Искусство и смерть. Посвящается Тыве и всем людям

Анастасия Героева
Это путешествие было для меня гимном смерти и искусству. Тыва - космические просторы под покрывалом из снега, огонь красного рассветного солнца, успокоивший бликами гряды заснеженных гор…
В Тыве я встретила удивительный народ. Меня поразило то, что у них нет столь привычной и болезненной для меня Вины. Эти люди не оправдываются. Они делают. Делают свои дела, и смело смотрят прямо в глаза. Они не испытывают желания объяснить своё поведение.
Они действуют в соответствии со своими внутренними убеждениями, с опытом своего окружения, может быть ещё в соответствии с чем -то - не успела разобраться в полной мере…
Тувинцы созерцательны. Они мало говорят. И слава богу. Здесь много шаманов. Потому, что они слышат Себя, свою душу.
Я попала в рай тишины и чувствования. В Тыве живёт 300 тыс. человек. И построенные советскими деятелями, города готовы в любой миг оказаться сброшенными морщинистой землёй со своей спины.

В центре Тывы есть маленький посёлок Чадан. И недалеко от него есть храм, который появился на свет благодаря воле нескольких тысяч человек. Я видела в этом храме Живую веру. Я видела, как жители молятся, стоя на коленях, и не оборачиваются друг на друга. А только верят. И любят. И заботятся.
Храм в Чадан мужской. Вокруг гряды гор. Стены разрушенного храма. Его построил человек, который пришёл из Тибета. Это была первая весточка со священных высокогорий.
В этой Дороге я быстро перемещалась. Но к утру, когда до храма оставалось 6 километров, я пошла пешком. Было утро. Солнце поднялось и согрело землю. И 25 градусов мороза перестали ощущаться.

В Кызыле я нашла человека, с которым хотела познакомиться.
Мне приснился сон, что знания, которых мне не хватает есть только в Красноярске и ещё в одном месте. Я собралась ехать в Красноярск. И узнала, что мой друг из этого города умер.
Уроки начались.
Похороны дали мне понимание света и любви, чувство благодарности друзьям моего друга. Я увидела, как много людей можно увлечь своим светом, если жить в полную мощь, с полным отдаванием, с всеобъемлющей, до дна раздаваемой радостью.
К концу похорон я поняла, что это не всё. Что не сделала я своё дело.
И поехала в Тыву. Тыва воспитала моего друга. Тыва была одной из главных тем наших разговоров, и друг был первой весточкой Тывы.
И я поехала в Тыву.
В шесть часов вечера я шла по трассе в сторону Абакана. Шёл снег, было очень холодно, мокро и мерзко. Я долго шла, машины проезжали мимо. В голове было только спокойствие и физическое бессилие. Я просто шла.
И остановился автобус. За смелость бывает награда. Автобус ехал в Кызыл. И меня взяли с собой.
Этим же утром в 6 утра я была в столице Тывы. По дороге ночью мы остановились посреди ночи. Я увидела домик, на котором была надпись на неизвестном языке. Я увидела темные силуэты огромных гор по сторонам, и пасущее стадо на одной из гор.. Тыва… Воины и музыканты.
А в храм я увезла свечку с похорон друга. И поставила её в храме Устуу-Хурэ в сердце Тывы. В стенах старого храма, который так много значил для него. И тогда я почувствовала, что дело сделано. И души больше нет рядом…
В автобусе я познакомилась с женщиной, и она сказала, что учитель друга живёт в Кызыле. Я нашла этого человека.
Зачем. Я не знаю.
Я знаю только то, что
за эти дни я окунулась в мир искусства, профессионализма в творчестве. Творчество Иркутска, моих друзей, берегов моря и ритмов мира - оно интуитивно. Интуитивное познание. Творчество - как элемент магии мира, как связь человека с господом.
В этом Путешествии я увидела творчество по-иному. Я увидела, как творчество превращается в Умение, в Искусство. Как оно становится отточенным, филигранным, четким. И это Упоительно!
Джаз, симфонический оркестр, филармония. Слава, внимание и любовь интеллигентных тысяч слушателей, уважение властей, внимание репортёров.
Понимание, что твоё искусство - результат собственных упорных трудов.
Что в этом… Это инструмент жизни.
А Красноярск - место, где искусство узаконено. Это город, где художник в семье - не горе для родителей. А уважаемая профессия. Академии, театры, концерты, гастроли.
Красноярск - город честолюбия, здоровой конкуренции, весёлой молодецкой борьбы - кто же круче, кто первый, кто достигнет большей славы, больших высот. И даже не важно - чего достигать. Важно достичь…
Иркутск - духовность, честь, положение в обществе, статусная надменность…
Больно от того, что дух слаб и далёк. Больно оттого, что страшно.
Всегда поклонялась Творцам. Созидателем Красоты, Яркости, Красок жизни, прекрасной музыки. Горжусь тем, что я чувствую в этих людях плечи собратьев. Благодарна миру за то, что это мои сородичи, что я когда то набралась смелости быть великой!
Но тут я увидела оборотную сторону искусства.
Музыканты умирают. Актёры умирают. Художники.
Артисты пьют. И практически каждый из нас курит.
Повезёт, если у деятеля искусства есть любимый человек. Это спасает.
Созидая, мы отдаём. Мы отдаем свой свет. Свою душу. Внутри есть запас этой божественной мощи.
Но, увлекаясь искусством, наслаждаясь овациями, признанием, мы не замечаем, как резервуары истощаются.
В стремлении раздать, одарить людей светом, мы забываем о том, что запасы необходимо пополнять.
Чтобы отдавать, необходимо, чтобы внутреннее озеро пополнялось притоками. Чтобы внутреннее море имело связь со своим источником.. Для профессиональных деятелей искусства в этом Большая опасность. Обратите на это внимание.
Дух, душа.
Бог.
Любовь. забота, самоотдача и служение. Это помогает генерировать внутреннюю любовь..
Будьте внимательны и заботливы к себе!!!
И замечайте, когда вдохновение заменяется тоской.
И знайте, что из этого есть выход!!!
И не вздумайте сдаваться!!!
Выход простой - просто чувствовать. Просто чувствовать свою душу и души близких. Искренность. Тепло. Близость…
Будьте счастливы, дорогие мои деятели искусства, родные мои самозабвенные люди, милые мои Творцы - люди, несущие Свет!