25 лет без Советского Союза..

Григорий Варшавский
"Хочу назад в СССР, как дед давно уж впавший в детство,
Где был герой  Гамаль НасЕр, и все так было интересно.
Где жизнь расписана была по дням, часам и по минутам,
И вся великая страна была от всех укрыта круто.

Не знали секса, без валют спокойно жили и рожали,
Был гарантированный труд, а между делом выпивали,
Стояли в очередь за всем объединенные цепями,
Нам было семь и семьдесят семь- мы были связаны все с вами.

Пришли иные времена, быть может, в чем-то стало хуже,
Россия - странная страна: где всем тепло, там русским стужа.
Где надо очень просто жить,  мы прошибаем  лбами стену,
И нет, чтобы себя винить, виним, конечно, мы соседа.

Да что теперь тут говорить, такие мы - не бог нас создал,
А вот какими дальше быть - поговорить еще не поздно.
Пора задуматься - кто мы? Чего во всех нас не хватает?
В нас очень много похвальбы, и каждый вроде бы все знает.

Давать советы - мастаки мы все в сегодняшней России,
И спорим мы до хрипоты: ну,  почему же мы такие?
Мы верим в чудо из чудес и повторяем (с партбилетом):
"Христос воистину воскрес", чтобы помочь нам в жизни этой.

И под малиновый трезвон идем с Единою Россией,
Куда-то все-таки бредем, и впереди опять Мессия.
Но, обернувшись иногда, глядим назад в СССР,
Где были молоды тогда, и не было еще потерь...

Где нам казалось-проживём, всего немного нам исправить,
И станет лучше прежний дом, и сможем мы себя заставить
Трудиться лучше и честней, но как же были мы далёки
Среди тогдашних прежних дней от истины иной, глубокой!"

        Это стихотворение написано мной и напечатано на сайте "Стихи.ру" в феврале 2009-ого года. Сегодня декабрь 2016-ого года и исполняется 25 лет со времени развала Советского Союза. Мне захотелось высказать свои соображения в связи с этой датой, тем более, что на будущий год весь мир и мы в первую очередь будем отмечать 100-летие Великой Октябрьской революции, в результате победы которой и появился Советский Союз.

        Хочу сказать, чтобы быть вами правильно понятым, я из своих нынешних 70-ти лет- 45 лет прожил в Советском Союзе. При этом, мне и моей семье было комфортно жить и в СССР и в его преемнице- Российской Федерации. Именно поэтому, при всей субъективности автора, я предполагаю в своих заметках достаточную объективность при освещении произошедшего со всеми нами-гражданами СССР.

        Для начала я предлагаю вам небольшой сравнительный анализ двух крупнейших в 20-ом веке политических событий для нашей страны( победу в Великой Отечественной войне -также великом событии, я в этой статье не рассматриваю). Итак, речь идёт о Февральской и Октябрьской революциях 1917-ого года, приведших в конце концов к образованию СССР, и о событиях 1985-1991-ого годов, приведших к распаду СССР и к образованию на его территории новых государств и в первую очередь его правопреемнице- Российской Федерации.

        Итак, в 1914-ом году при начале Первой мировой войны, никто, я подчёркиваю, никто не предполагал, что через 2,5 года рухнет российская монархия  на её место придёт сначала новая форма правления-буржуазная Республика, а затем пролетарское государство. Более того, никто такой смены политического строя в России не предполагал и за год до названных событий, то есть в 1916-ом году. И это не мои личные утверждения. Прочтите воспоминания российских политических деятелей, находящихся по разные стороны баррикад(и белых и красных), прочтите воспоминания и дневники зарубежных историков, политических деятелей, журналистов, разведчиков; ознакомьтесь с подлинными материалами той эпохи(книги, журналы, газеты) и вы поймёте, что я прав. И Февральская буржуазно-демократическая революция и Октябрьский пролетарский переворот, а именно так и называли его сами большевики до 1927-ого года, катализатором которых стала Первая мировая война, были совершены политическими лидерами и партиями, не подготовленными не теоретически, не практически к решению этих задач. И в стране, население которой в массе не было подготовлено к революционным событиям.

       Перенесёмся теперь в 80-90-ые годы 20-ого века. С 1985-ого года в стране развивалась "перестройка". Никто, я подчёркиваю, никто не предполагал в 1985-ом году, когда Горбачёв пришёл к власти, как никто не предполагал в 1990-ом году, за год до развала СССР, что через год мы все заживём в новых рыночных капиталистических государствах. Я не отрицаю, что коренные жители Прибалтики в целом были настроены в пользу отделения от СССР уже давно, поскольку до Второй мировой войны в Прибалтике располагались самостоятельные и признанные мировым сообществом Эстония, Латвия и Литва. Я знаю, что определённые сепаратистские отношения имели место и на Украине, и в Грузии. Но что распадётся СССР, и в первую очередь союз славянских республик(России, Украины и Белоруссии) предположить не мог никто. Опять же это не мои соображения-почитайте документальные книги наших и зарубежных историков, журналистов, политических деятелей и убедитесь в справедливости моих слов. Более того, как и в случае с событиями Февраля и Октября 1917-ого года, мы опять имеем дело с теоретически и практически неподготовленными политическими деятелями и политическими партиями событий(" сама перестройка", "августовский путч", "Беловежское соглашение"), проведёнными в не готовой для этого стране, опять же не теоретически не практически. Не кажется ли вам поразительной сходность ситуаций событий 1917-ого года, приведших к развалу Российской Империи, а затем Временного буржуазного правительства, и событий 1990-1991-ого годов,приведших к развалу СССР?
Среди многих журналистов, публицистов, пишущих на исторические темы, среди политических деятелей разных направлений, у читателей  популярны два афоризма на историческую тему. Первый афоризм принадлежит великому немецкому философу Гегелю. носит название "парадокс Гегеля" и звучит так :"История нас учит тому, что ничему не учит". И второй афоризм, принадлежащий также немцу-профессору Гейдельбергского университета Карлу Хампе,-"История не терпит сослагательного наклонения".Лично мне не очень нравятся оба этих афоризма. Первый из них-гегелевский, высказанный много лет назад в совершенно иную историческую эпоху и при иных обстоятельствах, утверждает отсутствие здравого смысла у общества. Но против этого говорит конкретный пример 20-ого века. Более 70-ти лет прошло с момента окончания Второй Мировой войны, и в Европе практически нет войн между странами (война в Югославии- это совершенно иная ситуация, это гражданская война, связанная с распадом страны).Более того, события, произошедшие в Европе, в мире в те предвоенные тридцатые годы, когда демократические власти США, европейских стран и Советского Союза позволили придти к власти в других странах пусть и выборным путём фашистским, нацистским и прочим националистическим партиям, сегодня встречают явный отпор всех демократических сил. Это же происходит помимо Европы и в Азии, и в Южной Америке, и в меньшей мере-в Африке. Правительства США, России, европейских стран стараются не допустить появления во властях других стран националистических тоталитарных диктатур. Другое дело, что принимаемые в этом случае решения даже под эгидой ООН не всегда хорошо продуманы, как в случае с Ливией или Ираком.

    Что же касается второго афоризма, согласие общества с тем, что раз историческое событие произошло, то нечего и "копья ломать", значит так и должно было быть, и главное, что уже ничего не изменить- это согласие у меня вызывает отторжение, поскольку сразу закрывает возможность дискуссии и вывода о том, что если бы не субъективизм политических деятелей и сил за ними стоящих, история могла пойти по совершенно иному пути. А это крайне важно для предотвращения конфликтов в мире.

    К чему я пустился в эти философские рассуждения? А к тому, что для более или менее объективной оценки произошедших 25 лет назад событий в нашей стране, для понимания современных в ней процессов, нужно на мой взгляд руководствоваться в истории совершенно иными принципами, нужно прежде всего руководствоваться здравым смыслом, о котором ещё в 19-ом веке говорил германский канцлер Отто Бисмарк:"В политике я предпочитаю учиться на чужих ошибках", и хорошей русской поговоркой:"Не надо наступать на одни и те же грабли". Впрочем на грабли вообще не надо наступать, могут ударить. Наша беда всегда и сегодня в частности- в отсутствии здравого смысла во многих наших действиях и во власти и в обществе. Мы на сегодня обладаем сравнительно небольшим запасом здравого смысла. Именно поэтому мы по прежнему верим в харизму политических деятелей, в прорицателей, в гадалок, в приметы и так далее. Научиться здравому смыслу можно, но такое обучение требует длительного времени и желания общества. И никакая религия не научит нас здравому смыслу. Научить может только опыт жизни не одного поколения граждан.

      Так вот, если воспользоваться здравым смыслом наша Россия после 1991-ого года вернулась в русло нормального исторического процесса, в русло всех цивилизованных стран мира. То что произошло с нашей страной в период с 1917 по 1991-ый годы- это не бесцельное время, это тот опыт, который поможет нам в дальнейшем нашем развитии. Надо только взять всё то хорошее из Советского Союза и очень много дальше трудиться и развиваться по историческому пути, пройденному развитыми странами Запада, естественно с учётом нашего менталитета и нашего географического положения. И ещё- надо прекратить поиски врагов России в мире. Да, мы должны быть сильными, но не надо, чтобы нас все боялись!

Рецензии
Написать рецензию
Григорий Варшавский, блестяще написано!...Потрясающий стих!....
А, вообще, я говорю о всем произведении..
Одно только замечание: Февральская революция, это победа либеральной демократии в лице земств, губерний и Думы над монархией, а октябрьский переворот, это не свержение монархии, это просто государственный переворот, вернувший либеральную Россию, ослабленную мировой войной(по вине монархии!) на имперский(рабский) путь развития!(охлократия)

Геннадий Загрунный   11.12.2016 20:53   •