говорящая на одном  из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви; иногда их выделяют как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами; р. Мокша – приток Оки);
 – способность думать (размышлять), отделяя внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного,  объединяет человека со Вселенной тишиной и  простором изначального места обитания.

96.   Эрзя;(не) (эрз. – эрзят; этническая группа мордвы, язык - эрзянский финно-волжской подгруппы уральской семьи; эрзя проживают в бассейне рек Мокша и Сура, а также Волги и Белой);
 
 – сама их речь (как форма жизни, емлющая свет знаний) является хранителем мудрости предков.

97.    МОСХ(и)  – в древнегреческих источниках  название племени месхов, жившего в регионе современной юго-западной Грузии – Месхети. Это племя, возможно, имело связь с племенным названием «мушков». В 1 в. до н. э. – 1в. н.э. «мосхи» локализуются в области Месхийского горного хребта  в пограничной местности между Иберией, Арменией и Колхидой. (Википедия и др. справочники).
 
Я;коб (Я;ков) Ре;йтенфельс (в русских источниках XVII века также упоминается как Яков Рутфель; нем.  Jacob Reutenfels; точные годы жизни неизвестны) — путешественник и дипломат, уроженец Курляндии; автор книги «Сказание о Московии» (1676г.),  написанной на латыни, в которой раскрывает наиболее содержательную и последовательную историю эволюции легендарных мосхов в московитов - http://www.russdom.ru/node/5850  - Андрей Воронцов - «Неизвестная история русского народа»)
 
Мосхи становились известны под разными именами, в том числе их называли сарматами и скифами, когда они перемешались с этими  народами. Из сарматских племён известны также названия: рутен, россов, роксан и роксолан.

 «…Мозоху (Мешеху), сыну  Иафета (один из трёх сынов Ноя), принадлежали в качестве первых поселений (колоний) в мире Каппадокия и вся область Трапезунтская и Колхида…» (XX век до н.э.)
Потомки Мозоха получили наименование мосхов, а страна их — Мосхи, по имени основателя Рода.

Мосхи или Месхи? Или это разные версии истории  одного племени?

Мосх(и)  – их мышление как некий поток,  взаимосвязывающий Небесные и Земные структуры.

98.   Не;нц(ы) (ненец. – «ненэй ненэч» (буквально «настоящий человек»), хасово, нещанг, юраки; устаревшие названия – самоеды (от самодин, самодиец) – самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана  от  Кольского полуострова до Таймыра. Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным (более 41 тысю чел. - 2002г.) (Википедия);
 
  – своё родное  есть наша общая цельность.
 
99.   САРГАТ(ы) (сарматы, см. 56) (царство простиралось от Урала до Барабинских степей и от Тюмени до степей Казахстана. Есть предположение, что Саргатия была частью древней Сарматии и существовала более 1000 лет, а потом исчезла, оставив после себя только курганы. Ученые считают, что на территории Омской области находится особый район Саргатии – «Могилы предков». Знаменитая Сибирская коллекция Петра I была составлена из золота саргатов.

Сарга;тская культу;ра — археологическая культура, существовавшая с VII—VI веков до н. э. по III – V века н.э.  в лесостепной зоне Зауралья и Западной Сибири,  вдоль  крупных рек – Иртыша, Ишима, Тобола, по среднему течению Оми и в низовьях Исети. Самые северные памятники саргатской культуры открыты на широте Тобольска, на границе лесной зоны. На юге ареал культуры совпадает с южной границей лесостепи. В восточных предгорьях Урала на западе и в Барабинской  лесостепи на востоке также были найдены саргатские поселения и могильники. (   – главные археологические загадки на территории России.)

 – слово, как начало (человеческой) речи  передаёт мудрость изначальную,  утверждённую свыше.
 
100.   ТЕЛЕУТ(ы) (Самоназвание теленнет, тадар, байат-пачат - тюркский коренной малочисленный народ в России. Современные Телеуты компактно проживают в южных районах Кемеровской области.  Численность на 2010 г. составляла 2620 чел.

В русских письменных источниках «телеуты» под именем «белых калмыков» впервые упоминаются в 1601 г. Сибирские воеводы в отписках царю называли занимаемую ими территорию «Телецкая  землица» («Теленъ орда» на карте Семёна Ремезова).
Этноним «телеут», равно как и «теленгит», восходит к древнетюркскому этнониму «Теле».
История народа «Теле» прослеживается с раннего средневековья и открывает связь с историей многочисленных  других  народов: – ободритами, гуннами, готами, ругами, ранами, ургами (венграми), ойратами, тёлёсами (Т;;л;с), кумандинцами, тубаларами, челканцами, тахирами, юкагирами, номадами, борисалами (барласами), бурятами, тувинцами, эвенками (тунгусами), чулымцами, хакасцами, шорцами, тюрками, скифами, сарматами (саргатами), динлинами. До 1917 г. алтайские народы определялись общим названием  - «алтайские татары».
Современными историками и исследователями (И. С. Тенгереков, Ю. С. Худяков) по сохранившимся источникам установлено, что «теле» занимали огромную территорию - кочевья телеутских князей находились в предгорьях Алтая, Кулундинской  степи и лесостепях верхнего Приобья и Притомья.  Географические границы «Телеутской землицы» конца XVII века в современных административных делениях,  включали в себя всю территорию современного Алтайского края, частично территорию Республики Алтай, Кемеровской и Новосибирской областей России, а также, возможно, частично Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей Казахстана.  (Википедия)

Но как кочевой народ  мог контролировать такие огромные территории, на которых компактно проживали  другие коренные народы и племена? Ответить можно, только  если учесть, что эти территории  входили в состав «Великой империи Тартарии», и  племена составляли  воинские подразделения единого государства, возглавляемые  белыми людьми европейского вида (как и ногайцы,  которые выступали под  флагами  с изображением Грифона), поэтому «телеутов»  называли «белые калмыки». Не говорит ли это о том, что на этих территориях проживали и наши русские предки. Поэтому староверы, уходя из европейской части от христианизации, находили себе место среди своих собратьев на Алтайских землях.
 
Об истории «телеутов»  известно немногое и не ранее конца IV века.
В 391 г. «телеуты» были покорены китайскими «табгачами», в 403 г. – «жужанями».  После военных успехов в 480-х годах они создают союзное китайцам государство «Гаогюй», которое достаточно быстро  распалось. Около 550 года  «телеуты» были покорены «тюркутами» и стали подданными Тюрского, а позднее Восточно-тюрского каганатов.
 
В своей работе «Древние тюрки» Л.Н. Гумилёв, ссылаясь на источник «Юань-чао ми-ши», сообщает, что  «телеуты» «упоминаются в числе суверенных племен, покорённых в 1207 г. Джучи-ханом» (ст. сын Чингизхана). C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов (?). В древних китайских источниках, в частности, в «Суйской династийной хронике», сказано, что «предки Теле были потомками Хунну» (гунны). В другом китайском источнике – «Вэйской летописи», рассказывающей о происхождении предков Гаогюйцев, также утверждается  сходство языка Теле с хуннским.
О периоде с 630 года по XVI век - о жизни и деятельности «телеутов» сведения скудные и не вполне достоверные. Но за этот период  отсутствуют сведения и о др. племенах Сибири, как нет и каких либо упоминаний о «Великой империи Тартарии», но сохранившихся на картах европейских картографов XVI века. Зато  есть сведения об экспедиции Герхарда Миллера по Сибири с 1733 по 1743 г. - российского историографа  немецкого происхождения, действительного члена  Академии наук, профессора  истории с 01.07.1730 г., вице-секретаря  Российской Академии наук. («Википедия») Экспедиция вернулась с большим обозом собранных материалов, но письменные источники были представлены только в копиях. В Томске на тот момент находилось одно из самых древних государственных хранилищ, и именно в то время архив был потерян в результате пожара, или по другой версии был утоплен в реке Томь местным воеводой. (В.Г. Козлов - комендант Томска, 1714 по 17хх г., или Матвей Чхеидзе с 17хх по май 1761 г.)
Но всё же какая-то часть древних документов сохранилась в других местах (в «схоронах» староверов, например) в библиотеках европейских стран, в Ватикане и США.

Из сохранившихся источников известно о великих завоевателях Чингиз-хане (Тэмуджин – Тэмугэ-отчи - «лучшее железо»; 1162 - 1227 гг.) и Тамерлане (Темир-Аксак, Тимур(-э)- Лянг – Тимур-«хромой» или «хромец»; 1336 – 1405 гг.), их родословных, о военных походах, покорённых ими улусов и царств многих народов на евразийской и европейской территории. Но нет никаких сведений о сражениях с императорами (или ханами) «Великой Тартарии». А почему?  Есть упоминание о походах обоих воителей на Иртыш в 1209 г. и 1389 г. против татар [но этот этноним появился только в XVIII веке, в подлинных письменных источниках никаких монголов и татар в текстах нет,  речь всегда идёт о моголах (Mogol – народ с севера), моаллах, могуллах и тартарах (лат. Tartares)]  или телеутах («белых калмыках») и ободритах (народ с прилегающих земель реки Обдоры).
Кто  разорил их, возможно, древнюю столицу  Грустину – Грасиону (современный Томск или Камул)? Кто были правители этих царств, улусов или княжеств? Поэтому историю о татаро-монгольском нашествии на Русь и её трёхсотлетнем закабалении следовало бы давно  пересмотреть. Замены в школьных учебниках слова «иго» на слово «орда» - недостаточно. Кроме «Золотой орды» в этих учебниках нет даже намёка на существование «Большой орды», «Белой орды», «Синей орды», «Пегой орды», «Казацкой орды».
Противоборство внутри  единого государства «Великой империи Тартарии» западной части (принявшей христианство)  и её большей части на территории Сибири (оставшейся верной старой Вере – Православию)  можно рассматривать  как  междоусобную (гражданскую),   братоубийственную войну, как белых и красных  в 1918 г.  Но на этом разделение не закончилось, потомки Чингиз-хана Тэмуджина продолжили это разделение по своим улусам, каждый считал себя великим продолжателем великого рода. Нападение Тамерлана на ослабленную «татарскую» (тартарскую) империю в 1389 г., привело к её полному краху и последующему подчинению  Московии.
(*В грамоте от 20 июля 1563 года к польскому королю царь Іоаннъ Васильевичъ именует себя ко всем прочим титулам - Удорскимъ, Кулундинскимъ и всея Сибири.) А если учесть, что в 1395 г. Тамерлан окончательно добил своего соплеменника, хана «Золотой орды» Тохтамыша (внука Джучи-хана, правнука Чингиз-хана Тэмуджина), то  какова же на самом деле была роль «Куликовской битвы»? Не есть ли «чингизиды» и их предки правители «Великой империи Тартарии»?
https://wowavostok.livejournal.com/1971272.html  - правители империи наших предков.
https://history.wikireading.ru/126339  - начало династии Чингизидов. (Рукопись «Муизз ал-ансаб» хранится в Национальной библиотеке в Париже.)

Исследования А. 3. Тогана, Дж. Е. Вудса, Широ Андо, Ш. А. Квинна и других ученых утверждают, что часть «Муизз ал-ансаб», посвященная «чингизидам», заимствована из «Шуаб-и панджгана» («Генеалогия пяти народов») Рашид ад-Дина. «Шуаб-и панджгана» была составлена Рашид ад-Дином между 1306 и 1310 гг.

 Из родословной Чингиз-хана:
  – «Отец Чингиз-хана - Есугэй-бахатур (Есугай-баатур, третий сын из четырёх  Бартан-баатура), из монгольского (могольского, могульского, моаульского) племени кият-борджигин, был богатым нойоном (монг., калм., бурят. - господин, князь). Мать Чингис-хана звали Оэлун-фуджин (хатун) из рода олкунут (ветвь племени кунграт). Родившегося мальчика было решено назвать Тэмучином (Тэмуджином), дав ему имя татарского хана, который погиб от руки Есугэя незадолго до рождения сына».

(Чингиз и Тэмучин - не говорит это о древнейшем обычае давать ребёнку два имени, одно из которых было именем-оберегом и хранилось в тайне?
)

Т.е. Есугей-бахатур (баатур) дал имя своему сыну в честь убитого им (случайно?) хана  родственного племени?
 
[Кият (каракалпаки  – ;ыят, каз. ;ият)  – древнетюркское огузское племя.
Ныне подроды этого племени входят в состав среднего жуза казахов и каракалпаков.
Кунграт (конырат)  – казахский род (каз. ру) - термин, обозначающий принадлежность к определенной группе (ветви)  единого  Рода, с общим боевым кличем – ;ран (руск. – ура)}.

Так кто же есть кто?
(Из «Повести временных  лет» (Радз.), 23—24 (XV в. ~ нач. XII в. -  «Иде Олегъ на Грекы, Игоря оставив Киев;, поя же множество варяг, и словенъ, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, ... и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться от грекъ Великая скуфь».)
 
Все мы от «Скифов» пошли! (см. 67)

Все народы произошли от одного первопредка, утверждают учёные (таких мало и их имена замалчиваются) и «священные писания» («Сафа эхад у дварим ахадим» - «И бе вся земля устне едине и глас един всем» - «На всей земле был один язык и одно наречие» - Ветхий завет, Первая книга Моисея, Бытие. Гл. 11, 1.)         
( - учёные нашли скрытые общие корни всех языков мира.)
 
С кем же смешались наши первопредки, от чего появилось такое многообразие человеческих популяций? Кто и когда выделил особую группу как этнос под названием - татары? Исследования в области генеологии не подтверждают гипотезу об общем происхождении всех татар - крымских, поволжских и сибирских. По языку их относят к одной лингвистической группе — кыпчакской подгруппе тюркских языков, но генетически они различны. Маркер группы R1а характерный для русских (от 34 % на севере до 55 % на юге), достаточно высок и у татар:  у волжских татар  до 34-44%, у крымских татар до 32%, у сибирских – до 38%.
https://bulochnikov.livejournal.com/2836331.html - татарские народы не являются генетическими родственниками.

*М.В.Флоринский в своей книге «Заметка о происхождении слова Сибирь» приводит  грамоту царя Фёдора Иоановича (Блаженного) к сибирскому хану Кучуму 1597 г. о неуплате дани

 «Изъ давнихъ л;тъ Сибирское государство была вотчина прародителей нашихъ, блаженный памяти великихъ государей русскихъ царей, какъ ещё на сибирскомъ государств; былъ д;дъ твой великъ-царь, и за сибирскія земли всякую дань давали нашимъ прародителямъ, великимъ государямъ-царямъ (Иван III – 1462 -1505 г.; Василий III 1505 – 1533г.); а посл; д;да твоего Ибака-царя были в сибирскомъ государств; князи Тайбугина роду, Махметъ-Еунь, а посл; Казыи князь, а посл; Казыя Едигеръ князь, и т; вс; князи д;ду нашему, блаженныя памяти государю-царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руссіи, съ сибирскія земли дань давали. А какъ ты, Кучюмъ царь, учинился въ сибирской земл; царемъ, и ты отцу нашему, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руссіи, послушенъ былъ и дань съ сибирской земли присылалъ, а отецъ нашъ, блаженныя памяти, тебя въ своемъ царскомъ жаловань; держалъ подъ своею царскою высокою рукою. А посл; того ты, Кучюмъ царь, отъ отца нашего, блаженныя памяти отъ великаго государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руссіи и отъ его царскаго жалованья отсталъ и непослушникомъ учинился еси, и дани давать не почалъ еси, и сына боярскаго Третьяка Чебукова, который былъ посланъ для дани, убилъ еси, и въ наши украинныя м;ста, въ Пермскую землю, войною многажды приходилъ еси, и за такія твои грубости и неправды, что надъ тобою сталося, то самъ в;даешь ... »
(Собран, государств, грам. и договор. Москва, 1819 г. т. II, стр. 132, грам. 68)

О состоянии отношений с Московией  можно судить по тексту грамоты  самого  Кучюма, отправленной  к  Ивану IV Грозному в 1570 году:

 „Богъ богатъ. Вольный челов;къ Кочюмъ царь, великій князь б;лой царь. Слыхали есмя.... еси и справедливъ, мы и весь народъ воюются, а не учнутъ воеватца и он; мирятца. Съ нашимъ отцомъ твой отецъ гораздо помирился и гости на об; стороны ходили, потому что твоя земля близка, люди наши въ упоко; были, а межи ихъ лиха не было, а люди въ упоко; въ добр; жили, и нын; при нашемъ и при твоемъ времени люди черные не въ упоко;. А по ся м;ста граматы къ теб; не посылалъ есми потому, что не съ которымъ намъ война была, и мы того недруга своего взяли; и нын; похошъ миру, и мы помиримся, а похошъ воеватися, и мы воюемся. Пяти-шти челов;къ въ поимань; держать, земл; въ томъ что? Язъ пошлю посла и гостей, да гораздо помиримся, только похошъ съ нами миру и ты изъ т;хъ людей одного, которые въ поимань; сидятъ, отпусти и своего челов;ка съ ними къ намъ пошли гонцомъ. Съ к;мъ отецъ чей былъ въ недружб;, съ т;мъ и сыну его въ недружб;-жъ быти пригоже; будетъ въ дружб; бывалъ, ино въ дружб; и быти; кого отецъ обр;лъ себ; друга и брата, сыну съ т;мъ въ недружб; быти-ли? И нын;.... помиримся братомъ стар;йшимъ.... чимъ учинимся въ отечеств; ..... только похошъ миру и ты на борзе къ намъ гонца пришли. Моля съ поклономъ, грамату послалъ".
 
На обороте надпись:  – «Государю Царю и Великому Князю Ивану Васильевичу... »

Полные титулы русских царей и их клички:
https://mikhailtula.livejournal.com/127352.html
 
Титул вел.кн. Ивана III Васильевича – «грозный» и «великий» (1462 -1505г.):
Великий Князь Иван, Божией милостию, Государь всея Руси и Великий Князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных.

Титул вел. кн. Василия III Ивановича (1505 – 1533г.):
Божием благословением, Мы, Великий Государь Василий, Божиею милостию, Государь всея Руси и Великий Князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский,Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, и Черниговский, и Рязанский, и Волоцкий, и Ржевский, и Белский, и Ростовский, и Ярославский, и Белоозерский, и Удорский, и Обдорский, и Кондийский, и иных.

Титул царя Ивана IV Васильевича – «грозным» стал именоваться в начале XVII века (1533 – 1584г.):
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский, Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и иных, и всея Сибирския земли и Северныя страны  Повелитель, и Государь земли Вифлянской и иных.

Титул царя Федора Ивановича  – «блаженный» (1584 – 1598г.):
Божиею милостию, Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея России, Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский, Великий Князь Смоленский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и Обладатель всея Сибирския земли и великия реки Оби, и Северныя страны Повелитель и иных многих земель Государь.

Краткий титул царя Бориса Федоровича Годунова (1598 – 1605г.):
Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Борис Федорович всея Руси Самодержец.

Титул Лжедмитрия I – Григорий Отрепьев (1605 – 1606г.):
Мы, пресветлейший и непобедимейший Монарх Дмитрий Иванович, Божиею милостию, Цесарь и Великий Князь всея России, и всех Татарских царств и иных многих Московской монархии покоренных областей Государь и Царь.

Краткий титул царя Василия Ивановича Шуйского (1606 – 1610г.):
Божиею милостию, Великий Господарь Царь и Великий Князь Василий Иванович, всея Руси Самодержец и многих господарств Господарь и Обладатель.

Титул царя Михаила Федоровича Романова – «кроткий» (1613 – 1645г.):
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и всея Сибирския земли и Северныя страны Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных многих государств Государь и Обладатель.

Титул царя Алексея Михайловича – «тишайший» (1645 – 1676г.):
Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Литовский, Смоленский, Тверский, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны Повелитель, и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных многих государств и земель, восточных и западных и северных, отчич и дедич, и наследник, и Государь, и Обладатель.

История Телеутов  XVII – XVIII веков в работах  специалистов по истории Южной Сибири:      
– доктора исторических наук, профессора  А. П. Уманского  – https://www.twirpx.com/file/1329090/  - Новотроицкий некрополь;
 – Ю.С. Худяков - Взаимовлияние русских и народов  Сибири в военной области в XVII в.

Значения «Теле» и «Телеут» в образах азбучных символов:                Тєле (телега, телефон, телеграф, телевизор, телепатия)  – определённая форма связи, объединяющая (множество) мирно мыслящих людей, (что не мешает им) соответствовать самим себе.

Тєле-ут (Тєле-;т)  – определённая форма связи, объединяющая (множество) мирно мыслящих людей, (что не мешает им) соответствовать  самим себе, близость и согласие которых утверждено свыше.

101.    Алеут(ы) (самоназвание – уна;ан, unangan, коренное население Алеутских островов. Бо;льшая часть живёт в США (Аляска), часть - в России (Камчатский край). В 2010 году в США их насчитывалось 2300 чел., в России – 482 человека.   Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология этнонима вызывает разногласия у её исследователей. Наиболее убедительной представляется гипотеза, по которой название «алеут» происходит от чукотского - алиат (остров), алиут (островитяне).  Википедия)

 – изначально люди существовали в согласии, утверждённом свыше.

102.   УДМУРТ(ы) (удм. «удмурт», «удморт», мн.ч. «удмуртъёс», «морт» - человек, мужчина; «удморт» - достаточно чувствительный человек; на санскрите «уддмар» означает «отличный, респектабельный, высокого ранга»,  «мурти» означает воплощение, инкарнация, божество).  Удмуртский язык относится к финно-угорской группе уральской семьи.  Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет  пермскую подгруппу. (Википедия)
 
  – зов сердца и добрые помыслы  взаимодействуют с силой божественной связи небесных и земных стуктур (что и объединяет  этот народ).

103.   ВЕНГР(ы)(УГРы) (самоназвание - мадьяры,  венг. magyarok) – европейский народ  угорского происхождения.  В отличие от своих ближайших языковых родственников - хантов и манси, оставшихся в тайге, венгры ушли в степи и стали вести практически кочевой образ жизни.  В причерноморских и приазовских степях  находились под властью хазар и булгар.  (Википедия)
 
Древневенгерская конфедерация племён  состояла из семи собственно венгерских племён и трёх союзных этнически хазарских родов, отколовшихся от Хазарии  под названием «кавры» (унгры).  В 896 г. под предводительством  Арпада и Курсана  они поселились в Трансильвании, откуда овладели Паннонией  и впоследствии заняли сегодняшние земли восточной  Австрии  и южной Словакии.  К XVII веку Венгрия попадает под власть Эрцгерцогства Австрии, но получает определённое самоуправление. Поэтому венгры как нация не исчезают, а их национальное самосознание, культура, язык продолжают развиваться. Формируется государство Австро-Венгрия (1867 г.)  После Первой мировой войны  Австро-Венгрия распалась. (Википедия)

В русском «венгр» - заимствование из польск. - w;gier (?); праслав. – «;gъgrinъ»; (др.рус. – «оугринъ» - угринь); укр. -  «угорець»; сербск.-ст.слав. – «;гринъ», мн. - ;гре;  серб. – «у;гар», род. п. «у;гра», также - «у;грин»;  болг. – «унгарци“; словен. – vogr, vogrin; чеш. – uher; словац. – uhor; польск. - w;gier, w;grzyn;  лит. - ve;gras.
В европейских языках имеет формы лат. - Ungari, Ungri; греч. - ;;;;;;;;;, ;;;;;;;;  фр. -  hongroi(s); нем. - Ungar(n); англ. - Hungarian(s); швед. - ungrare.

В средние века  Венгрию долго называли «королевством гуннов», так она упоминается в романе «Песнь о Нибелунгах». Считалось, что венгры вторглись в Европу вместе с гуннами, как их союзники.

Самоназвание венгр. - magyar(ok) - «венгр, венгерский» (др.-венг. - Моgor) обычно разделяют на две части, первую из которых – «m;;»  сравнивают с самоназванием «манси»  и названием одной из двух фраторий  «хантов»  - «мось». (Википедия)

Исследования современных антропологов в Тургайской области Казахстана  выдвигают и доказывают другую версию происхождения «мадьяр», на основе  генетического  сходства между венграми и казахским родом «маджар». Этому также приводятся доказательства, что в древности, до принятия своих нынешних алфавитов, и казахи и венгры писали рунами.
В древности  казахи и венгры были тенгрианцами  (древняя религия  тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствует культ «Тенгри» - обожествлённого неба. Венгры до сих пор отмечают старый тенгрианский праздник «Карачун» (?!). Это слово состоит из двух древних слов «кара», что значит «великий», и «чун» – «обмен». Праздник приходится на 21 декабря, когда совершается великий обмен: день постепенно идет на увеличение, а ночь – на сокращение. Интересно также отметить, что Рождество по-венгерски Корачонь (Kar;csony).
( http://www.liveinternet.ru/users/nikalexx/post313201788/ )

Сибирский летописец первой половины  XVII века Савва Есипов,  сообщая о происхождении хана Кучума, Казахское ханство  называет «Казачьей ордой».
В царской России и в советское время до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, по одной из версий, уже тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками.

Угрин(ы) (;гриЊ )  – близость их говора  речи соединяет в наше общее.

104.   УЗБЕК(и) (узб. ед. Ўзбек, мн. Ўзбеклар; O;zbek, O;zbeklar) – тюркоязычный народ.  Являются основным и коренным населением Узбекистана. В постсоветской Средней Азии представляют самую многочисленную из этнических групп. Количество этнических узбеков в стране составляет около 80 %. Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские  племена. Узбеки стали объединяться с Х по XV век. Это привело к смешениям древнеиранского населения с древнетюркскими племенами в период между XI и XIII веками.  В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: кипчаки, найманы, канглы, хытаи, кунграты, мангыты и др.

Этноним «узбек» был привнесён в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времён Узбек-хана, XIV век), перекочевавших в Мавераннахр  на границе XV – XVI веков во главе с Шейбани-ханом  и под предводительством шибанидских принцев - Ильбарсом и Бильбарсом с севера за Сырдарьей и из южнорусских степей. Дештикипчакские узбеки включились в тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.
 
Авторы конца XIX века, описывали узбеков, как  оседлое племя, занимающееся преимущественно земледелием и населяющее пространство от южного берега Аральского озера до Камула (см. города Тартарии - http://www.tart-aria.info/goroda-tartarii-oni-vozvrashhajutsja/ ).
 
Племя это считается господствующим в трех ханствах и даже в Китайской Тартарии.
По словам самих узбеков, они делятся на тридцать две тайоры, или отрасли.
По генетическим, генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение между иранскими  и тюркскими народами с редкими монголоидными элементами. Среди согдийских документов начала VIII века на территории Согда  был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом.
Наиболее раннее упоминание слова «узбек» в качестве личного имени относится к XII веку. В «Книге назидания» арабский автор Усама-ибн-Мункыза (ум. в 1188 г.) отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в 1115 – 1116 гг.  был «эмир войск» Узбек - правитель Мосула. (Мосул - город на севере современного Ирака.)

В 1221 году  одним из предводителей войск хорезмшаха Джалал ад-дина в Афганистане  был Джахан Пахлаван Узбек Таи.
Согласно Allen J. Frank и Peter B. Golden личное имя «Узбек» появилось на исторической сцене ещё до Узбек-хана, на территории Дашти Кипчака.

Узбекистанский историк  М. Эрматов предполагал, что слово «узбек» было производным от названия тюркского племени «узов» (см. сл. 298). В византийских источниках «огузы» (огузлар) упоминаются, как «узы», а в исламских рукописях, как «гуз» и «гузз». В русских летописях «узы» проходят как «торки».

К концу XIV века на территории восточного  Дешт-и-Кипчака, образуется союз кочевых монголо-тюркских племен, придерживающихся устоев Узбек-хана, прозванных за это «узбеками». Впервые о нём упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом (1361 – 1375 гг., правитель  Ак-Орды – Белой Орды) и его противником  Тохтамышем (правитель Золотой Орды).

По версии ученого Г.В. Вернадского, термин узбек являлся одним из самоназваний «свободных людей». Он предполагает, что термин «узбеки» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал:
«… согласно Полю Пелио, имя Узбек (;zb;g) значит «хозяин себя» (ma;tre de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается П. С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название «узбек» значит «сам себе господин».
 
Узбе;к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. ;зб;к, ;zb;k; ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.  В январе 1313г., после смерти хана Тохты, Узбек-хан воцарился в Золотой Орде. Ввёл ислам как государственную религию и преследовал всех инаковерующих.  (Википедия)

В образах азбучных символов:
Узбек   – чувство (новой) формы жизни, превосходящей (над всеми другими) в существующей системе бытия (свободные люди);  (см. сл. 307)

105.   ХАНТ(ы) (самоназвание - «ас хоят»,  ханти, хандэ, кантэк; рус.устар. - остяки;) - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО.
Словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечал, что остяки (ханты) - угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), разделяется на три группы: северных остяков — в Березовском округе; восточных - в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган); и юго-западных или иртышских - в северной части Тобольского округа.

  –  всеобщая согласованность (этих людей) в деле, твёрдо следующим заветам предков.
 
106.   ОСТЯК(и)  – их слово (язык) твёрдо  представляет образ  одного рода, объединяющий человека  со Вселенной.

107.   МАНС(и) (самоназвание - м;ньси; устаревшее - вогу;лы, вогуличи)  - малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры.  Ближайшие языковые родственники хантов, говорят на мансийском языке);
 – мышление этих людей связано с тем, что было известно их предкам и их словом (языком).

108.   ВОГУЛ(ы)  – люди, которые самостоятельно выбрали свой путь к истине.
 
109.   ЧАЛДОН(ы)(Или челдоны – коренное русское население Сибири. Сами чалдоны выводят свое самоназвание как «между Чалкой и Доном». «Человеком с Дона» в Сибири принято называть любого представителя казачьего сословия, «вольных людей»; а «людьми с реки Чалый» иносказательно называли каторжан, ссыльных и разбойников, которых также относили к «вольным людям», то есть к людям, не склонным подчиняться власти. Домашний уклад чалдонов, скорее, характерен для времен жизни славян до возникновения княжеской власти  – времен славянского уклада общинного землевладения без четко выраженной централизованной власти.
В настоящее время историками  рассматривается гипотеза про славянское происхождение чалдонов от сибирских поселенцев арийского и славянского происхождения до прихода в Сибирь тюрок и монголоидных племен.

110.   ЧУВАШ(и) (Самоназвание – чуваш. «ч;ваш»; мн. ч. «ч;вашсе;м»; тюркский  народ:
 – верховые чуваши  (вирья;л или тури;) - северо-запад Чувашии;
 – средненизовые чуваши  (ана;т енчи;) - северо-восток Чувашии;
фольклор и особенно народное искусство, свидетельствует, что у средненизовых чувашей сохранились древние формы культуры: народный костюм, сложные нагрудные украшения (археологические и исторические памятники - надгробия, украшения, кольца, подтверждают, что «анат енчи» даже в XVII—XVIII веках пользовались руническими письменами и на высоком уровне стоял такой редкий вид искусства, как ювелирная чеканка по цветному металлу);
 – низовые чуваши  (анатри;) - юг Чувашии и за её пределами;

Чувашский язык является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет три диалекта: верховой («окающий»), средненизовой, низовой («укающий»).
Самоназвание чувашей, по одной из версий, напрямую восходит к этнониму  части булгароязычных  тюрок: *;;; ; ;owa;/;uwa; ; ;ova;/;uva;. В частности, название племени «савиров» ("сувар", "суваз" или "суас"), упомянутое арабским автором X века Ибн-Фадланом, многие исследователи считают тюркской адаптацией булгарского названия "Suvar".)
   
 – гармония (с Природой) и взаимодействие с мудростью (предков)  изначально объединяют этот народ  на этой земле.

111.   ЧУДЬ (сл. Старчевского, ж.«чоудь» - народ, м. «чоудъ» - великан; санскрит, - «чудья»  значит – ЧУБ, ХОХОЛ, ОСЕЛЕДЕЦ, то, что до сих пор носят в Индии брахманы. В индийских домашних обрядах существует даже такой термин – «чудья карна», т.е. стрижка чудьи, оставление этого самого хохла. Оселедец-чудью носили наши запорожцы (из старых воинов), а в древности – князья и их свита (Святослав, князь Игорь и иже с ними), варяги и викинги.  Очевидно, что такая причёска у мужчин чудских племён была нередкой, раз дала самоназвание целому этносу;  Сету (сето), псковская чудь, полуверцы, малочисленная  финно-угорская этническая группа, проживающая в Печорском районе Псковской области);

Чудь  – человек прекрасен, взаимодействуя в своём развитии с законченным Божьим творением (т.е. с Природой).