Австралийский Атаман

Алекс Суханов
(Рассказ)

Почти 100 лет прошло с тех пор, как известная русская этническая группа под названием «казаки» была почти разгромлена в ходе Гражданской войны, раскулачена во время коллективизации и формально прекратила свое существование в многонациональном СССР.
Но с началом перестройки в Советском Союзе потомки казаков стали возрождать свою культуру и традиции на основе православной веры и духовных ценностей.
В СССР в 1988 году был принят закон, разрешающий создание казачьих войск и возрождение казачьих традиций. Казакам разрешили ношение их старой военной формы и даже передали им право на охрану границ и общественного порядка в некоторых городах России. 

С удивлением и любопытством недавно узнал, что такая организация казаков есть и в Австралии и она была официально признана в России как часть Посольского (!) Австралийского отдела Забайкальского казачьего войска.
И вот эта группа из 150 казачих австралийских семей собирается вернуться обратно, на свою историческую родину в Сибирь, на восток от озера Байкал.
Потом это казачье общество Австралии уточнило, что репатриация на самом деле не входит в их план - и что это было недоразумение, после того, как они написали письмо Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву о предоставлении всем потомкам казаков двойного гражданства РФ.
Некоторые австралийские потомки казаков уже успели побывать в забайкальских степях, в запущенных и убогих станицах местных казаков, пообщаться с ними по житейским вопросам.
Потом они решили, что им и здесь, в Австралии живется неплохо, пенсии тут побольше и условия жизни получше, да родились они здесь в Австралии – это их родина.
Так что в перспективе у этой группы, основанной в западной части Сиднея, предполагается только возрождение русских императорских традиций и ценностей казаков в условиях Австралии, как это уже идет полным ходом не только в России, но и среди некоторых казачьих диаспор заграницей.

Под руководством молодого атамана Степана Буркова эти австралийские казаки в третьем поколении именуют себя культурно-исторической организацией. По казачьей терминологии, это также условная станица (или поселение в пределах Войска), расположенная на западе Сиднее в районе Кемпс Крика.
В то же время атаман Бурков вызвал значительные споры внутри русской общины в Австралии – своей страстью к возрождению казачьей культуры, а также привлек внимание Австралийской федеральной полиции и контразведки, посетив Донбасс и высказав ряд экстримистских призывов. Он разместил свои фото в Фейсбуке, где он в кругу военных сепаратистов с оружием, и попал в черный список лиц, представляющих опасность для безопасности Австралии.
Удивляет то, что он родился в Австралии 30 лет тому назад и вырос в пригороде Сиднея Кабраматте в семье потомков казаков во втором поколении. А теперь Степа Бурков горит желанием возродить старые казачьи традиции, о которых мало что знает и то понаслышке, так как последним членом его семьи, который служил в качестве казака при царизме, был его прапрадед Петр Толстов, который родился в 1890 году в небольшом городке к востоку от озера Байкал.
Известно, что слово «казак» происходит из тюркских языков и означает, что кто-то свободен, авантюрист и бродяга.
Дед Толстов переехал в Маньчжурию из России во время Гражданской войны, где отец Степы -Иван Бурков родился в 1950-е годы.
Они эмигрировали в Австралию в 1960-е годы во время китайской культурной революции.
Заслуга отца Степы в том, что он учил сына русскому языку и игре на гармошке, в чем тот очень преуспел. А вот в австралийской школе успехи Степы были скромнее: он с трудом закончил ее и у него не было никакого призвания.
Молодой атаман Степан Бурков представляет собой странную и необычную фигуру в современной Австралии. Его стремление возродить здесь старые казачьи (существовавшие в царской России до 1917г.) традиции и ценности, может казаться благородным и трогательным, и в то же время, совершенно оторванным от реалий современной австралийской жизни. Проще говоря, это получается какой-то цирк или спектакль с лошадьми, ряженными военными и другими казачьими атрибутами.
Если новая версия традиционной казачьей культуры создается в России в условиях усиления морального консерватизма, более жесткого политического контроля и растущего национализма – то в этом контексте, здесь этот фокус-покус атамана Буркова не имеет большого смысла, а вызывает лишь пристальное внимание властей, как к любой экстримистской полувоенной этнической группе.

Казачья иммиграция в Австралию
 
Большинство австралийцев казачьего происхождения прибыли после Второй мировой войны, через Китай и Европу; и оба маршрута были опасны и трудны для казаков.
Некоторые из казаков, укрывшихся в Китае после победы большевиков, впоследствии были репатриированы и отправлены в трудовые лагеря, когда советская армия заняла Харбин в 1945 году.
В Европе в 1945 году казаки были репатриированы, на этот раз англичанами в соответствии с соглашением, подписанным в Ялте. Несмотря на протесты, что они были политическими беженцами, по оценкам 45,000-50,000 казаков (военных и гражданских лиц) были насильственно отправлены в Советский Союз, где некоторые из них были расстреляны по прибытии, в то время как другие были отправлены в трудовые лагеря. Эта репатриация стала известна как Предательство казаков. Те, кому удалось избежать этих репатриаций, в конечном счете, рассеялись в основном в Австралии, Канаде и Соединенных Штатах.
"Казаки люди - свободной воли, которые разделяют уникальную историю, культуру и традиции, связанные с их исторической ролью поселенцев и защитников границ Российской империи, когда она расширила свои границы", объясняет Бурков - атаман Забайкальского казачьего общества Австралии Инкорпорейтид - это официальное название его компании.
А сегодня у них официальная встреча или Круг, когда все казаки из региона собираются для обсуждения и решения административных вопросов. Сегодняшние темы включают предстоящий сбор денег и отчет делегата о своей недавней поездке в Забайкальский регион России.
После того, как официальная часть дня закончилась, казаки-австралийцы Забайкалья сели за стол для праздничной трапезы - время для семьи и друзей, чтобы вспоминать о последних новостях и событиях.


Новая станица Австралии

Новая станица, о которой  рассказал атаман Бурков, включает в себя около 150 членов и имеет свою штаб-квартиру в Русском спортивно-социальном клубе в Kemps Creek, Сидней. Станица использует это место для проведения встреч, торжеств и военной маршировке с лошадьми.
Бурков говорит, что его станица связана с другими группами Забайкальской казачьей армии в Австралии, в том числе в Джилонге, Данденонге, Мельбурн и Тасмании.

Культура и традиции казаков различаются между различными войсками-станицами, потому что казаки часто заимствовали культурные, музыкальные и военные обычаи завоёванных территорий и, возможно, с помощью вежливой политики рекрутировали колонизиванных местных жителей в свои ряды.
 
Казачьи деятельность в Австралии

Первая казачья станица Австралии был создан в Сиднее в 1950 году группой Уральского казачьего войска. Многих первых станичников уже нет в живых и они похоронены на кладбище Руквуд Сиднея.
Станица Буркова приняла волонтерскую программу для восстановления исторических захоронений казаков на Руквуде.
"Атаманы и генералы царской армии похоронены там, - сказал Бурков -И в процессе восстановления их могил, мы узнаем увлекательные подробности от старых членов сообщества об этих людях."
Казаки сегодня считают себя русскими, хотя и с особенностями их русского языка. Казаки считаются суб-этнические группой.
Казачья музыка - еще одна страсть Степана Буркова.
Он сказал: «Каждый раз, когда казаки собираются вместе, они поют  традиционные песни , потому что многие из этих песен были утрачены или извращены при советской власти».
Бойков рассказал, что и забайкальские казачьи песни изменились после гражданской войны в России, что после эмиграции появились новые тексты песен, которые описали травму и потери, которые казаки испытали, выезжая из России, но были оставлены старые мелодии. Бурков подчеркивает, что эта организация является единственной в Австралии напрямую связаны с казаками Забайкальского региона в России, которые официально признаны российским правительством.


Казачья диаспора
 
Диаспора казаков играет важную роль в сохранении казачей культуры, потому что в советские времена казаки, как группа, были репрессированы из-за их участия в движении белого сопротивления после революции.
С 1918 года казаки были систематически казнены и заключены в тюрьму. Согласно оценкам, по меньшей мере, 500 000 казаков были убиты.
В 1916 году  было около 5 миллионов казаков в составе Российской империи, а перепись 2010 г., показала, что только 140 000 граждан были определены в составе казачества Российской Федерации.
Для безопасности в советское время, многие казаки изменили свои имена и прятали свое происхождение.
После распада Советского Союза в 1991 году казачья диаспора стала активно репатриировать историческую и культурную информацию, а также реликвии (включая флаги, обмундирования и медали), в их соответствующие войска в России.

Возрождение казачьей культуры в России

Атаман Бурков считает свою православную веру в качестве центральной части своей идентичности как казака. Он говорит о русской духовности поклонения, и что он полностью поддерживает традиционные ценности и политику, проводимой в настоящее время российским правительством.
Возрождение казачьей культуры в Советском Союзе началось с горбачевской перестройки. В 1988 году СССР был принят закон, разрешающий повторное формирование и создание казачьих войск.
Сегодня в России, по крайней мере 30 казачьих военных училищ, а также некоторые региональные власти передали ограниченные полицейские функции местным казачьим ополчениям, поэтому казаков в традиционной форме, можно увидеть патрулирующих даже улицы Москвы.
Русская армия также имеет с 2005 года казачьей дивизии, и казаки оказались (без приглашения!) – на нескольких постсоветских конфликтах на южных границах России.
Бренд патриотизма и казаков с консервативной политикой и националистической риторикой, который появился недавно, характеризуют третий президентский срок Путина.
Бурков поддерживает это: "В 90-е годы русский язык принял и имел некоторые из худших аспектов западной культуры и морали, а теперь я горжусь тем, что Россия вновь стала великой сверхдержавой и восстанавливает свои традиционные ценности ".
(из книги "Австралийские Истории", которую можно скачать здесь: