Мы жили в эпоху Брежнева

Петр Панасейко
                Сто десять лет тому назад (19 декабря 1906 года) родился будущий генсек ЦК КПСС  Леонид Ильич Брежнев. Второй Ильич в отличие от первого совершил партийный переворот в октябре 1964 года, как говорится, без «особого шума». По крайней мере, ни о каком штурме "Зимнего" мы не слышали. Всё прошло тихо.

                В то время я только-только пошёл в первый класс.  Кто такой Брежнев, понятий не имел. О Никите Сергеевиче уже и в таком возрасте слышал. Родился я  и вырос в украинском селе. С «царицей» полей  знаком не по слухам, ибо кукуруза стала вытеснять другие виды сельскохозяйственной продукции.

                При Брежневе, таким образом, прошла треть моей жизни. Как и многих моих соотечественников. Мы видели всё: и хорошее, и плохое. Начнём с хорошего.

                Ежегодно в школе на 1 Мая, 7 ноября и Новый год получали «сладкие» подарки. Бесплатные!!! Наши родители денег не сдавали на это. Как не тратили они свою зарплату и на другие мероприятия, проводимые в школе. Откуда директор нашей сельской восьмилетней школы брал для этого денежные средства, мы не интересовались. Понятно, что тоже не из своего «кармана». Или же это дело рук районного отдела народного образования, или же – правления местного колхоза. В шестом классе в школе ввели продлённый день, стали нас кормить в обед в школьной столовой. Бесплатно. Но откуда на это деньги, мы знали: по окончании учебного года выезжали в поле колхозное работать всем классом, осенью помогали на полях убирать подсолнух, кукурузу, помидоры, картофель. Главное: за наше питание родители не платили. Это было здорово.
             
                Среднюю школу я  заканчивал в 1974 году уже в городе. Сейчас устроиться на работу проблема взрослому человеку, не говоря о несовершеннолетнем, но тогда, в эпоху Леонида Ильича, такой проблемы у вчерашних школьников просто не существовало. Направление мне дал на завод местный райисполком. Отказывать не имели права.

                После армии я вернулся на завод. Работая, поступил в 1979 году на заочное отделение юридического факультета  университета ( тогда он был один на всю область). Ни копейки не заплатил за обучение. Разве это плохо? А что сейчас творится с оплатой обучения в вузах?

                На заводе ежегодно проходил бесплатно медицинские профосмотры. За лечение  мы тоже не платили ни рубля.

                По путёвкам за 30% от стоимости отдыхал в Одессе, Тирасполе. По бесплатной комсомольской путёвке десять дней отдыхал в Киеве. Несколько раз посещал  Москву, правда, за «свои», но … я до сих пор помню, что билет от аэропорта Курумоч до Москвы стоил 32 рубля. А сегодня? Боюсь даже интересоваться этим.

                Увы, видели мы и плохое. Но не в таких, разумеется,  масштабах, как сегодня.

                Если не член партии, то  поехать в капиталистическую страну было трудновато, а то и невозможно.  Да и в социалистические страны не просто так отпускали. До сих пор  помню рассказ одного  знакомого о поездке в ГДР. Сама  поездка из моей памяти "улетучилась", но остался инструктаж перед ней. Точь-в-точь как в песне Владимира Высоцкого « Инструкция перед поездкой за рубеж».

                Первой большой ошибкой Брежнева  считаю 6-ю статью Конституции СССР 1977 года. Это ж надо  до такого додуматься, до чего не додумались ни Ленин, ни  Сталин, ни Хрущёв. И так все знали, кто  «хозяин» в стране. Но когда КПСС «конституционно» стала «руководящей и направляющей», в стране повеяло диктатурой партии. А Советы отодвинулись на второй план.

                В 1982 году меня избрали депутатом местного Совета народных депутатов. Как раз при Брежневе. Кандидатом в депутаты попал по разнарядке. Как сейчас помню требования: до 35 лет, член КПСС, рабочий. Не буду останавливаться на том, что тогда представляли собой "выборы": в бюллетенях стояла только фамилия одного кандидата. Из кого выбирать? Можно только проголосовать «За» или «Против». Меня больше шокировало другое.

                На первой же сессии, перед её началом собралась партийная группа из депутатов, членов КПСС. Обсуждали вопросы повестки дня и проекты решений. Обсудили и решили.  На самой же сессии остальные депутаты вместе с нами формально проголосовали, утвердив те решения, которые мы приняли на партгруппе.  Всему виной являлась та злополучная статья в новой Конституции. В соответствии с которой, партия «руководила и направляла» «неразумных» депутатов. Попробуй, возрази! «В Конституции прописано», - последует ответ.

                Второй ошибкой Брежнева стал Афганистан. Ходили слухи, что лично Леонид Ильич голосовал против, но это его не оправдывает. За всё в стране отвечал он, как генсек, и как к тому времени Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Почему не настоял, не убедил товарищей по Политбюро?

                В декабре 1979 года ограниченный контингент советских войск появился в горах Афганистана, а в нашей стране стали медленно, но заметно исчезать товары с  прилавков магазинов. Их содержимое направлялось «дружественному» афганскому народу. А тут ещё «на голову» свалилась летняя Олимпиада-80.

                Можно, конечно, продолжать обвинять М.С. Горбачёва в развале Советского Союза, но проблемы Союза начались в декабре 1979 года. При Брежневе. С того времени СССР в глазах мировой общественности выглядел как государство-агрессор. С вытекающими последствиями.  Эти последствия мы ощутили на себе в 1991 году.

                И ещё. Ладно Хрущёв действовал в политике и экономике как бывший «комиссар батальона» на Гражданской войне. Но Брежнев руководил страной «не спеша», откуда, видимо, и появилось понятие «Застойное время». Неужели он, став во главе партии в октябре 1964 года, не мог обратить внимание на слова, записанные в Программе КПСС о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Нечего было смешить народ и далее, а следовало отодвинуть построение коммунизма на неопределённый срок. Отказаться совсем в той ситуации не получилось бы: Брежнев повторил бы судьбу своего предшественника.

                Таким образом, вглядываясь с высоты нынешнего двадцать первого века в эпоху Брежнева, необходимо рассматривать её с разных сторон. Легче всего приклеить ей ярлык «застоя». Но ведь при нём мы видели и хорошее, и плохое. Чего больше, это уже другой вопрос.

19.12.2016 г.